Новости

НЕСТАРЕЮЩАЯ КОМЕДИЯ ОСТРОВСКОГО

Первое, с чем сталкивается театр, который берет для постановки «Женитьбу Бальзаминова», - это неизбежное сравнение с блистательным фильмом Константина Воинова. Режиссер Алексей Дубровский избрал единственный возможный путь – найти свои краски, свое прочтение, не покушаясь на идеи, заложенные драматургом-классиком.

Зрители, ожидавшие театрального праздника, возможности посмеяться и насладиться игрой знаменитых актеров, вполне себе оправдали ожидания. Зал встречал громом аплодисментов появление на сцене народных артистов Ирину Муравьеву, Людмилу Полякову, Владимира Носика, Виктора Низового. Ансамбль актеров Малого театра в лучших традициях века девятнадцатого напоминает большую семью, в которой живут несколько поколений.

Вообще, ощущение доброго старого провинциального театра века, скажем, девятнадцатого не покидало на протяжении всего спектакля. Спускающиеся на штанкетах тряпичные декорации, расписанные в нарочито примитивном стиле. Открывающиеся створки декораций являли картонные фигуры живности – свинок, курочек, кошечек, гусей. Угощение на купеческих столах было бумажным, а неимоверной величины арбузы и тыквы в садах – фанерными. Вместе все напоминало детскую книжку-раскладушку с картонными человечками (художник-постановщик Мария Утробина). Однако актеры вопреки бумажным декорациям играли в прежней реалистической манере, словно их окружает добротная старинная мебель, играли, как говорится, по школе, не уронив репутацию Малого театра.

Режиссер отметил: «Работая над спектаклем, я обратил внимание на то, что практически все герои замечательной трилогии Островского про Мишу Бальзаминова вместо реалий повседневности живут иллюзиями и мечтами, – рассказывает Алексей Дубровский. – Мечтает о счастье сына Павла Петровна Бальзаминова, чает большой любви Домна Евстигневна Белотелова, ждёт возможности широко «развернуться» и применить всю свою богатую фантазию сваха Акулина Гавриловна Красавина, своими представлениями о любви живут Капочка и Устинька, а, главное, совершенно неприспособлен к реальному миру главный герой, Михайло Дмитрич Бальзаминов. Александр Николаевич так мастерски и с любовью описал этих «витающих в облаках» персонажей, что единственный трезвомыслящий человек, Нил Борисыч Неуеденов, говорящий о разумных и верных вещах, выглядит на их фоне малоприятным и отталкивающим. Стало понятно, что для создания спектакля по такому многослойному при всей обманчиво кажущейся простоте материалу не обойтись без наших прекрасных ведущих артистов».

Моложавая, задорная сваха Красавина в исполнении н.а. России Людмилы Титовой лихо закручивала интригу, задорно танцевала и вызывала искреннее сочувствие к своей не сложившейся судьбе, когда распевала чувствительный романс о непонятой душе.

Мать Капочки Клеопатра Ивановна Ничкина – н.а. России Людмила Полякова – в ярко-желтом платье, оранжевой кацавейке и красными лентами, вплетенными в прическу – воплощала собой покой патриархального Замоскворечья, где царит неимоверная жара, ленивая нега и любая суета (хоть бы и забота о замужестве дочери), воспринимается как покушение на установленный порядок.

Дикие нравы и необразованность купечества явлены были в образе Нила Борисыча Неуеденова в прекрасном исполнении н.а. России Владимира Носика.
Мир богатства, сладкой жизни и достатка, в который так рвется всеми силами незадачливый Миша Бальзаминов (Денис Корнух), подчеркнуто ярок, словно на картинах Кустодиева. Костюмы персонажей изобилуют радостными и иногда даже крикливыми сочетаниями цветов. При всей нарядности все визуально воспринимается как едва уловимая ирония по отношению к обитателям «рублёвки» позапрошлого века. Бальзаминов же в отличие от них одет в скромный коричневый сюртук, только в сценах своих сладких снов он облачается в ночную рубашку мечтательно-голубого цвета.

Бальзаминов в этом спектакле ни разу не глупый, инфантильный ребенок. Он вполне себе здраво рассуждающий честолюбивый молодой человек, который твердо решил добиться своей цели – жениться на богатой. Он совершенно в духе подросткового бунта протестует против любых попыток маменьки (н.а. России Ирина Муравьева) или прислуги называть его дураком и развивает бурную деятельность по завоеванию девиц. Правда, иногда его детскость стыдливо прорывается в желании покачаться на коленях у маменьки. Когда же Мишенька сталкивается с обманом или откровенным хамством в свой адрес, он растерян и вызывает неподдельное сочувствие. Надетая чужая маска честолюбца и ловца невест мгновенно слетает, а под ней обнаруживается такое понятное желание найти сочувствие, близкую душу, любовь.

И настоящей наградой за все мытарства для Мишеньки становится встреча с Белотеловой (н.а. России С. Аманова). Этакое воплощение розовой мечты в розовом же воздушном платье, напоминающем пирожное в заветной лавке кондитера. И вновь – никакого сравнения с памятным образом из фильма. Мягкость, простодушие и то же самое стремление найти любящее сердце. Может быть поэтому момент встречи Миши и Белотеловой – когда оба повторяют один и тот же жест, словно в детской игре – один из самых трогательных в спектакле.

Крошечную эпизодическую роль отставного офицера Лукьяна Лукьяновича Чебакова развернули в целый эпизод. Здесь письмо с предложением побега громовым голосом пророка читает сам Чебаков (н.а. России Виктор Низовой), являясь в видении влюбленной Анфисы (Мария Кривенцова). Здесь крошечная фраза – «уеду на Кавказ» – оборачивается зажигательным танцем джигитов в папахах. Сам же Чебаков создан совсем другими красками, нежели памятный образ в исполнении Ролана Быкова. Чебаков Низового – мощный, волевой, беспринципный, и…неимоверно обаятельный.

Танцы занимают значительную часть спектакля. Они то являют мечтания главного героя, то демонстрируют массовку. Звучит выразительная музыка Валерия Гаврилина из созданного им балета «Женитьба Бальзаминова».

«Женитьба Бальзаминова» и «Капитанская дочка», привезённые Малым театром, стали продолжением обменных гастролей. В прошлом сезоне Волковский привозил в Москву три названия – «Ледяное сердце», «Обломов» и «Так и будет», осенью – москвичи привезли свои недавние премьеры на суд ярославской публики. Гастроли еще раз подтвердили высокий уровень мастерства труппы Малого театра и горячую любовь поклонников из числа ярославской публики.


Светлана Гиршон, сайт «Культурная Эволюция», 16.09.2024
Фото: Евгений Люлюкин
Оригинал статьи: https://yarcenter.ru/blogs/svetlana-girshon/nestar...


Дата публикации: 16.09.2024

Первое, с чем сталкивается театр, который берет для постановки «Женитьбу Бальзаминова», - это неизбежное сравнение с блистательным фильмом Константина Воинова. Режиссер Алексей Дубровский избрал единственный возможный путь – найти свои краски, свое прочтение, не покушаясь на идеи, заложенные драматургом-классиком.

Зрители, ожидавшие театрального праздника, возможности посмеяться и насладиться игрой знаменитых актеров, вполне себе оправдали ожидания. Зал встречал громом аплодисментов появление на сцене народных артистов Ирину Муравьеву, Людмилу Полякову, Владимира Носика, Виктора Низового. Ансамбль актеров Малого театра в лучших традициях века девятнадцатого напоминает большую семью, в которой живут несколько поколений.

Вообще, ощущение доброго старого провинциального театра века, скажем, девятнадцатого не покидало на протяжении всего спектакля. Спускающиеся на штанкетах тряпичные декорации, расписанные в нарочито примитивном стиле. Открывающиеся створки декораций являли картонные фигуры живности – свинок, курочек, кошечек, гусей. Угощение на купеческих столах было бумажным, а неимоверной величины арбузы и тыквы в садах – фанерными. Вместе все напоминало детскую книжку-раскладушку с картонными человечками (художник-постановщик Мария Утробина). Однако актеры вопреки бумажным декорациям играли в прежней реалистической манере, словно их окружает добротная старинная мебель, играли, как говорится, по школе, не уронив репутацию Малого театра.

Режиссер отметил: «Работая над спектаклем, я обратил внимание на то, что практически все герои замечательной трилогии Островского про Мишу Бальзаминова вместо реалий повседневности живут иллюзиями и мечтами, – рассказывает Алексей Дубровский. – Мечтает о счастье сына Павла Петровна Бальзаминова, чает большой любви Домна Евстигневна Белотелова, ждёт возможности широко «развернуться» и применить всю свою богатую фантазию сваха Акулина Гавриловна Красавина, своими представлениями о любви живут Капочка и Устинька, а, главное, совершенно неприспособлен к реальному миру главный герой, Михайло Дмитрич Бальзаминов. Александр Николаевич так мастерски и с любовью описал этих «витающих в облаках» персонажей, что единственный трезвомыслящий человек, Нил Борисыч Неуеденов, говорящий о разумных и верных вещах, выглядит на их фоне малоприятным и отталкивающим. Стало понятно, что для создания спектакля по такому многослойному при всей обманчиво кажущейся простоте материалу не обойтись без наших прекрасных ведущих артистов».

Моложавая, задорная сваха Красавина в исполнении н.а. России Людмилы Титовой лихо закручивала интригу, задорно танцевала и вызывала искреннее сочувствие к своей не сложившейся судьбе, когда распевала чувствительный романс о непонятой душе.

Мать Капочки Клеопатра Ивановна Ничкина – н.а. России Людмила Полякова – в ярко-желтом платье, оранжевой кацавейке и красными лентами, вплетенными в прическу – воплощала собой покой патриархального Замоскворечья, где царит неимоверная жара, ленивая нега и любая суета (хоть бы и забота о замужестве дочери), воспринимается как покушение на установленный порядок.

Дикие нравы и необразованность купечества явлены были в образе Нила Борисыча Неуеденова в прекрасном исполнении н.а. России Владимира Носика.
Мир богатства, сладкой жизни и достатка, в который так рвется всеми силами незадачливый Миша Бальзаминов (Денис Корнух), подчеркнуто ярок, словно на картинах Кустодиева. Костюмы персонажей изобилуют радостными и иногда даже крикливыми сочетаниями цветов. При всей нарядности все визуально воспринимается как едва уловимая ирония по отношению к обитателям «рублёвки» позапрошлого века. Бальзаминов же в отличие от них одет в скромный коричневый сюртук, только в сценах своих сладких снов он облачается в ночную рубашку мечтательно-голубого цвета.

Бальзаминов в этом спектакле ни разу не глупый, инфантильный ребенок. Он вполне себе здраво рассуждающий честолюбивый молодой человек, который твердо решил добиться своей цели – жениться на богатой. Он совершенно в духе подросткового бунта протестует против любых попыток маменьки (н.а. России Ирина Муравьева) или прислуги называть его дураком и развивает бурную деятельность по завоеванию девиц. Правда, иногда его детскость стыдливо прорывается в желании покачаться на коленях у маменьки. Когда же Мишенька сталкивается с обманом или откровенным хамством в свой адрес, он растерян и вызывает неподдельное сочувствие. Надетая чужая маска честолюбца и ловца невест мгновенно слетает, а под ней обнаруживается такое понятное желание найти сочувствие, близкую душу, любовь.

И настоящей наградой за все мытарства для Мишеньки становится встреча с Белотеловой (н.а. России С. Аманова). Этакое воплощение розовой мечты в розовом же воздушном платье, напоминающем пирожное в заветной лавке кондитера. И вновь – никакого сравнения с памятным образом из фильма. Мягкость, простодушие и то же самое стремление найти любящее сердце. Может быть поэтому момент встречи Миши и Белотеловой – когда оба повторяют один и тот же жест, словно в детской игре – один из самых трогательных в спектакле.

Крошечную эпизодическую роль отставного офицера Лукьяна Лукьяновича Чебакова развернули в целый эпизод. Здесь письмо с предложением побега громовым голосом пророка читает сам Чебаков (н.а. России Виктор Низовой), являясь в видении влюбленной Анфисы (Мария Кривенцова). Здесь крошечная фраза – «уеду на Кавказ» – оборачивается зажигательным танцем джигитов в папахах. Сам же Чебаков создан совсем другими красками, нежели памятный образ в исполнении Ролана Быкова. Чебаков Низового – мощный, волевой, беспринципный, и…неимоверно обаятельный.

Танцы занимают значительную часть спектакля. Они то являют мечтания главного героя, то демонстрируют массовку. Звучит выразительная музыка Валерия Гаврилина из созданного им балета «Женитьба Бальзаминова».

«Женитьба Бальзаминова» и «Капитанская дочка», привезённые Малым театром, стали продолжением обменных гастролей. В прошлом сезоне Волковский привозил в Москву три названия – «Ледяное сердце», «Обломов» и «Так и будет», осенью – москвичи привезли свои недавние премьеры на суд ярославской публики. Гастроли еще раз подтвердили высокий уровень мастерства труппы Малого театра и горячую любовь поклонников из числа ярославской публики.


Светлана Гиршон, сайт «Культурная Эволюция», 16.09.2024
Фото: Евгений Люлюкин
Оригинал статьи: https://yarcenter.ru/blogs/svetlana-girshon/nestar...


Дата публикации: 16.09.2024