Новости

ПАРАДНЫЙ МУНДИР КАМЕРГЕРА

Дорогие друзья!

Рассказываем вам об одном экспонате нашей новой выставки, которая открылась недавно в Новом Щепкинской фойе. Он немного опоздал к открытию, но для него была подготовлена отдельная витрина, в которой он наконец занял достойное место на экспозиции.

Парадный мундир камергера из фондов музея Малого театра мы показываем впервые. Это не театральный костюм. Во всяком случае таковым не задумывался и не был изначально. Он являет собой уникальный пример того, каким порой витиеватым и извилистым путём предмет гардероба из повседневной жизни становится сначала театральным костюмом — участником спектаклей, а потом и ценным экспонатом театрального музея.

Мундир камергера – замечательный образец парадной формы чиновника гражданского ведомства. Придворный чин камергера появился в России в период правления Петра I. Несмотря на то, что камергерство с его приближённостью к высочайшим особам утратило со временем свой статус (ко второй половине XIX века камергерами становились люди, далёкие от служения двору), чин просуществовал вплоть до Февральской революции 1917 года.

Что касается внешней трансформации, то новые веяния в моде сказывались даже на такой консервативной одежде, как форменный костюм. Уже в 1855 году Александр II начинает реформировать мундир: изменения вносились не столько в декоративный мотив вышивки, сколько в фасон – предыдущий, французский, был менее удобен.

В мужском гардеробе Малого театра мундир появился предположительно в период между 1917 и 1941 гг. Как театральный костюм он «сыграл» в спектакле «Отечественная война 1812 года» по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого 24 февраля 1942 г. (инсценировка и постановка И.Я. Судакова, художник П.В. Вильямс, композитор П.А. Ипполитов).

Артист Виктор Васильевич Красавин исполнил в нём роль князя Радзивилла. Для этого мундир был несколько изменён – полы спереди были подвернуты, чтобы создать образ по моде первого десятилетия XIX века. Премьера прошла в Челябинске, где театр находился в эвакуации.

История бытования камергерского мундира в Малом имеет счастливый конец. В 1990-е годы костюм был передан из мужского гардероба в фонды музея театра. Мундир был отреставрирован – ему возвратили первоначальный вид.


Дата публикации: 13.04.2024

Дорогие друзья!

Рассказываем вам об одном экспонате нашей новой выставки, которая открылась недавно в Новом Щепкинской фойе. Он немного опоздал к открытию, но для него была подготовлена отдельная витрина, в которой он наконец занял достойное место на экспозиции.

Парадный мундир камергера из фондов музея Малого театра мы показываем впервые. Это не театральный костюм. Во всяком случае таковым не задумывался и не был изначально. Он являет собой уникальный пример того, каким порой витиеватым и извилистым путём предмет гардероба из повседневной жизни становится сначала театральным костюмом — участником спектаклей, а потом и ценным экспонатом театрального музея.

Мундир камергера – замечательный образец парадной формы чиновника гражданского ведомства. Придворный чин камергера появился в России в период правления Петра I. Несмотря на то, что камергерство с его приближённостью к высочайшим особам утратило со временем свой статус (ко второй половине XIX века камергерами становились люди, далёкие от служения двору), чин просуществовал вплоть до Февральской революции 1917 года.

Что касается внешней трансформации, то новые веяния в моде сказывались даже на такой консервативной одежде, как форменный костюм. Уже в 1855 году Александр II начинает реформировать мундир: изменения вносились не столько в декоративный мотив вышивки, сколько в фасон – предыдущий, французский, был менее удобен.

В мужском гардеробе Малого театра мундир появился предположительно в период между 1917 и 1941 гг. Как театральный костюм он «сыграл» в спектакле «Отечественная война 1812 года» по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого 24 февраля 1942 г. (инсценировка и постановка И.Я. Судакова, художник П.В. Вильямс, композитор П.А. Ипполитов).

Артист Виктор Васильевич Красавин исполнил в нём роль князя Радзивилла. Для этого мундир был несколько изменён – полы спереди были подвернуты, чтобы создать образ по моде первого десятилетия XIX века. Премьера прошла в Челябинске, где театр находился в эвакуации.

История бытования камергерского мундира в Малом имеет счастливый конец. В 1990-е годы костюм был передан из мужского гардероба в фонды музея театра. Мундир был отреставрирован – ему возвратили первоначальный вид.


Дата публикации: 13.04.2024