16 апреля исполняется 150 лет со дня рождения великого русского артиста Александра Алексеевича Остужева (1874 - 1953). Памяти актера Малый театр посвящает сегодняшний спектакль "Доходное место" А.Н.Островского, в котором он исполнял роль Жадова.
ОСТУЖЕВ Александр Алексеевич (настоящая фамилия — Пожаров) (4(16).IV.1874 - 1.III.1953) — русский советский актер. Народный артист СССР (1937). Родился в семье железнодорожного машиниста. Сценическую деятельность начал в 1895 в воронежской антрепризе А.М. Медведева. В 1896 Остужен поступил на Драматические курсы Московского театрального училища (ученик А.П. Ленского). С 1898 Остужев — актер Малого театра, (сезон 1901-02 играл в Театре Корша). Первая значительная роль Остужева в Малом театре — Ромео («Ромео и Джульетта», 1901). В этой роли проявился глубокий лиризм искусства Остужева. В период работы в Театре Корша Остужев с выдающимся успехом сыграл роль Алеши («Дети Ванюшина»), раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной купеческой семьей. Внутренне близким Ромео в исполнении Остужева был Чацкий (1902). В ранних ролях Остужева отчетливо выявились основные особенности его творчества. Уже в эти годы актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у опытных певцов, в т. ч. и у Ф.И. Шаляпина. Наиболее близким творчеству Остужева было героическое искусство M.H. Ермоловой. Идеи борьбы за справедливость и правду воодушевляли Остужева как человека и артиста. Играя Жадова (1907), Остужев выражал идеи протеста, борьбы. Незнамов (1908) в исполнении Александра Алексеевича выступал в защиту человеческих прав. В этом образе звучал протест против несправедливости обществ, устройства России. Социальную трагедию раскрывал Остужев в образе Освальда (1909). Во всех своих ролях Остужев подчеркивал героическое начало. Его герои — чистые, внутренне прекрасные люди, бросающие обвинение обществу, основанному на лжи, обмане, стяжательстве.
Понимание задач актерского искусства как высокого долга служения народу помогло Остужеву продолжать играть на сцене, несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 актер потерял слух). Труд актера превратился для него в подвижничество; Остужев выработал систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре. Октябрьская революция внесла новое содержание в понимание Остужевым героического. В 20-е гг. он принимал участие в обслуживании рабочего зрителя. Образы Остужева были пронизаны пафосом борьбы (Карл Моор и др.).
Вершинами творчества Остужева в советское время стали трагедийные образы Отелло (1935) и Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940). В основе образа Отелло, созданного Остужевым, было противоречие между благородной, чистой, полной любви и доверия к людям человеческой личностью и обществом, построенным на социальной несправедливости и национальном неравенстве. Спектакль Малого театра благодаря игре Остужева стал этапом в истории советского театра. Как борца за высокие идеалы гуманизма, за свободу человеческой мысли трактовал Остужев и Уриэля Акосту.
Героические образы актера, исполненные пафоса гражданского идеала, всегда были подлинно человечными. Все свое внимание Остужев сосредоточивал на выражении внутреннего духовного мира своих героев, их высокого интеллекта, благородства, чистоты, искренности в любви к людям. «Основной темой своих героических образов я всегда считал идею добра», — писал Остужев Поэтому ему и не удавались отрицательные роли. Идейные позиции Остужева, борца за искусство героическое и гуманное, определяют собой и художественную форму его образов. Остужеву была свойственна романтическая приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его искусстве с величайшей искренностью в передаче чувств. Высокий духовный строй героев Остужева находил выражение и в приподнятости интонационного звучания голоса, и в пластическом решении роли, отличавшемся обобщенностью, законченностью художественным лаконизмом. Все эти особенности героического искусства Остужева делают его наследником романтической школы русского актерского искусства. Государственная премия СССР (1943) за выдающиеся достижения в области актерского искусства.
Посетителям нашего сайта мы предлагаем послушать записи Александра Алексеевича, сохранившие и донесшие до наших дней его неповторимый голос и энергетику.
16 апреля исполняется 150 лет со дня рождения великого русского артиста Александра Алексеевича Остужева (1874 - 1953). Памяти актера Малый театр посвящает сегодняшний спектакль "Доходное место" А.Н.Островского, в котором он исполнял роль Жадова.
ОСТУЖЕВ Александр Алексеевич (настоящая фамилия — Пожаров) (4(16).IV.1874 - 1.III.1953) — русский советский актер. Народный артист СССР (1937). Родился в семье железнодорожного машиниста. Сценическую деятельность начал в 1895 в воронежской антрепризе А.М. Медведева. В 1896 Остужен поступил на Драматические курсы Московского театрального училища (ученик А.П. Ленского). С 1898 Остужев — актер Малого театра, (сезон 1901-02 играл в Театре Корша). Первая значительная роль Остужева в Малом театре — Ромео («Ромео и Джульетта», 1901). В этой роли проявился глубокий лиризм искусства Остужева. В период работы в Театре Корша Остужев с выдающимся успехом сыграл роль Алеши («Дети Ванюшина»), раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной купеческой семьей. Внутренне близким Ромео в исполнении Остужева был Чацкий (1902). В ранних ролях Остужева отчетливо выявились основные особенности его творчества. Уже в эти годы актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у опытных певцов, в т. ч. и у Ф.И. Шаляпина. Наиболее близким творчеству Остужева было героическое искусство M.H. Ермоловой. Идеи борьбы за справедливость и правду воодушевляли Остужева как человека и артиста. Играя Жадова (1907), Остужев выражал идеи протеста, борьбы. Незнамов (1908) в исполнении Александра Алексеевича выступал в защиту человеческих прав. В этом образе звучал протест против несправедливости обществ, устройства России. Социальную трагедию раскрывал Остужев в образе Освальда (1909). Во всех своих ролях Остужев подчеркивал героическое начало. Его герои — чистые, внутренне прекрасные люди, бросающие обвинение обществу, основанному на лжи, обмане, стяжательстве.
Понимание задач актерского искусства как высокого долга служения народу помогло Остужеву продолжать играть на сцене, несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 актер потерял слух). Труд актера превратился для него в подвижничество; Остужев выработал систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре. Октябрьская революция внесла новое содержание в понимание Остужевым героического. В 20-е гг. он принимал участие в обслуживании рабочего зрителя. Образы Остужева были пронизаны пафосом борьбы (Карл Моор и др.).
Вершинами творчества Остужева в советское время стали трагедийные образы Отелло (1935) и Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940). В основе образа Отелло, созданного Остужевым, было противоречие между благородной, чистой, полной любви и доверия к людям человеческой личностью и обществом, построенным на социальной несправедливости и национальном неравенстве. Спектакль Малого театра благодаря игре Остужева стал этапом в истории советского театра. Как борца за высокие идеалы гуманизма, за свободу человеческой мысли трактовал Остужев и Уриэля Акосту.
Героические образы актера, исполненные пафоса гражданского идеала, всегда были подлинно человечными. Все свое внимание Остужев сосредоточивал на выражении внутреннего духовного мира своих героев, их высокого интеллекта, благородства, чистоты, искренности в любви к людям. «Основной темой своих героических образов я всегда считал идею добра», — писал Остужев Поэтому ему и не удавались отрицательные роли. Идейные позиции Остужева, борца за искусство героическое и гуманное, определяют собой и художественную форму его образов. Остужеву была свойственна романтическая приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его искусстве с величайшей искренностью в передаче чувств. Высокий духовный строй героев Остужева находил выражение и в приподнятости интонационного звучания голоса, и в пластическом решении роли, отличавшемся обобщенностью, законченностью художественным лаконизмом. Все эти особенности героического искусства Остужева делают его наследником романтической школы русского актерского искусства. Государственная премия СССР (1943) за выдающиеся достижения в области актерского искусства.
Посетителям нашего сайта мы предлагаем послушать записи Александра Алексеевича, сохранившие и донесшие до наших дней его неповторимый голос и энергетику.