Новости

ГИГАНТСКАЯ СТАТУЯ КОМАНДОРА И ПЛЯШУЩИЕ ЧУМНЫЕ ДОКТОРА

В Малом театре – премьера «Маленьких трагедий», поставленных главным режиссером Алексеем Дубровским к юбилею Александра Сергеевича Пушкина.

Цикл трагедий был написан в 1830 году в период знаменитой Болдинской осени поэта, причем всего за несколько недель. И это при том, что каждая из трагедий несет в себе удивительные по глубине смыслы и наблюдения.

В спектакле Малого театра соединились в единое полотно «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость». «Соединительной тканью» выступают персонажи с огромными белыми клювами в черных плащах, напоминающих жутковатых гигантских птиц. В свое время эти персонажи, окрещенные в Малом театре Масками, получили название «Доктор Чумы», напоминая о страшных периодах в истории Венеции, когда болезнь уничтожила огромное количество жизней. Именно такую маску с длинным белым клювом носили доктора, посещая пациентов. А поверх одежды врач накидывал еще и длинный темный плащ, напоминая зловещую птицу.

Вот в такие одежды героев и обрядила замечательный художник Мария Утробина.

А еще чем-то вышеупомянутые персонажи напоминают гаргулий с собора Парижской Богоматери, которые символизируют человеческие грехи, выскакивающие из собора, когда в нем начинается церковная служба.

В спектакле Малого театра Маски с клювами тоже в каком-то смысле символизируют человеческие грехи. Зрители видят, как на сцене скупой Барон (Василий Бочкарёв) чахнет в подвале над своими сокровищами, негодуя по поводу того, что его наследник Альбер (Алексей Фаддеев) когда-нибудь спустит всё накопленное с таким трудом и при упорной борьбе с собственной совестью. «Чумные доктора» появляются на сцене в знаковый момент назревающего поединка между отцом и сыном. Они, словно бесы, устраивают сумасшедшую пляску вокруг сребролюбивого старика. И принимают его в свои цепкие объятия. Теперь уже Барон – один из них, его лицо тоже скрывается под отвратительным длинным белым клювом под возглас ужасающегося Герцога (Михаил Мартьянов): «Ужасный век, ужасные сердца!»

Кстати, «Скупой рыцарь» имел подоплекой финансовые проблемы во взаимоотношениях самого Пушкина с его отцом. Так, например, при выпуске из лицея 17-летнему Александру Сергеевичу из-за батюшкиной скупости не удалось попасть в блестящий лейб-гвардии Гусарский полк. Сергей Львович отговаривался недостатком состояния и соглашался только на поступление сына в один из пехотных гвардейских полков.

Под маску Чумного доктора рядится и пушкинский Черный человек, присутствующий третьим за столом во время последней беседы Сальери (Михаил Филиппов) и Моцарта (Денис Корнух). Маска держит чашу, в которую вероломно вливает свой яд Сальери, мучаясь завистью к гениальности Моцарта. Хотя сам Моцарт давно уже признал и провозгласил вслух гениальность Сальери. Но это обстоятельство завистника не останавливает.

Не дадут Маски покоя и горделивому Дон Гуану (Игорь Петренко), решившемуся не просто соблазнить вдову Командора Дону Анну (Полина Долинская), но и поглумиться над памятью поверженного им супруга – Дона Альвара де Сольва.

В этой части спектакля особенно восхищает работа сценографа (все та же Мария Утробина). И здесь блестяще воплощено световое решение художником Евгением Виноградовым – потоки света заливают сцену откуда-то с колосников, облекая статую Командора на кладбище в нереальные световые одежды. Массивные колокола над головой Дон Гуана, заявившегося сюда в поисках встречи с Доной Анной, как и сама гигантская статуя Командора, завораживают и пугают не только Лепорелло (Виктор Низовой), но и весь зрительный зал, задавая действу нужную тональность.

«Маленькие трагедии» действительно маленькие, но чрезвычайно насыщенные с духовной точки зрения. Поистине большие события здесь упакованы в лаконичную форму. Магия постановки Дубровского в том, что несколько страниц пушкинского текста оказываются способными в очередной раз перевернуть наше восприятие и заставить задуматься над самыми важными вопросами. Вопросами, которые должен постоянно задавать себе каждый зрелый и мыслящий человек.

Елена Булова, "Московская правда", 3 июня 2024 года

https://mospravda.ru/2024/06/03/732298/


Дата публикации: 03.06.2024

В Малом театре – премьера «Маленьких трагедий», поставленных главным режиссером Алексеем Дубровским к юбилею Александра Сергеевича Пушкина.

Цикл трагедий был написан в 1830 году в период знаменитой Болдинской осени поэта, причем всего за несколько недель. И это при том, что каждая из трагедий несет в себе удивительные по глубине смыслы и наблюдения.

В спектакле Малого театра соединились в единое полотно «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость». «Соединительной тканью» выступают персонажи с огромными белыми клювами в черных плащах, напоминающих жутковатых гигантских птиц. В свое время эти персонажи, окрещенные в Малом театре Масками, получили название «Доктор Чумы», напоминая о страшных периодах в истории Венеции, когда болезнь уничтожила огромное количество жизней. Именно такую маску с длинным белым клювом носили доктора, посещая пациентов. А поверх одежды врач накидывал еще и длинный темный плащ, напоминая зловещую птицу.

Вот в такие одежды героев и обрядила замечательный художник Мария Утробина.

А еще чем-то вышеупомянутые персонажи напоминают гаргулий с собора Парижской Богоматери, которые символизируют человеческие грехи, выскакивающие из собора, когда в нем начинается церковная служба.

В спектакле Малого театра Маски с клювами тоже в каком-то смысле символизируют человеческие грехи. Зрители видят, как на сцене скупой Барон (Василий Бочкарёв) чахнет в подвале над своими сокровищами, негодуя по поводу того, что его наследник Альбер (Алексей Фаддеев) когда-нибудь спустит всё накопленное с таким трудом и при упорной борьбе с собственной совестью. «Чумные доктора» появляются на сцене в знаковый момент назревающего поединка между отцом и сыном. Они, словно бесы, устраивают сумасшедшую пляску вокруг сребролюбивого старика. И принимают его в свои цепкие объятия. Теперь уже Барон – один из них, его лицо тоже скрывается под отвратительным длинным белым клювом под возглас ужасающегося Герцога (Михаил Мартьянов): «Ужасный век, ужасные сердца!»

Кстати, «Скупой рыцарь» имел подоплекой финансовые проблемы во взаимоотношениях самого Пушкина с его отцом. Так, например, при выпуске из лицея 17-летнему Александру Сергеевичу из-за батюшкиной скупости не удалось попасть в блестящий лейб-гвардии Гусарский полк. Сергей Львович отговаривался недостатком состояния и соглашался только на поступление сына в один из пехотных гвардейских полков.

Под маску Чумного доктора рядится и пушкинский Черный человек, присутствующий третьим за столом во время последней беседы Сальери (Михаил Филиппов) и Моцарта (Денис Корнух). Маска держит чашу, в которую вероломно вливает свой яд Сальери, мучаясь завистью к гениальности Моцарта. Хотя сам Моцарт давно уже признал и провозгласил вслух гениальность Сальери. Но это обстоятельство завистника не останавливает.

Не дадут Маски покоя и горделивому Дон Гуану (Игорь Петренко), решившемуся не просто соблазнить вдову Командора Дону Анну (Полина Долинская), но и поглумиться над памятью поверженного им супруга – Дона Альвара де Сольва.

В этой части спектакля особенно восхищает работа сценографа (все та же Мария Утробина). И здесь блестяще воплощено световое решение художником Евгением Виноградовым – потоки света заливают сцену откуда-то с колосников, облекая статую Командора на кладбище в нереальные световые одежды. Массивные колокола над головой Дон Гуана, заявившегося сюда в поисках встречи с Доной Анной, как и сама гигантская статуя Командора, завораживают и пугают не только Лепорелло (Виктор Низовой), но и весь зрительный зал, задавая действу нужную тональность.

«Маленькие трагедии» действительно маленькие, но чрезвычайно насыщенные с духовной точки зрения. Поистине большие события здесь упакованы в лаконичную форму. Магия постановки Дубровского в том, что несколько страниц пушкинского текста оказываются способными в очередной раз перевернуть наше восприятие и заставить задуматься над самыми важными вопросами. Вопросами, которые должен постоянно задавать себе каждый зрелый и мыслящий человек.

Елена Булова, "Московская правда", 3 июня 2024 года

https://mospravda.ru/2024/06/03/732298/


Дата публикации: 03.06.2024