Первый день сентября омрачился колоссальной, невосполнимой утратой – ушёл из жизни Алексей Сергеевич Кудинович. Народный артист России, всю свою творческую жизнь, 50 с лишним лет, посвятивший Малому театру.
Первое, о чём думаешь в связи с Алексеем Кудиновичем, – насколько это яркая личность. Феноменально одарённый человек, выламывавшийся из любых рамок. Когда он получал новую роль, это была радость для зрителей, наслаждение для театральных критиков – и головная боль для режиссёров: у Кудиновича на всё имелась своя точка зрения. А потом, наспорившись всласть, он выходил на сцену – и рождались настоящие шедевры: генерал Варравин («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина), купец Восмибратов («Лес» А.Н.Островского), мыльный фабрикант Мерлюш («Таинственный ящик» П.Каратыгина), спесивый жених Апломбов («Свадьба, свадьба, свадьба!» по А.П.Чехову), сторож управы Ферапонт («Три сестры» А.П.Чехова). Любая, даже незначительная, казалось бы, роль получалась у Кудиновича запоминающейся – сцена убийства безымянного слуги Корнуола производила не меньшее впечатление, чем гибель центральных героев «Короля Лира». Что уж говорить об одной из лучших работ актёра – трагикомичном старце Богдане Курюкове. Этот колоритный персонаж появлялся на сцене единственный раз, но был одним из самых ярких в легендарном спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого.
Алексей Сергеевич – из тех, кого в старину называли лицедеями. Он мог быть эксцентричным, трогательным, зловещим, смешным, добрым, надменным. Органичность и природный вкус не позволяли ему «перегибать палку». «Главное – мера» – таков был художественный принцип актёра.
Кудинович блистал в небольших ролях, но «эпизодником» он не был никогда. Важным событием в творческой биографии актёра стали два героя русского классического репертуара – Самсон Большов («Свои люди – сочтёмся!» А.Н.Островского) и Аким («Власть тьмы»). Драму Льва Толстого поставил Юрий Соломин, любивший работать с Кудиновичем и занимавший его в шести своих спектаклях. Исполнение актёра получило высокую оценку театральной критики: «Кудинович играет невероятно деликатно, – писала Наталья Казьмина. – Без пафоса, без позы морализаторства. Играет народный тип естественного, с голубиной душой человека. Почти Платона Каратаева. Иногда кажется, что его Аким даже краснеет, когда при нём лгут, орут, хамят, покрывают грех. Он сгорает от стыда каждую минуту, пребывая в доме сына. Через такого Акима лучше всего читается и цель Соломина: напомнить зрителю, что «стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой», а «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие»».
Алексей Кудинович останется в памяти как парадоксальный, остроумный, ни на кого не похожий человек. Блестящий актёр, одна из самобытнейших красок в богатой палитре Малого театра.
Выражаем глубокие соболезнования родным, близким и всем поклонникам творчества Алексея Сергеевича Кудиновича. Светлая память и вечный покой!
Коллектив Малого театра
Первый день сентября омрачился колоссальной, невосполнимой утратой – ушёл из жизни Алексей Сергеевич Кудинович. Народный артист России, всю свою творческую жизнь, 50 с лишним лет, посвятивший Малому театру.
Первое, о чём думаешь в связи с Алексеем Кудиновичем, – насколько это яркая личность. Феноменально одарённый человек, выламывавшийся из любых рамок. Когда он получал новую роль, это была радость для зрителей, наслаждение для театральных критиков – и головная боль для режиссёров: у Кудиновича на всё имелась своя точка зрения. А потом, наспорившись всласть, он выходил на сцену – и рождались настоящие шедевры: генерал Варравин («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина), купец Восмибратов («Лес» А.Н.Островского), мыльный фабрикант Мерлюш («Таинственный ящик» П.Каратыгина), спесивый жених Апломбов («Свадьба, свадьба, свадьба!» по А.П.Чехову), сторож управы Ферапонт («Три сестры» А.П.Чехова). Любая, даже незначительная, казалось бы, роль получалась у Кудиновича запоминающейся – сцена убийства безымянного слуги Корнуола производила не меньшее впечатление, чем гибель центральных героев «Короля Лира». Что уж говорить об одной из лучших работ актёра – трагикомичном старце Богдане Курюкове. Этот колоритный персонаж появлялся на сцене единственный раз, но был одним из самых ярких в легендарном спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого.
Алексей Сергеевич – из тех, кого в старину называли лицедеями. Он мог быть эксцентричным, трогательным, зловещим, смешным, добрым, надменным. Органичность и природный вкус не позволяли ему «перегибать палку». «Главное – мера» – таков был художественный принцип актёра.
Кудинович блистал в небольших ролях, но «эпизодником» он не был никогда. Важным событием в творческой биографии актёра стали два героя русского классического репертуара – Самсон Большов («Свои люди – сочтёмся!» А.Н.Островского) и Аким («Власть тьмы»). Драму Льва Толстого поставил Юрий Соломин, любивший работать с Кудиновичем и занимавший его в шести своих спектаклях. Исполнение актёра получило высокую оценку театральной критики: «Кудинович играет невероятно деликатно, – писала Наталья Казьмина. – Без пафоса, без позы морализаторства. Играет народный тип естественного, с голубиной душой человека. Почти Платона Каратаева. Иногда кажется, что его Аким даже краснеет, когда при нём лгут, орут, хамят, покрывают грех. Он сгорает от стыда каждую минуту, пребывая в доме сына. Через такого Акима лучше всего читается и цель Соломина: напомнить зрителю, что «стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой», а «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие»».
Алексей Кудинович останется в памяти как парадоксальный, остроумный, ни на кого не похожий человек. Блестящий актёр, одна из самобытнейших красок в богатой палитре Малого театра.
Выражаем глубокие соболезнования родным, близким и всем поклонникам творчества Алексея Сергеевича Кудиновича. Светлая память и вечный покой!
Коллектив Малого театра