Новости

ВЫ ЭТОГО ДОСТОЙНЫ

Пьесу "Светит, да не греет" Островский написал в соавторстве с Николаем Соловьевым. Это одно из последних произведений классика. Впервые пьеса была поставлена в 1880 году в Малом, а позже - в Александринском театре, однако в обеих столицах спектакли были приняты довольно холодно. Современникам не хватало закрученной интриги, активного действия…

Это сегодня мы понимаем: "Светит, да не греет" - абсолютный шедевр. Из нее, как русская литература из гоголевской "Шинели", вышла вся чеховская драматургия, начиная с "Платонова" и кончая "Вишневым садом". И постановщик спектакля Владимир Бейлис, прекрасно чувствуя эту особенность, отчетливо показывает зрителям все "чеховские" мотивы пьесы. Уже сама завязка - модная барыня, неудавшаяся певица, приезжает из-за границы в свое имение, чтобы продать его - заставляет вспомнить Раневскую. Продает она имение, как водится, своему старосте-кулаку, нарождающемуся классу.

Но не социально-экономическая проблематика волнует авторов спектакля в первую очередь. В центре внимания - любовь. Точнее, тот тип "самостоятельной женщины", который, видимо, так волновал Островского, раздражал Чехова и сегодня плотно утвердился во всякого рода глянце. "Любите себя", "вы этого достойны" - мантры светских львиц, внушаемые нашим современницам со всех экранов и баннеров. Что случается в итоге тупого следования этим заповедям - показывает спектакль.

Собственно, главная героиня Анна Владимировна Ренева, девица лет под 30 - не новость в русской литературе. Точный аналог ее описан еще Тургеневым в повести "Вешние воды". Там мадам Полозова точно так же скуки ради берется "поиграть в любовь" и губит счастье юной влюбленной пары. Не забыть описание ее победы над героем - "у ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза".

Актриса Полина Лоран великолепно справляется с этой ролью. Яркая, харизматичная, не столько красивая, сколько способная очаровать своей живостью, непосредственностью, откровенной женской манкостью, она и впрямь освещает все вокруг себя какой-то карнавальной радостью. Но хватает этой радости ненадолго - ее чары нужны ей самой ровно до первой победы. Дальше ей становится скучно, и она будет искать новых приключений. "Ведь она этого достойна".

Отнюдь не такова Оленька Василькова (Анна Шишкина) - нежная, искренняя, сердечная, она тот самый "луч света в темном царстве", и ясно, что ее душевного тепла хватило бы на долгую счастливую жизнь. Но гибнет она так же, как Катерина, - только не от абьюза свекрови, а оттого, что не сумела пережить измену любимого. Примечательно, что при первых постановках пьесы именно образу Оли Васильковой режиссеры и критики уделяли первостепенное внимание: их и играли лучшие актрисы своего времени - Савина, Ермолова.

Однако в спектакле Бейлиса главное внимание уделено именно Реневой. Это вокруг нее завинчивается вихрь любовных страстей (привет чеховскому Платонову). Это она с радостным детским эгоизмом принимает все восторги поклонников. И она же с детской жестокостью ломает "игрушки", которые дарит ей жизнь.

Конечно, успеху Полины Лоран в этой роли способствует и выразительная игра всего актерского ансамбля. Вполне вроде бы "вялая" у Островского партия супругов Залешиных здесь, в спектакле, превращается в пронзительный психологический дуэт. Александр Волков так точен во всех своих микродвижениях, что даже не по словам, а по его жестам становится понятно все: и страдания по несостоявшейся любви, и бесконечное казнение самого себя, и раздражение по отношению к дурище-жене, и понимание ее, и сочувствие, и прощение… А Екатерина Порубель играет этакую хамоватую "бабу из народа" - лукаво-простецкую, но горячую сердцем и душой, способную и отругать, и пожалеть, и приласкать.

Бесподобно хорош Владимир Дубровский в роли Худобаева. Один из немногих по-настоящему комических персонажей, он от души и с явным удовольствием воплощается в человека, которому под старость бес ударил в ребро. И его наивные объяснения в любви с открытками-"валентинками", и его неловкие движения, выдающие все подробности многочисленных старческих диагнозов - просто школа актерского мастерства!

Говоря о спектакле, нельзя обойти вниманием и работу художника. Мария Утробина очень точно создает время "разлома эпох". На одной сцене у нее соседствуют и аристократические интерьеры барской усадьбы и грубо сколоченный "вид в сад": неструганные столбы, шаткие скамейки… Видимо, скоро сад этот превратится в фермерские грядки: не до красот. Задник с роскошным видом на Волгу превращается в опасный темный пейзаж, на фоне которого кипят инфернальные страсти… Костюмы персонажей хочется рассматривать, как музейные экспонаты или наряды от кутюр на подиуме.

Словом, "дом Островского" в очередной раз убедил зрителей в нестареющей актуальности своего драматурга.


Ольга Штраус, "Российская газета", 26 марта 2024 года

https://rg.ru/2024/03/26/reg-cfo/vy-etogo-dostojny...


Дата публикации: 26.03.2024

Пьесу "Светит, да не греет" Островский написал в соавторстве с Николаем Соловьевым. Это одно из последних произведений классика. Впервые пьеса была поставлена в 1880 году в Малом, а позже - в Александринском театре, однако в обеих столицах спектакли были приняты довольно холодно. Современникам не хватало закрученной интриги, активного действия…

Это сегодня мы понимаем: "Светит, да не греет" - абсолютный шедевр. Из нее, как русская литература из гоголевской "Шинели", вышла вся чеховская драматургия, начиная с "Платонова" и кончая "Вишневым садом". И постановщик спектакля Владимир Бейлис, прекрасно чувствуя эту особенность, отчетливо показывает зрителям все "чеховские" мотивы пьесы. Уже сама завязка - модная барыня, неудавшаяся певица, приезжает из-за границы в свое имение, чтобы продать его - заставляет вспомнить Раневскую. Продает она имение, как водится, своему старосте-кулаку, нарождающемуся классу.

Но не социально-экономическая проблематика волнует авторов спектакля в первую очередь. В центре внимания - любовь. Точнее, тот тип "самостоятельной женщины", который, видимо, так волновал Островского, раздражал Чехова и сегодня плотно утвердился во всякого рода глянце. "Любите себя", "вы этого достойны" - мантры светских львиц, внушаемые нашим современницам со всех экранов и баннеров. Что случается в итоге тупого следования этим заповедям - показывает спектакль.

Собственно, главная героиня Анна Владимировна Ренева, девица лет под 30 - не новость в русской литературе. Точный аналог ее описан еще Тургеневым в повести "Вешние воды". Там мадам Полозова точно так же скуки ради берется "поиграть в любовь" и губит счастье юной влюбленной пары. Не забыть описание ее победы над героем - "у ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза".

Актриса Полина Лоран великолепно справляется с этой ролью. Яркая, харизматичная, не столько красивая, сколько способная очаровать своей живостью, непосредственностью, откровенной женской манкостью, она и впрямь освещает все вокруг себя какой-то карнавальной радостью. Но хватает этой радости ненадолго - ее чары нужны ей самой ровно до первой победы. Дальше ей становится скучно, и она будет искать новых приключений. "Ведь она этого достойна".

Отнюдь не такова Оленька Василькова (Анна Шишкина) - нежная, искренняя, сердечная, она тот самый "луч света в темном царстве", и ясно, что ее душевного тепла хватило бы на долгую счастливую жизнь. Но гибнет она так же, как Катерина, - только не от абьюза свекрови, а оттого, что не сумела пережить измену любимого. Примечательно, что при первых постановках пьесы именно образу Оли Васильковой режиссеры и критики уделяли первостепенное внимание: их и играли лучшие актрисы своего времени - Савина, Ермолова.

Однако в спектакле Бейлиса главное внимание уделено именно Реневой. Это вокруг нее завинчивается вихрь любовных страстей (привет чеховскому Платонову). Это она с радостным детским эгоизмом принимает все восторги поклонников. И она же с детской жестокостью ломает "игрушки", которые дарит ей жизнь.

Конечно, успеху Полины Лоран в этой роли способствует и выразительная игра всего актерского ансамбля. Вполне вроде бы "вялая" у Островского партия супругов Залешиных здесь, в спектакле, превращается в пронзительный психологический дуэт. Александр Волков так точен во всех своих микродвижениях, что даже не по словам, а по его жестам становится понятно все: и страдания по несостоявшейся любви, и бесконечное казнение самого себя, и раздражение по отношению к дурище-жене, и понимание ее, и сочувствие, и прощение… А Екатерина Порубель играет этакую хамоватую "бабу из народа" - лукаво-простецкую, но горячую сердцем и душой, способную и отругать, и пожалеть, и приласкать.

Бесподобно хорош Владимир Дубровский в роли Худобаева. Один из немногих по-настоящему комических персонажей, он от души и с явным удовольствием воплощается в человека, которому под старость бес ударил в ребро. И его наивные объяснения в любви с открытками-"валентинками", и его неловкие движения, выдающие все подробности многочисленных старческих диагнозов - просто школа актерского мастерства!

Говоря о спектакле, нельзя обойти вниманием и работу художника. Мария Утробина очень точно создает время "разлома эпох". На одной сцене у нее соседствуют и аристократические интерьеры барской усадьбы и грубо сколоченный "вид в сад": неструганные столбы, шаткие скамейки… Видимо, скоро сад этот превратится в фермерские грядки: не до красот. Задник с роскошным видом на Волгу превращается в опасный темный пейзаж, на фоне которого кипят инфернальные страсти… Костюмы персонажей хочется рассматривать, как музейные экспонаты или наряды от кутюр на подиуме.

Словом, "дом Островского" в очередной раз убедил зрителей в нестареющей актуальности своего драматурга.


Ольга Штраус, "Российская газета", 26 марта 2024 года

https://rg.ru/2024/03/26/reg-cfo/vy-etogo-dostojny...


Дата публикации: 26.03.2024