Новости

ВЕРХНИЙ ПОРОК: В ПРЕМЬЕРЕ МАЛОГО ТЕАТРА СМЕРТЬ ПРИМЕРИЛА МАСКУ

Главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский собрал на одной сцене корифеев и представил антологию грехопадения. В спектакле заняты народные артисты: Василий Бочкарев, Михаил Филиппов, Виктор Низовой, Владимир Дубровский. Любимец девушек Игорь Петренко выйдет на сцену в образе Дона Гуана. «Известия» побывали в Малом театре и оценили новую версию прочтения вечной классики.

Малый по «Маленьким»

Александр Сергеевич всегда незримо присутствует в этих стенах. Если со дня рождения поэта прошло 225 лет, то Малому театру уже 268. У Пушкина были дружеские взаимоотношения с Михаилом Щепкиным. Поэт бывал и на спектаклях в Малом. Правда, смотрел постановку французской труппы. В память о великом прошлом в фойе второго этажа театра установлена скульптура Пушкину.

Малый театр не первый раз с трепетом приступает к работе над «Маленькими трагедиями». Еще недавно спектакль по сочинению Александра Сергеевича шел в филиале на Большой Ордынке. Но этого оказалось недостаточно. Стараясь как можно глубже погрузиться в мир пушкинского замысла, главный режиссер театра Алексей Дубровский решил поставить свою версию «Маленьких трагедий». Как говорится, Пушкина мало не бывает.

— Не такая простая сценическая судьба у этого произведения, — рассказал «Известиям» Алексей Дубровский. — Мы все помним замечательное киновоплощение «Маленьких трагедий» режиссером Михаилом Швейцером. Но поставить Пушкина в театре очень сложно. Работая над спектаклем, мы каждый день открываем для себя что-то новое в его сочинении. Пушкин — это бездна. В его произведениях концентрация мысли и чувства. Трагедии маленькие, но спектакль должен быть большим.

«Маленькие трагедии» были написаны Пушкиным за три недели, а их уже 200 лет разгадывают. Поэт писал их в пограничный период своей жизни, в который уместились карантин, болдинская осень и приближающаяся женитьба на Наталье Гончаровой. Всё происходящее сказалось на творчестве.

— Гениальность произведений в том, что каждое из входящих в него сочинений самодостаточно. При этом три пьесы «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» имеют общее целое, — считает режиссер Алексей Дубровский.

«Маленькие трагедии» — одно из самых загадочных сочинений Александра Пушкина. Каждая часть — предельно лаконичная по форме и максимально трагическая по своему содержанию. Все сюжеты, с одной стороны, имеют конкретную историческую привязку, но с другой — они одинаково актуальны по сей день. Каждая из пьес обличает человеческий порок. В «Скупом рыцаре» мы видим смертный грех алчность. В «Моцарте и Сальери» — зависть. А в «Каменном госте» — похоть.

— В «Маленьких трагедиях» есть один главный герой — золото, поэтому пьеса настолько современна и близка к тому, что происходит сейчас, — говорит народный артист России Василий Бочкарев, исполняющий в спектакле роль Барона. — Вдруг на первый план вышли деньги. Пушкин пишет парадоксально. Мой Скупой ненавидит это золото. Оно для него как противник. Мне кажется, с большим богатством приходит и потеря Бога. Это главная беда, когда человек теряет предназначение свое, данное от Бога. Верю, что на смертном одре каждый человек прикасается к раскаянию.

Произведение Александра Пушкина было направлено не к зрителю, а к читателю, убежден артист. Поэтому в нем борется чтецкое искусство и актерское. Порой случается, когда эмоциональный сюжет захлестывает размышления. И актер своей игрой может подавить нарождающиеся мысли в головах зрителей. Это очень тонкая грань, чтобы не переусердствовать с эмоциями. Ведь обращение зрителей к анализу своей жизни — это самое главное.

— Здесь Пушкин ставит сложнейшие задачи — за короткий период сценического времени происходит гигантские метаморфозы всех героев, — говорит режиссер.

В спектакле каждая роль, даже небольшая, выписана как драматургический бриллиант. А у центральных персонажей за небольшой отрезок времени переворачивается мир. Игорь Петренко играет Дона Гуана. Для него было непросто выучить текст — притом что у Пушкина, казалось бы, легкий слог.

— Александр Сергеевич так интересно строит фразы, что для меня путь познания автора будет долгим, — признается Игорь Петренко. — Главный грех — гордыня Дона Гуана. Он как охотник отнесся к Донне Анне. И только ближе к финалу он влюбляется в нее по-настоящему. Мне даже кажется, что умирает он от разрыва сердца.

Действительно, последней репликой у Дона Гуана была: «О, Донна Анна…» В постановке ее играет Полина Долинская. Она призналась «Известиям», что для нее было интересно найти свою Донну Анну. Она принципиально не смотрела инсценированное или экранизированное ранее произведение Пушкина.

— Я хотела найти ее в себе, чтобы ненароком не скопировать образ, созданный другой актрисой, — рассказала Полина Долинская.

Народный артист России Михаил Филиппов, прослуживший полвека в Театре Маяковского, завершает первый сезон в Малом. За это время он выпустил уже вторую премьеру. Первой был Берендей в опере «Снегурочка». Спектакль — совместный проект Большого и Малого театра, который поставили на главной сцене страны. А в «Маленьких трагедиях» режиссер Алексей Дубровский увидел в Филиппове Сольери. Моцарта играет Денис Корнух.

— Для меня здесь нет ни Сольери, ни Моцарта, есть только Александр Сергеевич Пушкин, — говорит Михаил Филиппов. — Он для меня и Сальери, и Моцарт, и скрипач в трактире.

Долгое время в композитора Сальери летели камни. Его еще при жизни обвиняли в отравлении Моцарта «из зависти». Подливало масла в огонь и произведение Пушкина. Снимать обвинения с покойного пришлось через суд. В 1997 году в Милане во Дворце юстиции прошел процесс над итальянским композитором, в котором приняли участие медики-криминалисты, историки, архивисты, музыковеды. Были изучены сотни документов. В итоге суд оправдал Сальери «за отсутствием состава преступления».

Связать на сцене воедино не только замысел автора, но и форму — задача непростая. В ее решении режиссеру очень помог балетмейстер спектакля Антон Лещинский. Он создал образ смерти. Актеры на сцене двигаются, как настоящий кордебалет. Их появление — как предвестник страшного исхода героев. Черные плащи, венецианские маски — но это не карнавал. Скорее последний танец смерти.

За юмор в спектакле отвечает народный артист Виктор Низовой. Атмосфера на репетициях, партнеры, режиссер и сам Пушкин — всё это работает на результат. Хотя, сокрушается актер, артисты, занятые в «Каменном госте», редко пересекаются с коллегами, занятыми в «Скупом рыцаре» и в «Моцарте и Сальери». На поклонах в день спектакля точно все встретятся.

По мнению создателей постановки, с премьерой работа над спектаклем не заканчивается. У актеров еще долгий путь в познании Пушкина. Не одну загадку гениальный автор заложил в свое произведение. Зрители всегда могут присоединиться к поискам отгадок. Следующий премьерный показ состоится 8 июня.


Зоя Игумнова, "Известия", 5 июня 2024 года

https://iz.ru/1706963/zoia-igumnova/verkhnii-porok...


Дата публикации: 06.06.2024

Главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский собрал на одной сцене корифеев и представил антологию грехопадения. В спектакле заняты народные артисты: Василий Бочкарев, Михаил Филиппов, Виктор Низовой, Владимир Дубровский. Любимец девушек Игорь Петренко выйдет на сцену в образе Дона Гуана. «Известия» побывали в Малом театре и оценили новую версию прочтения вечной классики.

Малый по «Маленьким»

Александр Сергеевич всегда незримо присутствует в этих стенах. Если со дня рождения поэта прошло 225 лет, то Малому театру уже 268. У Пушкина были дружеские взаимоотношения с Михаилом Щепкиным. Поэт бывал и на спектаклях в Малом. Правда, смотрел постановку французской труппы. В память о великом прошлом в фойе второго этажа театра установлена скульптура Пушкину.

Малый театр не первый раз с трепетом приступает к работе над «Маленькими трагедиями». Еще недавно спектакль по сочинению Александра Сергеевича шел в филиале на Большой Ордынке. Но этого оказалось недостаточно. Стараясь как можно глубже погрузиться в мир пушкинского замысла, главный режиссер театра Алексей Дубровский решил поставить свою версию «Маленьких трагедий». Как говорится, Пушкина мало не бывает.

— Не такая простая сценическая судьба у этого произведения, — рассказал «Известиям» Алексей Дубровский. — Мы все помним замечательное киновоплощение «Маленьких трагедий» режиссером Михаилом Швейцером. Но поставить Пушкина в театре очень сложно. Работая над спектаклем, мы каждый день открываем для себя что-то новое в его сочинении. Пушкин — это бездна. В его произведениях концентрация мысли и чувства. Трагедии маленькие, но спектакль должен быть большим.

«Маленькие трагедии» были написаны Пушкиным за три недели, а их уже 200 лет разгадывают. Поэт писал их в пограничный период своей жизни, в который уместились карантин, болдинская осень и приближающаяся женитьба на Наталье Гончаровой. Всё происходящее сказалось на творчестве.

— Гениальность произведений в том, что каждое из входящих в него сочинений самодостаточно. При этом три пьесы «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» имеют общее целое, — считает режиссер Алексей Дубровский.

«Маленькие трагедии» — одно из самых загадочных сочинений Александра Пушкина. Каждая часть — предельно лаконичная по форме и максимально трагическая по своему содержанию. Все сюжеты, с одной стороны, имеют конкретную историческую привязку, но с другой — они одинаково актуальны по сей день. Каждая из пьес обличает человеческий порок. В «Скупом рыцаре» мы видим смертный грех алчность. В «Моцарте и Сальери» — зависть. А в «Каменном госте» — похоть.

— В «Маленьких трагедиях» есть один главный герой — золото, поэтому пьеса настолько современна и близка к тому, что происходит сейчас, — говорит народный артист России Василий Бочкарев, исполняющий в спектакле роль Барона. — Вдруг на первый план вышли деньги. Пушкин пишет парадоксально. Мой Скупой ненавидит это золото. Оно для него как противник. Мне кажется, с большим богатством приходит и потеря Бога. Это главная беда, когда человек теряет предназначение свое, данное от Бога. Верю, что на смертном одре каждый человек прикасается к раскаянию.

Произведение Александра Пушкина было направлено не к зрителю, а к читателю, убежден артист. Поэтому в нем борется чтецкое искусство и актерское. Порой случается, когда эмоциональный сюжет захлестывает размышления. И актер своей игрой может подавить нарождающиеся мысли в головах зрителей. Это очень тонкая грань, чтобы не переусердствовать с эмоциями. Ведь обращение зрителей к анализу своей жизни — это самое главное.

— Здесь Пушкин ставит сложнейшие задачи — за короткий период сценического времени происходит гигантские метаморфозы всех героев, — говорит режиссер.

В спектакле каждая роль, даже небольшая, выписана как драматургический бриллиант. А у центральных персонажей за небольшой отрезок времени переворачивается мир. Игорь Петренко играет Дона Гуана. Для него было непросто выучить текст — притом что у Пушкина, казалось бы, легкий слог.

— Александр Сергеевич так интересно строит фразы, что для меня путь познания автора будет долгим, — признается Игорь Петренко. — Главный грех — гордыня Дона Гуана. Он как охотник отнесся к Донне Анне. И только ближе к финалу он влюбляется в нее по-настоящему. Мне даже кажется, что умирает он от разрыва сердца.

Действительно, последней репликой у Дона Гуана была: «О, Донна Анна…» В постановке ее играет Полина Долинская. Она призналась «Известиям», что для нее было интересно найти свою Донну Анну. Она принципиально не смотрела инсценированное или экранизированное ранее произведение Пушкина.

— Я хотела найти ее в себе, чтобы ненароком не скопировать образ, созданный другой актрисой, — рассказала Полина Долинская.

Народный артист России Михаил Филиппов, прослуживший полвека в Театре Маяковского, завершает первый сезон в Малом. За это время он выпустил уже вторую премьеру. Первой был Берендей в опере «Снегурочка». Спектакль — совместный проект Большого и Малого театра, который поставили на главной сцене страны. А в «Маленьких трагедиях» режиссер Алексей Дубровский увидел в Филиппове Сольери. Моцарта играет Денис Корнух.

— Для меня здесь нет ни Сольери, ни Моцарта, есть только Александр Сергеевич Пушкин, — говорит Михаил Филиппов. — Он для меня и Сальери, и Моцарт, и скрипач в трактире.

Долгое время в композитора Сальери летели камни. Его еще при жизни обвиняли в отравлении Моцарта «из зависти». Подливало масла в огонь и произведение Пушкина. Снимать обвинения с покойного пришлось через суд. В 1997 году в Милане во Дворце юстиции прошел процесс над итальянским композитором, в котором приняли участие медики-криминалисты, историки, архивисты, музыковеды. Были изучены сотни документов. В итоге суд оправдал Сальери «за отсутствием состава преступления».

Связать на сцене воедино не только замысел автора, но и форму — задача непростая. В ее решении режиссеру очень помог балетмейстер спектакля Антон Лещинский. Он создал образ смерти. Актеры на сцене двигаются, как настоящий кордебалет. Их появление — как предвестник страшного исхода героев. Черные плащи, венецианские маски — но это не карнавал. Скорее последний танец смерти.

За юмор в спектакле отвечает народный артист Виктор Низовой. Атмосфера на репетициях, партнеры, режиссер и сам Пушкин — всё это работает на результат. Хотя, сокрушается актер, артисты, занятые в «Каменном госте», редко пересекаются с коллегами, занятыми в «Скупом рыцаре» и в «Моцарте и Сальери». На поклонах в день спектакля точно все встретятся.

По мнению создателей постановки, с премьерой работа над спектаклем не заканчивается. У актеров еще долгий путь в познании Пушкина. Не одну загадку гениальный автор заложил в свое произведение. Зрители всегда могут присоединиться к поискам отгадок. Следующий премьерный показ состоится 8 июня.


Зоя Игумнова, "Известия", 5 июня 2024 года

https://iz.ru/1706963/zoia-igumnova/verkhnii-porok...


Дата публикации: 06.06.2024