Его творческая карьера началась и развивалась в годы, когда в театре и кино господствовали персонажи, громко заявляющие о себе и своих намерениях, персонажи ярких, определенных чувств и волеизъявлений. На первый план выходили исполнители, выражающие эмоции бравурно, громко, с пафосом. Артисты, так называемого «большого» стиля.
Куликов же, кого бы он ни играл, всегда чуждался малейшей экзальтации, тщательно избегал декларативности. Чрезмерная откровенность и обнаженность чувств, повышенная нервозность не были ему свойственны никогда. Казалось, что он стеснялся их, справедливо полагая, что воспитанный человек, к тому же мужчина, не должен слишком привлекать внимание к своим личным переживаниям и личным поступкам.
Его герои всегда сдержаны в своих проявлениях. Стиль их поведения небросок, манеры деликатны. Это – люди высокого напряжения интеллекта и тонкой душевной организации, люди, для которых характерны особая чуткость и обостренная совестливость. Короче говоря, настоящие интеллигенты.
Сколько он сыграл их в театре и кино, на радио и ТВ героев-интеллигентов, людей отзывчивой души и доброго открытого сердца, людей чести и совести! Сколько их было в послужном списке артиста Георгия Куликова ролей ученых самых разных наук и званий, следователей, военных, дипломатов, педагогов, врачей – людей по профессии и по сути своей, принадлежащих к интеллигенции. Иногда робких, иногда смелых и решительных, порой веселых, чаще печальных, нередко слегка чудаковатых, но всегда неравнодушных и неизменно несущих в себе большой потенциал добра. Сам он был удивительно добрым и порядочным человеком. И потому был так убедителен в ролях хороших, благородных людей.
Такими были его Алексей, молодой талантливый ученый-биолог в фильме «Обыкновенный человек», Митя, делающий серьезные открытия физик, в «Чистом небе», романтик революции Семен в ленте «Двадцать лет спустя», снятой по сценарию М. Светлова, следователь Лекарев, ведущий решительный бой за оправдание невиновного человека, в картине «Человек, который сомневается», учитель Сани Кораблев, верный рыцарь прекрасной Дамы и благороднейший человек, в экранизации романа В. Каверина «Два капитана» … И еще множество замечательных персонажей — людей одухотворенных, чистых, прекрасных.
В 1946 году Георгий Куликов окончил театральное училище имени М.С. Щепкина, курс, которым руководил выдающийся художник сцены, актер и режиссер Константин Зубов. Его коллега, артист Малого театра Г.Д. Сергеев, учившийся вместе с ним, рассказывает, что Куликов выделялся среди всех студентов какой-то особенной мягкостью манер, врожденной интеллигентностью, неизменной доброжелательностью и, конечно же, талантом. В студенческом спектакле «Чайка» Куликов блистательно играл Тригорина, и мастер, оценив глубину трактовки и тонкость исполнения роли, заявил ученику: «Юра, дорогой, Чехов весь твой!»
Дипломной работой Куликова была роль Астрова в «Дяде Ване». На выпускной спектакль пришли не только корифеи Малого, но и знаменитые артисты Художественного театра Хмелев и Добронравов. Талантливое и точное исполнение Куликовым сложнейшей чеховской роли настолько убедило мхатовцев, что они сразу же предложили ему вступить в труппу Художественного театра. Но Зубов, заявил, что Куликов уже принят в Малый театр. Сам же молодой артист был счастлив остаться в Малом, ведь он всегда мечтал работать именно в этом театре!
Однако карьера Георгия Куликов в старейшем московском театре складывалась совсем непросто. Вопреки обещаниям учителя Чехова на профессиональной сцене сыграть ему так и не довелось. И вообще интересных ролей начинающему артисту ждать пришлось долго. Даже, несмотря на то, что первое десятилетие профессиональной работы Куликова его мастер К.А. Зубов возглавлял Малый театр, получить большую роль, играя в столь блистательной труппе, какая собралась тогда на старейшей сцене, было чрезвычайно сложно.
Это были годы, когда на прославленной сцене выступали выдающиеся артисты. Рядом со знаменитыми «стариками» и «старухами» Малого играли замечательные артисты среднего поколения И.В. Ильинский, М.И. Жаров, Б.А. Бабочкин, М.И. Царев, Н.А. Анненков… А вскоре пришли в театр талантливые молодые коллеги Куликова Н.В. Подгорный, Е.С. Матвеев, В.Д. Доронин, Б.Ф. Горбатов… Труппа представляла собой собрание ярчайших дарований, крупных актерских индивидуальностей. Конкуренция была огромная. А Куликов с его редкой деликатностью и скромностью был не из тех артистов, который мог бы просить роли для себя. Ждать и надеяться порой приходилось годами. И ожидание было бы совсем невыносимым, если бы не выручало кино.
В кино он дебютировал в 1955 году в роли молодого человека Кости у режиссера Ю. Райзмана в «Уроке жизни». Затем последовали художник Усиков в картине «Карнавальная ночь», биолог Алексей в фильме «Обыкновенный человек», снятом по сценарию Л. Леонова и М. Ромма, Митя в «Чистом небе»… Снимался он также в фильмах «Девушка без адреса», «Случай на шахте», «Прыжок на заре», «Трижды воскресший», «Им покоряется небо», «Арктур – гончий пес» и многих других.
Он играл в фильмах Ю. Райзмана, Э. Рязанова, Л. Гайдая, Г. Чухрая, А. Манасаровой, Т. Лиозновой, Е. Карелова и других ведущих режиссеров советского кинематографа. Роли были главные и второстепенные, большие и совсем эпизодические. Но почти все киногерои Куликова были объединены некоторыми общими качествами. Это были люди глубоко неравнодушные, по-настоящему увлеченные своим делом, люди с обостренным сознанием чести и долга, органически не способные мириться с подлостью и несправедливостью.
Одна из лучших ролей Куликова в кино – следователь Лекарев в фильме «Человек, который сомневается» (режиссеры Л. Агранович и В. Семаков). Вопреки почти очевидным фактам Лекарев Куликова настойчиво искал истинную разгадку преступления. Казалось бы, что ему волноваться. Преступник схвачен, все улики против него — можно закрывать дело. Тем более, что сам обвиняемый, которого с потрясающей силой играл О. Даль, отчаявшись и не веря в успех, ничем не помогал следствию. Но герой Куликова, понимая, что дело не такое простое, как могло показаться на первый взгляд, и интуитивно чувствуя непричастность подследственного к преступлению, упорно ищет доказательства его невиновности. Ищет и находит. Потому что иначе не может жить.
У артиста Георгия Куликова было редкое качество. Он умел долго держать крупный план, и наблюдать за ним в это время было поразительно интересно. Он умел думать на сцене и на экране, и это было убедительно и захватывающе. Персонажи его фильмов предвосхитили киногероев Баталова, Смоктуновского, Олега Янковского. Но, к сожалению, актер появился на советском экране чуть раньше, чем его могли по-настоящему понять. Ни публика, ни даже критики и режиссеры не были готовы к восприятию его утонченного стиля, не сумели по достоинству оценить неброский, но внутренне чрезвычайно наполненный способ существования актера на экране. Он не был должным образом услышан, не был востребован в полной мере. И все же сделать удалось немало. И в кино, и на радио, и на телевидении.
Куликов создал более двадцати киноэкранных образов. Он запечатлен на телепленке во многих спектаклях Малого театра, а также в оригинальных телепостановках. Он сыграл Желткова в радиокомпозиции по «Гранатовому браслету» Куприна, а также множество персонажей в радиоспектаклях по произведениям современных писателей и драматургов. А еще он записал большое количество стихов поэтов-классиков и поэтов-современников: Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Заболоцкого и многих других. Стихи он читал замечательно, многие его программы навсегда вошли в золотой фонд Гостелерадио.
И, конечно же, очень многое, несмотря на некоторую неласковость его актерской судьбы, удалось Куликову совершить в своем родном театре. Малому театру он служил до последнего дня жизни – более 50 лет!
Малый театр был его счастьем и его болью. С ним были связаны самые прекрасные мечты и наиболее глубокие переживания. Здесь он познал радость побед и горечь несбывшихся надежд. Малый театр был его Жизнью, его Судьбой.
Как и многим другим большим артистам, ему не удалось избежать периодов вынужденного простоя. Здесь, на сцене, которой он служил всю свою жизнь, Куликов испытал горечь разочарований и муку ожидания, но здесь же, в Малом театре, у него был свой по-настоящему звездный час. Длительный период его сценической жизни он играл главные роли во многих спектаклях репертуара, став одним из ведущих артистов труппы, которая в те годы состояла почти что из одних звезд.
Это случилось не сразу. В первый сезон своей службы в старейшем театре и потом еще много лет Куликов играл в основном совсем маленькие, почти эпизодические роли, лишь изредка получая большие роли. Но постепенно ситуация менялась. Его творческая жизнь в театре и кино становилась все интенсивнее и интереснее. Ему стали охотно поручать роли в своих постановках Ильинский и Бабочкин, затем пришедший в Малый театр Евгений Симонов, а позднее Борис Равенских, Леонид Хейфец, Борис Львов-Анохин, Владимир Андреев, Виталий Соломин…
Но более всех ценил неповторимую актерскую индивидуальность Куликова, его сценическое и человеческое обаяние Леонид Варпаховский, работавший в Малом театре в 60-е годы. Мягкая сценическая манера и тонкость исполнения, свойственные Куликову, его особая органика и внутренняя пластичность, его интеллектуализм и тонкий юмор были понятны и чрезвычайно близки этому замечательному режиссеру. Он разглядел в Куликове героя нового времени и занимал его во всех своих постановках. Многие свои лучшие роли артист сыграл именно в спектаклях Варпаховского.
«Палата», «Главная роль», «Дипломат», поставленные по пьесам С. Алешина, и, конечно же, «Так и будет» К. Симонова – в центре каждого из этих спектаклей был любимый актер Варпаховского Георгий Куликов. Замечательные образы создал Куликов и в других знаменитых спектаклях Варпаховского: «Маскарад», «Оптимистическая трагедия», «Путешественник без багажа», «Рождество в доме синьора Купьелло».
И еще одна судьбоносная встреча случилась у Куликова в Малом театре. Здесь он встретил свою большую Любовь, свою Музу, друга, жену – актрису Галину Микшун. Очаровательную женщину, прекрасную, умную, тонкую, такую же деликатную и интеллигентную, как и он. Их любовь была трудной, имела препятствия, была всерьез испытана временем. Но, соединившись, они уже не расставались ни на день до самого его последнего часа.
Они составляли удивительно красивую гармоничную пару. Относились друг к другу с особенным вниманием и заботой, но никогда не замыкались в своей любви, не отгораживались от окружающих. Людям, близким им по духу, «по группе крови», они открывались с готовностью и радостью. Встречаться, беседовать, общаться с ними было настоящим наслаждением. И солидная разница в возрасте ничуть не мешала. Они всегда держались просто и доброжелательно, общались легко и даже весело, и всегда любой разговор, любая ситуация была окрашена их мягким неповторимым юмором.
Для простоты и легкости общения с годами они даже выработали свой собственный язык, понятный лишь им самим и близкому окружению: какие-то совершенно особенные, очень симпатичные, теплые и остроумные словечки и короткие фразы с особым значением, которые воспринимались как свой код, как тайный пароль, распознаваемый лишь посвященными. Например, у них был свой традиционный тост, обращенный и к себе самим, и к друзьям и близким: «За Мы!» Именно, не «за нас», а «за Мы!». И в этом обращении чувствовалась тонкая самоирония, теплота и искренность, сторонящаяся выспренности и чрезмерного пафоса.
Потеряв Георгия Ивановича, Галина Григорьевна удивительно достойно переносит свое вдовство. Не забывая ни на минуту о любимом человеке, она не отгораживается от жизни, от людей, от любимой работы. Продолжает служить Малому театру. Живо интересуется всем происходящим в театральном мире, посещая наиболее интересные спектакли и театральные вечера. И в той же мягкой деликатной манере, с тем же тонким юмором, как и прежде, общается с друзьями и коллегами. Иногда вдруг на полуслове она обрывает себя: «Все, хватит, помолчу. Юрочка сказал бы: Много говоришь».
Наверное, и мне надо заканчивать эти заметки, чтобы не заслужить упрека в многословии. Расскажу только напоследок одну замечательную историю, услышанную мной от артиста М. Янушкевича и театрального критика А. Михалевой, которые были когда-то вместе с Микшун и Куликовым в туристической поездке во Франции.
Как-то во время экскурсии перед входом в один из знаменитых парижских храмов их всех попросили пройти специальный контроль. Все и прошли его благополучно. А Георгий Иванович, сколько не пытался преодолеть контроль, все время звенел. Он уже проверил все карманы в поисках ключей, монет или чего-то еще в этом роде, но звон не прекращался. «Месье, — обратились к нему охранники, — у Вас, наверное, есть что-то металлическое». «Это его золотое сердце», — ответила Галина Григорьевна.
Он, действительно, был таким — человеком с золотым сердцем. Настоящий русский интеллигент, красивый мужчина, замечательный артист Георгий Иванович Куликов.
Наталия Пашкина
Его творческая карьера началась и развивалась в годы, когда в театре и кино господствовали персонажи, громко заявляющие о себе и своих намерениях, персонажи ярких, определенных чувств и волеизъявлений. На первый план выходили исполнители, выражающие эмоции бравурно, громко, с пафосом. Артисты, так называемого «большого» стиля.
Куликов же, кого бы он ни играл, всегда чуждался малейшей экзальтации, тщательно избегал декларативности. Чрезмерная откровенность и обнаженность чувств, повышенная нервозность не были ему свойственны никогда. Казалось, что он стеснялся их, справедливо полагая, что воспитанный человек, к тому же мужчина, не должен слишком привлекать внимание к своим личным переживаниям и личным поступкам.
Его герои всегда сдержаны в своих проявлениях. Стиль их поведения небросок, манеры деликатны. Это – люди высокого напряжения интеллекта и тонкой душевной организации, люди, для которых характерны особая чуткость и обостренная совестливость. Короче говоря, настоящие интеллигенты.
Сколько он сыграл их в театре и кино, на радио и ТВ героев-интеллигентов, людей отзывчивой души и доброго открытого сердца, людей чести и совести! Сколько их было в послужном списке артиста Георгия Куликова ролей ученых самых разных наук и званий, следователей, военных, дипломатов, педагогов, врачей – людей по профессии и по сути своей, принадлежащих к интеллигенции. Иногда робких, иногда смелых и решительных, порой веселых, чаще печальных, нередко слегка чудаковатых, но всегда неравнодушных и неизменно несущих в себе большой потенциал добра. Сам он был удивительно добрым и порядочным человеком. И потому был так убедителен в ролях хороших, благородных людей.
Такими были его Алексей, молодой талантливый ученый-биолог в фильме «Обыкновенный человек», Митя, делающий серьезные открытия физик, в «Чистом небе», романтик революции Семен в ленте «Двадцать лет спустя», снятой по сценарию М. Светлова, следователь Лекарев, ведущий решительный бой за оправдание невиновного человека, в картине «Человек, который сомневается», учитель Сани Кораблев, верный рыцарь прекрасной Дамы и благороднейший человек, в экранизации романа В. Каверина «Два капитана» … И еще множество замечательных персонажей — людей одухотворенных, чистых, прекрасных.
В 1946 году Георгий Куликов окончил театральное училище имени М.С. Щепкина, курс, которым руководил выдающийся художник сцены, актер и режиссер Константин Зубов. Его коллега, артист Малого театра Г.Д. Сергеев, учившийся вместе с ним, рассказывает, что Куликов выделялся среди всех студентов какой-то особенной мягкостью манер, врожденной интеллигентностью, неизменной доброжелательностью и, конечно же, талантом. В студенческом спектакле «Чайка» Куликов блистательно играл Тригорина, и мастер, оценив глубину трактовки и тонкость исполнения роли, заявил ученику: «Юра, дорогой, Чехов весь твой!»
Дипломной работой Куликова была роль Астрова в «Дяде Ване». На выпускной спектакль пришли не только корифеи Малого, но и знаменитые артисты Художественного театра Хмелев и Добронравов. Талантливое и точное исполнение Куликовым сложнейшей чеховской роли настолько убедило мхатовцев, что они сразу же предложили ему вступить в труппу Художественного театра. Но Зубов, заявил, что Куликов уже принят в Малый театр. Сам же молодой артист был счастлив остаться в Малом, ведь он всегда мечтал работать именно в этом театре!
Однако карьера Георгия Куликов в старейшем московском театре складывалась совсем непросто. Вопреки обещаниям учителя Чехова на профессиональной сцене сыграть ему так и не довелось. И вообще интересных ролей начинающему артисту ждать пришлось долго. Даже, несмотря на то, что первое десятилетие профессиональной работы Куликова его мастер К.А. Зубов возглавлял Малый театр, получить большую роль, играя в столь блистательной труппе, какая собралась тогда на старейшей сцене, было чрезвычайно сложно.
Это были годы, когда на прославленной сцене выступали выдающиеся артисты. Рядом со знаменитыми «стариками» и «старухами» Малого играли замечательные артисты среднего поколения И.В. Ильинский, М.И. Жаров, Б.А. Бабочкин, М.И. Царев, Н.А. Анненков… А вскоре пришли в театр талантливые молодые коллеги Куликова Н.В. Подгорный, Е.С. Матвеев, В.Д. Доронин, Б.Ф. Горбатов… Труппа представляла собой собрание ярчайших дарований, крупных актерских индивидуальностей. Конкуренция была огромная. А Куликов с его редкой деликатностью и скромностью был не из тех артистов, который мог бы просить роли для себя. Ждать и надеяться порой приходилось годами. И ожидание было бы совсем невыносимым, если бы не выручало кино.
В кино он дебютировал в 1955 году в роли молодого человека Кости у режиссера Ю. Райзмана в «Уроке жизни». Затем последовали художник Усиков в картине «Карнавальная ночь», биолог Алексей в фильме «Обыкновенный человек», снятом по сценарию Л. Леонова и М. Ромма, Митя в «Чистом небе»… Снимался он также в фильмах «Девушка без адреса», «Случай на шахте», «Прыжок на заре», «Трижды воскресший», «Им покоряется небо», «Арктур – гончий пес» и многих других.
Он играл в фильмах Ю. Райзмана, Э. Рязанова, Л. Гайдая, Г. Чухрая, А. Манасаровой, Т. Лиозновой, Е. Карелова и других ведущих режиссеров советского кинематографа. Роли были главные и второстепенные, большие и совсем эпизодические. Но почти все киногерои Куликова были объединены некоторыми общими качествами. Это были люди глубоко неравнодушные, по-настоящему увлеченные своим делом, люди с обостренным сознанием чести и долга, органически не способные мириться с подлостью и несправедливостью.
Одна из лучших ролей Куликова в кино – следователь Лекарев в фильме «Человек, который сомневается» (режиссеры Л. Агранович и В. Семаков). Вопреки почти очевидным фактам Лекарев Куликова настойчиво искал истинную разгадку преступления. Казалось бы, что ему волноваться. Преступник схвачен, все улики против него — можно закрывать дело. Тем более, что сам обвиняемый, которого с потрясающей силой играл О. Даль, отчаявшись и не веря в успех, ничем не помогал следствию. Но герой Куликова, понимая, что дело не такое простое, как могло показаться на первый взгляд, и интуитивно чувствуя непричастность подследственного к преступлению, упорно ищет доказательства его невиновности. Ищет и находит. Потому что иначе не может жить.
У артиста Георгия Куликова было редкое качество. Он умел долго держать крупный план, и наблюдать за ним в это время было поразительно интересно. Он умел думать на сцене и на экране, и это было убедительно и захватывающе. Персонажи его фильмов предвосхитили киногероев Баталова, Смоктуновского, Олега Янковского. Но, к сожалению, актер появился на советском экране чуть раньше, чем его могли по-настоящему понять. Ни публика, ни даже критики и режиссеры не были готовы к восприятию его утонченного стиля, не сумели по достоинству оценить неброский, но внутренне чрезвычайно наполненный способ существования актера на экране. Он не был должным образом услышан, не был востребован в полной мере. И все же сделать удалось немало. И в кино, и на радио, и на телевидении.
Куликов создал более двадцати киноэкранных образов. Он запечатлен на телепленке во многих спектаклях Малого театра, а также в оригинальных телепостановках. Он сыграл Желткова в радиокомпозиции по «Гранатовому браслету» Куприна, а также множество персонажей в радиоспектаклях по произведениям современных писателей и драматургов. А еще он записал большое количество стихов поэтов-классиков и поэтов-современников: Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Заболоцкого и многих других. Стихи он читал замечательно, многие его программы навсегда вошли в золотой фонд Гостелерадио.
И, конечно же, очень многое, несмотря на некоторую неласковость его актерской судьбы, удалось Куликову совершить в своем родном театре. Малому театру он служил до последнего дня жизни – более 50 лет!
Малый театр был его счастьем и его болью. С ним были связаны самые прекрасные мечты и наиболее глубокие переживания. Здесь он познал радость побед и горечь несбывшихся надежд. Малый театр был его Жизнью, его Судьбой.
Как и многим другим большим артистам, ему не удалось избежать периодов вынужденного простоя. Здесь, на сцене, которой он служил всю свою жизнь, Куликов испытал горечь разочарований и муку ожидания, но здесь же, в Малом театре, у него был свой по-настоящему звездный час. Длительный период его сценической жизни он играл главные роли во многих спектаклях репертуара, став одним из ведущих артистов труппы, которая в те годы состояла почти что из одних звезд.
Это случилось не сразу. В первый сезон своей службы в старейшем театре и потом еще много лет Куликов играл в основном совсем маленькие, почти эпизодические роли, лишь изредка получая большие роли. Но постепенно ситуация менялась. Его творческая жизнь в театре и кино становилась все интенсивнее и интереснее. Ему стали охотно поручать роли в своих постановках Ильинский и Бабочкин, затем пришедший в Малый театр Евгений Симонов, а позднее Борис Равенских, Леонид Хейфец, Борис Львов-Анохин, Владимир Андреев, Виталий Соломин…
Но более всех ценил неповторимую актерскую индивидуальность Куликова, его сценическое и человеческое обаяние Леонид Варпаховский, работавший в Малом театре в 60-е годы. Мягкая сценическая манера и тонкость исполнения, свойственные Куликову, его особая органика и внутренняя пластичность, его интеллектуализм и тонкий юмор были понятны и чрезвычайно близки этому замечательному режиссеру. Он разглядел в Куликове героя нового времени и занимал его во всех своих постановках. Многие свои лучшие роли артист сыграл именно в спектаклях Варпаховского.
«Палата», «Главная роль», «Дипломат», поставленные по пьесам С. Алешина, и, конечно же, «Так и будет» К. Симонова – в центре каждого из этих спектаклей был любимый актер Варпаховского Георгий Куликов. Замечательные образы создал Куликов и в других знаменитых спектаклях Варпаховского: «Маскарад», «Оптимистическая трагедия», «Путешественник без багажа», «Рождество в доме синьора Купьелло».
И еще одна судьбоносная встреча случилась у Куликова в Малом театре. Здесь он встретил свою большую Любовь, свою Музу, друга, жену – актрису Галину Микшун. Очаровательную женщину, прекрасную, умную, тонкую, такую же деликатную и интеллигентную, как и он. Их любовь была трудной, имела препятствия, была всерьез испытана временем. Но, соединившись, они уже не расставались ни на день до самого его последнего часа.
Они составляли удивительно красивую гармоничную пару. Относились друг к другу с особенным вниманием и заботой, но никогда не замыкались в своей любви, не отгораживались от окружающих. Людям, близким им по духу, «по группе крови», они открывались с готовностью и радостью. Встречаться, беседовать, общаться с ними было настоящим наслаждением. И солидная разница в возрасте ничуть не мешала. Они всегда держались просто и доброжелательно, общались легко и даже весело, и всегда любой разговор, любая ситуация была окрашена их мягким неповторимым юмором.
Для простоты и легкости общения с годами они даже выработали свой собственный язык, понятный лишь им самим и близкому окружению: какие-то совершенно особенные, очень симпатичные, теплые и остроумные словечки и короткие фразы с особым значением, которые воспринимались как свой код, как тайный пароль, распознаваемый лишь посвященными. Например, у них был свой традиционный тост, обращенный и к себе самим, и к друзьям и близким: «За Мы!» Именно, не «за нас», а «за Мы!». И в этом обращении чувствовалась тонкая самоирония, теплота и искренность, сторонящаяся выспренности и чрезмерного пафоса.
Потеряв Георгия Ивановича, Галина Григорьевна удивительно достойно переносит свое вдовство. Не забывая ни на минуту о любимом человеке, она не отгораживается от жизни, от людей, от любимой работы. Продолжает служить Малому театру. Живо интересуется всем происходящим в театральном мире, посещая наиболее интересные спектакли и театральные вечера. И в той же мягкой деликатной манере, с тем же тонким юмором, как и прежде, общается с друзьями и коллегами. Иногда вдруг на полуслове она обрывает себя: «Все, хватит, помолчу. Юрочка сказал бы: Много говоришь».
Наверное, и мне надо заканчивать эти заметки, чтобы не заслужить упрека в многословии. Расскажу только напоследок одну замечательную историю, услышанную мной от артиста М. Янушкевича и театрального критика А. Михалевой, которые были когда-то вместе с Микшун и Куликовым в туристической поездке во Франции.
Как-то во время экскурсии перед входом в один из знаменитых парижских храмов их всех попросили пройти специальный контроль. Все и прошли его благополучно. А Георгий Иванович, сколько не пытался преодолеть контроль, все время звенел. Он уже проверил все карманы в поисках ключей, монет или чего-то еще в этом роде, но звон не прекращался. «Месье, — обратились к нему охранники, — у Вас, наверное, есть что-то металлическое». «Это его золотое сердце», — ответила Галина Григорьевна.
Он, действительно, был таким — человеком с золотым сердцем. Настоящий русский интеллигент, красивый мужчина, замечательный артист Георгий Иванович Куликов.
Наталия Пашкина