Всё чаще и чаще ловлю себя на мысли, что больше устаю от театра, нежели получаю удовольствие. Виной тому и качество большинства постановок, и уровень актерской игры, и слабый драматургический материал. А иногда вообще сбегаю в антракте, что раньше для меня казалось немыслимым. Но, как говорится, счастье можно найти даже в темные времена, если не забывать обращаться к свету. Этим светом всегда был и остается для меня Малый театр — островок традиционной классической театральной школы. Возвращаешься сюда, как домой, когда совсем плохо и нужно восстановить силы. Особая отрада души — постановки Андрея Житинкина, который сотрудничает с Малым много лет.
Бывает такой удивительный тандем «режиссер — театр», когда в единую картину складываются все составляющие: актерский ансамбль, работающий без усилителей и микрофонов, режиссура, драматургия, музыка, сценография — атмосфера! И в этом симбиозе рождается шедевр.
Одной из последних интересных премьер Малого театра стала постановка Андрея Житинкина «Мой нежный зверь» по повести Чехова «Драма на охоте». Второе ее название — «Истинное происшествие».
Несмотря на то что сама повесть – ранняя работа автора, она из года в год притягивает к себе и театральных, и кинорежиссеров. Широкую известность повесть получила после известной экранизации Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», коей, судя по названию, и вдохновлялся Андрей Альбертович. Из этого же фильма звучит и знаменитый вальс Евгения Доги, сопровождая встречу Ольги с Камышевым. Сам Камышев в исполнении Андрея Чернышова в ряде сцен напоминает Олега Янковского. Однако спектакль, в отличие от эстетичного и красивого фильма, намного ближе к тексту Чехова. Уже в первой сцене Камышев предстает перед зрителем не как изящный аристократ, а как больной, опустившийся человек, которого изрядно помотала жизнь: старое поношенное пальто, руки дрожат, в хриплом голосе насмешка и сарказм, соединенные с усталой обреченностью. Он оставляет немолодому суровому редактору (Валерий Афанасьев) рукопись своей повести, сообщив, что написана она по реальным событиям и он — один из участников. Редактор вынужденно принимает папку, но после ухода посетителя тут же отправляет ее в мусорное ведро. Однако что-то в облике Камышева, в его манере говорить и вести себя заставляет редактора вытащить рукопись и прочитать первую страницу…
Сценическое решение спектакля утонченное и имеет глубинный смысл: второй план с лесом, озером, красивой природой отделен от первого тонким, почти прозрачным занавесом. Он, как граница двух миров, служит символическим переходом героини Варвары Шаталовой Оленьки Скворцовой, дочери лесника, из мира духовного в мир материальный — обитель деградирующего дворянства. И, хотя на первый взгляд ее жажда красивой жизни оказалась сильнее жажды любви, она совсем не врала, когда говорила, что любит Камышева. На смертном одре она не выдает своего убийцу. В ней нет желания мести, лишь любовь и жалость: в этот момент она поднимается высоко над мрачным круговоротом событий, тогда как Камышев суетливо заметает следы преступления, убивает свидетеля и отправляет невинного Урбенина (Александр Клюквин) на каторгу. Урбенин, пожалуй, один из немногих героев спектакля, которому искренне сочувствуешь. Здесь он несчастная жертва, честный и обезумевший, ослепший от любви человек, который вместе с тем не может не чувствовать растущего презрения к нему со стороны окружающих.
История Чехова стара как мир: молоденькая главная героиня ищет выгодный брак, «озверевший» от любви и предательства следователь заметает следы собственного преступления, аристократ спивается и деградирует, и только земский врач выглядит последним отголоском совести и здравомыслия. Главная идея Чехова — разложение человеческих душ.
И режиссер наглядно показывает, как из благородного, желающего спасти любимую девушку человека Камышев превращается в зверя. Но в отличие от зверей, руководимых инстинктами, у человека всегда есть выбор. В судьбе Камышева угадываются нотки достоевщины: как и Раскольников, он совершил двойное убийство, искалечил жизнь Урбенина, свалив на него свои смертные грехи. Но в отличие от Родиона Романовича так и остался безнаказанным. Великолепный психолог, он ощущает превосходство над людьми и никогда не теряет самообладания. Даже редактору, которому принес разоблачающую рукопись, смеясь, признаётся в убийстве. А муки совести отвергает, удивляясь лишь тому, что никто не видит сидящую в нем «страшную тайну». Он устал от нее и, может, поэтому пишет свою повесть.
Финал у Андрея Житинкина мощный. На лесной опушке, ставшей сценой, цыганка Тина (Аксиния Пустыльникова), пассия Камышева, исполняет «Невечернюю». Слушатель романса на авансцене один — издатель повести Камышева, к финалу превратившийся в прокурора. Звучит всем известное заклинание влюбленных: «Если лучше найдешь, про меня забудешь. Если хуже найдешь, про меня вспомянешь». Нашелся человек, который разгадал «страшную тайну» Камышева, но легче ему не стало. Спектакль находит отзвук в сердце, ведь классика на то и классика, потому что отвечает на актуальные вопросы современности всех эпох.
Ольга Вострикова, "Московская правда", 25 марта 2024 года
Всё чаще и чаще ловлю себя на мысли, что больше устаю от театра, нежели получаю удовольствие. Виной тому и качество большинства постановок, и уровень актерской игры, и слабый драматургический материал. А иногда вообще сбегаю в антракте, что раньше для меня казалось немыслимым. Но, как говорится, счастье можно найти даже в темные времена, если не забывать обращаться к свету. Этим светом всегда был и остается для меня Малый театр — островок традиционной классической театральной школы. Возвращаешься сюда, как домой, когда совсем плохо и нужно восстановить силы. Особая отрада души — постановки Андрея Житинкина, который сотрудничает с Малым много лет.
Бывает такой удивительный тандем «режиссер — театр», когда в единую картину складываются все составляющие: актерский ансамбль, работающий без усилителей и микрофонов, режиссура, драматургия, музыка, сценография — атмосфера! И в этом симбиозе рождается шедевр.
Одной из последних интересных премьер Малого театра стала постановка Андрея Житинкина «Мой нежный зверь» по повести Чехова «Драма на охоте». Второе ее название — «Истинное происшествие».
Несмотря на то что сама повесть – ранняя работа автора, она из года в год притягивает к себе и театральных, и кинорежиссеров. Широкую известность повесть получила после известной экранизации Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», коей, судя по названию, и вдохновлялся Андрей Альбертович. Из этого же фильма звучит и знаменитый вальс Евгения Доги, сопровождая встречу Ольги с Камышевым. Сам Камышев в исполнении Андрея Чернышова в ряде сцен напоминает Олега Янковского. Однако спектакль, в отличие от эстетичного и красивого фильма, намного ближе к тексту Чехова. Уже в первой сцене Камышев предстает перед зрителем не как изящный аристократ, а как больной, опустившийся человек, которого изрядно помотала жизнь: старое поношенное пальто, руки дрожат, в хриплом голосе насмешка и сарказм, соединенные с усталой обреченностью. Он оставляет немолодому суровому редактору (Валерий Афанасьев) рукопись своей повести, сообщив, что написана она по реальным событиям и он — один из участников. Редактор вынужденно принимает папку, но после ухода посетителя тут же отправляет ее в мусорное ведро. Однако что-то в облике Камышева, в его манере говорить и вести себя заставляет редактора вытащить рукопись и прочитать первую страницу…
Сценическое решение спектакля утонченное и имеет глубинный смысл: второй план с лесом, озером, красивой природой отделен от первого тонким, почти прозрачным занавесом. Он, как граница двух миров, служит символическим переходом героини Варвары Шаталовой Оленьки Скворцовой, дочери лесника, из мира духовного в мир материальный — обитель деградирующего дворянства. И, хотя на первый взгляд ее жажда красивой жизни оказалась сильнее жажды любви, она совсем не врала, когда говорила, что любит Камышева. На смертном одре она не выдает своего убийцу. В ней нет желания мести, лишь любовь и жалость: в этот момент она поднимается высоко над мрачным круговоротом событий, тогда как Камышев суетливо заметает следы преступления, убивает свидетеля и отправляет невинного Урбенина (Александр Клюквин) на каторгу. Урбенин, пожалуй, один из немногих героев спектакля, которому искренне сочувствуешь. Здесь он несчастная жертва, честный и обезумевший, ослепший от любви человек, который вместе с тем не может не чувствовать растущего презрения к нему со стороны окружающих.
История Чехова стара как мир: молоденькая главная героиня ищет выгодный брак, «озверевший» от любви и предательства следователь заметает следы собственного преступления, аристократ спивается и деградирует, и только земский врач выглядит последним отголоском совести и здравомыслия. Главная идея Чехова — разложение человеческих душ.
И режиссер наглядно показывает, как из благородного, желающего спасти любимую девушку человека Камышев превращается в зверя. Но в отличие от зверей, руководимых инстинктами, у человека всегда есть выбор. В судьбе Камышева угадываются нотки достоевщины: как и Раскольников, он совершил двойное убийство, искалечил жизнь Урбенина, свалив на него свои смертные грехи. Но в отличие от Родиона Романовича так и остался безнаказанным. Великолепный психолог, он ощущает превосходство над людьми и никогда не теряет самообладания. Даже редактору, которому принес разоблачающую рукопись, смеясь, признаётся в убийстве. А муки совести отвергает, удивляясь лишь тому, что никто не видит сидящую в нем «страшную тайну». Он устал от нее и, может, поэтому пишет свою повесть.
Финал у Андрея Житинкина мощный. На лесной опушке, ставшей сценой, цыганка Тина (Аксиния Пустыльникова), пассия Камышева, исполняет «Невечернюю». Слушатель романса на авансцене один — издатель повести Камышева, к финалу превратившийся в прокурора. Звучит всем известное заклинание влюбленных: «Если лучше найдешь, про меня забудешь. Если хуже найдешь, про меня вспомянешь». Нашелся человек, который разгадал «страшную тайну» Камышева, но легче ему не стало. Спектакль находит отзвук в сердце, ведь классика на то и классика, потому что отвечает на актуальные вопросы современности всех эпох.
Ольга Вострикова, "Московская правда", 25 марта 2024 года