Новости

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!

Валерий Алексеевич Афанасьев, народный артист России, лауреат премии Правительства России, окончил ВТУ им. Б.Щукина (курс М.Р. Тер-Захаровой), после чего сразу был приглашён в Московский драматический театр им. Н.В.Гоголя на главную роль. Там он встретился с выдающимся режиссёром Валерием Беляковичем и перешёл вслед за ним в Театр на Юго-Западе, прослужив в Театре им. Гоголя 20 лет. Белякович писал о Валерии Алексеевиче: «Хотя он – актер античного размаха, но ему всегда были важны неустанный дух творчества, дух поиска в искусстве, самоотдача. В. Афанасьев, как истинный талант, многогранен. В нём есть тайна, он неисчерпаем».

Прослужив в Театре на Юго-Западе более 20 лет Афанасьев перешёл в Театр им. К.С.Станиславского, а в 2017-м – в Малый театр. Он пришёл в нашу труппу уже популярным артистом, признанным мастером с богатой творческой биографией. За 7 лет он стал одним из ведущих артистов труппы. На подмостках Малого театра он исполнил 16 ролей, каждая из которых раскрывает разные грани его таланта.
Уже 1 сентября Валерий Алексеевич выйдет на сцену в роли Фамусова («Горе от ума»), а сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагмент буклета об Афанасьеве из серии «Библиотека Малого театра»:

Очень интересным, на мой взгляд, оказался и ввод Валерия Афанасьева в спектакль Сергея Женовача «Горе от ума». Сыграть роль, в которой блистал Юрий Соломин, было для артиста и по-своему соблазнительно, и невероятно ответственно.
Павел Афанасьевич Фамусов в интерпретации Валерия Афанасьева оказался иным: более оживлённый и игривый в первой же сцене с Лизой, он испытывал настоящий страх при мысли о появлении дочери. И было очевидно: это не от того, что Софья застанет почтенного папеньку обнимающим девушку, а от того, что его авторитет отца, придерживающегося во всём самых строгих правил, сильно поколеблется. Тем более что и мать Софьи, по словам Павла Афанасьевича, не отличалась высокой нравственностью…
Любопытно наблюдать за Фамусовым в общении с разными людьми: меняется не только выражение лица, на котором отражаются потаённые мысли и эмоции, – другой становится интонация.
Так, совершенно очевидна симпатия к Чацкому, несмотря на одобрение, с которым Фамусов рассказывает о трижды упавшем Максиме Петровиче, или то, как он осуждает молодое поколение («…все вы гордецы…»). Павел Афанасьевич слушает обвинения Чацкого обществу не просто с намёком на сочувствие, а с долей зависти. Достаточно интонации, с которой произносится «Он вольность хочет проповедать!» Но вот появляется Скалозуб – и льстивые, обольщающие ноты начинают преобладать в каждом слове Фамусова, в лёгких дружеских прикосновениях к плечу…
И происходит это по очень простой причине. Фамусов давно и прочно усвоил непреложную истину: «Всем дело до меня!» Он абсолютно убеждён, что обязан посещать и крестины, и погребения – и не просто присутствовать, а быть замеченным, особым.
С каждым, кто появляется в его доме, Фамусов уверенно ведёт свою роль, незаметно и умело подстраиваясь к настроениям окружающих, какими бы разными они ни были. Он может позволить себе в пределах собственного «царства» абсолютно всё: кому-то наспех поклониться, кому-то поцеловать ручку, кого-то просто не заметить, или вообще бросить гостей и уйти со Скалозубом в кабинет. И очень характерен жест Фамусова, когда он быстро и совсем не искренне осеняет себя крестным знамением, что происходит несколько раз на протяжении спектакля.
А в финале, расслабившись, Павел Афанасьевич сидит в кресле в накинутой ему Софьей на плечи шали и слушает обвинения Чацкого. Слушает, понимая, как во многом прав молодой бунтарь, поколение которого рано или поздно победит. Верно отметил некогда Юрий Тынянов: Пушкин был брожением вина в нашей литературе (можно сказать и шире – культуре), а Грибоедов – уксусным брожением. А оно, это уксусное, разъедает и может уничтожить.
Когда Чацкий убегает из дома Фамусова, Павел Афанасьевич словно пробуждается от гипноза, вернувшись в свою собственную реальность: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Это пока – главное, то, на чём строится окружающий мир, где не только до Фамусова, а всем до всех есть дело.

Очерк Н.Д. Старосельской из серии «Библиотека Малого театра».


Дата публикации: 21.08.2024

Валерий Алексеевич Афанасьев, народный артист России, лауреат премии Правительства России, окончил ВТУ им. Б.Щукина (курс М.Р. Тер-Захаровой), после чего сразу был приглашён в Московский драматический театр им. Н.В.Гоголя на главную роль. Там он встретился с выдающимся режиссёром Валерием Беляковичем и перешёл вслед за ним в Театр на Юго-Западе, прослужив в Театре им. Гоголя 20 лет. Белякович писал о Валерии Алексеевиче: «Хотя он – актер античного размаха, но ему всегда были важны неустанный дух творчества, дух поиска в искусстве, самоотдача. В. Афанасьев, как истинный талант, многогранен. В нём есть тайна, он неисчерпаем».

Прослужив в Театре на Юго-Западе более 20 лет Афанасьев перешёл в Театр им. К.С.Станиславского, а в 2017-м – в Малый театр. Он пришёл в нашу труппу уже популярным артистом, признанным мастером с богатой творческой биографией. За 7 лет он стал одним из ведущих артистов труппы. На подмостках Малого театра он исполнил 16 ролей, каждая из которых раскрывает разные грани его таланта.
Уже 1 сентября Валерий Алексеевич выйдет на сцену в роли Фамусова («Горе от ума»), а сегодня мы предлагаем вашему вниманию фрагмент буклета об Афанасьеве из серии «Библиотека Малого театра»:

Очень интересным, на мой взгляд, оказался и ввод Валерия Афанасьева в спектакль Сергея Женовача «Горе от ума». Сыграть роль, в которой блистал Юрий Соломин, было для артиста и по-своему соблазнительно, и невероятно ответственно.
Павел Афанасьевич Фамусов в интерпретации Валерия Афанасьева оказался иным: более оживлённый и игривый в первой же сцене с Лизой, он испытывал настоящий страх при мысли о появлении дочери. И было очевидно: это не от того, что Софья застанет почтенного папеньку обнимающим девушку, а от того, что его авторитет отца, придерживающегося во всём самых строгих правил, сильно поколеблется. Тем более что и мать Софьи, по словам Павла Афанасьевича, не отличалась высокой нравственностью…
Любопытно наблюдать за Фамусовым в общении с разными людьми: меняется не только выражение лица, на котором отражаются потаённые мысли и эмоции, – другой становится интонация.
Так, совершенно очевидна симпатия к Чацкому, несмотря на одобрение, с которым Фамусов рассказывает о трижды упавшем Максиме Петровиче, или то, как он осуждает молодое поколение («…все вы гордецы…»). Павел Афанасьевич слушает обвинения Чацкого обществу не просто с намёком на сочувствие, а с долей зависти. Достаточно интонации, с которой произносится «Он вольность хочет проповедать!» Но вот появляется Скалозуб – и льстивые, обольщающие ноты начинают преобладать в каждом слове Фамусова, в лёгких дружеских прикосновениях к плечу…
И происходит это по очень простой причине. Фамусов давно и прочно усвоил непреложную истину: «Всем дело до меня!» Он абсолютно убеждён, что обязан посещать и крестины, и погребения – и не просто присутствовать, а быть замеченным, особым.
С каждым, кто появляется в его доме, Фамусов уверенно ведёт свою роль, незаметно и умело подстраиваясь к настроениям окружающих, какими бы разными они ни были. Он может позволить себе в пределах собственного «царства» абсолютно всё: кому-то наспех поклониться, кому-то поцеловать ручку, кого-то просто не заметить, или вообще бросить гостей и уйти со Скалозубом в кабинет. И очень характерен жест Фамусова, когда он быстро и совсем не искренне осеняет себя крестным знамением, что происходит несколько раз на протяжении спектакля.
А в финале, расслабившись, Павел Афанасьевич сидит в кресле в накинутой ему Софьей на плечи шали и слушает обвинения Чацкого. Слушает, понимая, как во многом прав молодой бунтарь, поколение которого рано или поздно победит. Верно отметил некогда Юрий Тынянов: Пушкин был брожением вина в нашей литературе (можно сказать и шире – культуре), а Грибоедов – уксусным брожением. А оно, это уксусное, разъедает и может уничтожить.
Когда Чацкий убегает из дома Фамусова, Павел Афанасьевич словно пробуждается от гипноза, вернувшись в свою собственную реальность: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Это пока – главное, то, на чём строится окружающий мир, где не только до Фамусова, а всем до всех есть дело.

Очерк Н.Д. Старосельской из серии «Библиотека Малого театра».


Дата публикации: 21.08.2024