Сцена как лекарство: в Москве представили совместный проект врачей и артистов Малого театра. Он посвящен реабилитации детей после установки кохлеарных имплантов. «Логотеатр» существует с 2021 года, а сейчас его педагоги выпустили методическое пособие, где описывают свой опыт. Репортаж Анны Шустер.
Сегодня они успешно отбивают ритм, а еще год назад жили в абсолютной тишине. Но глухота не стала приговором. По федеральной целевой программе этим детям вживили кохлеарные импланты, а Малый театр пригласил их в специальную театральную студию. Создана она, чтобы помочь мальчикам и девочкам в реабилитации, ведь именно от нее зависит – сможет ли человек с имплантом в будущем вести полноценную жизнь. «Понимаете, здесь такой момент, что жил, жил маленький человечек в мире без звуков, его все устраивало, а потом в какой-то момент он засыпает, просыпается с имплантом, кто-то нажимает на кнопку, и мир на него обрушивается со всеми этими звуками», – поясняет заместитель директора по специальным и детским театральным проектам Малого театра Александра Соломина.
Они могут быть слишком громкими, резкими, пугающими, как, например, рев проезжающих машин. Научиться отличать один звук от другого, понимать, где его источник, распознавать речь окружающих – совсем не простые задачи. Участвовать в их решении в 21-м году вызвался Юрий Соломин. В конце жизни он сам стал плохо слышать и попал на лечение к отоларингологу Николаю Дайхесу. Врач рассказал, что его бабушка была актрисой, и однажды получила письмо с приглашением служить в Малом театре, но не смогла принять предложение. История Соломина тронула, и он спросил, как может помочь маленьким пациентам доктора. «Ведь он был не только театральный режиссер, актер, деятель, он был большой гражданин нашей Родины», – рассказывает директор Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России Николай Дайхес.
В 21-м году «Логотеатр» при Малом был запущен. Каждый год он набирает все больше учеников. За их занятиями следят врачи того же центра, где детям ставили импланты. Путь в мир звуков для слабослышащих детей начинается в операционной, здесь малышам старше года устанавливают кохлеарные импланты, каждая операция длится в среднем 18 минут, но слышать маленькие пациенты начнут только через месяц.
Затем еще несколько лет врачи будут настраивать эту систему, передающую звуковые сигналы к слуховому нерву. «От 125 до восьми тысяч килогерц – все частоты разбиты на 22 канала. Педагоги, которые занимаются в театре, они дают обратную связь, они говорят, что данный ребенок, данный пациент слышит лучше одни звуки, недостаточно хорошо произносит некоторые слова, благодаря тому что мы знаем, на каких частотах, какие слова находятся, мы можем скорректировать карту», – комментирует заведующий отделением сурдологии и слухоречевой реабилитации НМИЦО ФМБА России Виталий Карпов.
С каждым годом с центром оториноларингологии ФМБА России сотрудничает все больше культурных и спортивных учреждений. Федерация художественной гимнастики адаптивного спорта, ГИТИС, Большой театр. Вот далеко не полный перечень. Понимая востребованность социокультурной реабилитации, в Малом театре издали методическое пособие. Уже через год после занятий в специальных группах некоторые дети переходят в обычные и с удовольствием играют на сцене и придумывают новые роли.
Анна Шустер, телеканал «Россия-Культура», 26.09.2024
«Смотрим»: https://smotrim.ru/article/4163331
Сцена как лекарство: в Москве представили совместный проект врачей и артистов Малого театра. Он посвящен реабилитации детей после установки кохлеарных имплантов. «Логотеатр» существует с 2021 года, а сейчас его педагоги выпустили методическое пособие, где описывают свой опыт. Репортаж Анны Шустер.
Сегодня они успешно отбивают ритм, а еще год назад жили в абсолютной тишине. Но глухота не стала приговором. По федеральной целевой программе этим детям вживили кохлеарные импланты, а Малый театр пригласил их в специальную театральную студию. Создана она, чтобы помочь мальчикам и девочкам в реабилитации, ведь именно от нее зависит – сможет ли человек с имплантом в будущем вести полноценную жизнь. «Понимаете, здесь такой момент, что жил, жил маленький человечек в мире без звуков, его все устраивало, а потом в какой-то момент он засыпает, просыпается с имплантом, кто-то нажимает на кнопку, и мир на него обрушивается со всеми этими звуками», – поясняет заместитель директора по специальным и детским театральным проектам Малого театра Александра Соломина.
Они могут быть слишком громкими, резкими, пугающими, как, например, рев проезжающих машин. Научиться отличать один звук от другого, понимать, где его источник, распознавать речь окружающих – совсем не простые задачи. Участвовать в их решении в 21-м году вызвался Юрий Соломин. В конце жизни он сам стал плохо слышать и попал на лечение к отоларингологу Николаю Дайхесу. Врач рассказал, что его бабушка была актрисой, и однажды получила письмо с приглашением служить в Малом театре, но не смогла принять предложение. История Соломина тронула, и он спросил, как может помочь маленьким пациентам доктора. «Ведь он был не только театральный режиссер, актер, деятель, он был большой гражданин нашей Родины», – рассказывает директор Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России Николай Дайхес.
В 21-м году «Логотеатр» при Малом был запущен. Каждый год он набирает все больше учеников. За их занятиями следят врачи того же центра, где детям ставили импланты. Путь в мир звуков для слабослышащих детей начинается в операционной, здесь малышам старше года устанавливают кохлеарные импланты, каждая операция длится в среднем 18 минут, но слышать маленькие пациенты начнут только через месяц.
Затем еще несколько лет врачи будут настраивать эту систему, передающую звуковые сигналы к слуховому нерву. «От 125 до восьми тысяч килогерц – все частоты разбиты на 22 канала. Педагоги, которые занимаются в театре, они дают обратную связь, они говорят, что данный ребенок, данный пациент слышит лучше одни звуки, недостаточно хорошо произносит некоторые слова, благодаря тому что мы знаем, на каких частотах, какие слова находятся, мы можем скорректировать карту», – комментирует заведующий отделением сурдологии и слухоречевой реабилитации НМИЦО ФМБА России Виталий Карпов.
С каждым годом с центром оториноларингологии ФМБА России сотрудничает все больше культурных и спортивных учреждений. Федерация художественной гимнастики адаптивного спорта, ГИТИС, Большой театр. Вот далеко не полный перечень. Понимая востребованность социокультурной реабилитации, в Малом театре издали методическое пособие. Уже через год после занятий в специальных группах некоторые дети переходят в обычные и с удовольствием играют на сцене и придумывают новые роли.
Анна Шустер, телеканал «Россия-Культура», 26.09.2024
«Смотрим»: https://smotrim.ru/article/4163331