«Бедность не порок» — сейчас одна из визитных карточек Малого театра, этот спектакль обожают как зрители, так и сами артисты. Ранняя пьеса Александра Островского, поставленная в 1854 году, стала манифестом нового в тогдашнем драматическом театре. Впервые на сцене был показан «маленький человек», его духовность по сравнению с людьми высшего чина. В 2024 году произведение отмечает 170-летний юбилей. На поучительной и особенно уютной в зимнее время постановке Малого театра побывал Филипп Геллер.
Особое внимание автор уделил показу различных святочных обрядов, которые преобладали в Москве его детства. В советское время «Бедность» шла редко, и в Малом театре эту пьесу к жизни возвратил именно Александр Коршунов. Его спектакль, появившийся в 2006 году, каждый раз проходит с аншлагом. Режиссёр смягчил обличительные моменты пьесы Островского и на первый план выдвинул старинные русские традиции. В спектакле звучат подлинные обрядовые, игровые, лирические песни, колядки (песенный и бытийный материал предоставлен создателем и руководителем ансамбля древней русской духовной музыки “Сирин” Андреем Котовым, хормейстер спектакля — Галина Гусева, музыкальный консультант-этнограф Борис Ефремов). Они составляют добрую его половину, и это — огромная прелесть.
Стоит отметить, что постановку сопровождает «Тройка» Георгия Свиридова из музыки к «Метели» — крайне удачный ход авторов версии.
А на сцене – волшебный зимний пейзаж а-ля Кустодиев с сыплющимся снегом, уютный дом Торцовых, подробные костюмы (художник Ольга Коршунова). Режиссёр бережно отнёсся к драматургу — Коршунов тонко раскрывает суть персонажей и подчёркивает определённые черты их характера.
Прекрасен актёрский состав. Кстати, некоторые артисты играют свои роли аж с самой премьеры. Один из них — Дмитрий Кознов в роли грозного богатого купца Гордея Карпыча Торцова. Мужчина изображает героя крупными мазками, создавая негативный, но всё же не устрашающий образ. По сюжету купец по наущению московского приятеля завёл моду на всё аглицкое, и хочет выдать замуж свою дочь за богатого фабриканта. Жена Гордея Карпыча, Пелагея Егоровна, полностью подчиняется мужу и не имеет права прекословить ему. Вот она-то и живёт «по-старому, по-русскому». Она молода душой — и это главное. Татьяна Лебедева здесь создала трогательный образ любящей матери, не знающей, как помочь своей дочери. При этом она хочет, чтобы Любовь Гордеевна была счастлива. Роль дочери Торцовых исполнила очаровательная Лидия Милюзина. Любовь Гордеевна — трепетная, нежная, честная девушка. Она не может ослушаться папеньку, который заставляет её идти замуж за нелюбимого человека. Она верна своим чувствам к Мите. Её возлюбленный — простой приказчик. В этой партии хорош Дмитрий Сафонов. Его герой в силу своей молодости, порой, чересчур эмоционален, красноречив и, несмотря на своё положение, самодостаточен и не боится в открытую высказывать то, что думает.
Роль Любима Торцова, брата Гордея Карпыча взял на себя сам постановщик, Александр Коршунов. И блестяще с ней справился. У него всего два монолога — в конце первого и третьего акта, но очень яркие и запоминающиеся. Герой Коршунова — сбившийся с пути, но не теряющий нравственности маленький человек. Любима развели на деньги — оставшись ни с чем, он стал бродяжничать и пьянствовать. Он попросил брата, чтобы тот его приютил, но Торцов-старший грубо отказал. Но Любим сохранил в себе любовь к людям, доброту, порядочность. Именно он спасает Любовь Гордеевну и Митю — его пламенная просьба трогает сердце Гордея Карпыча и тот благословляет молодых на брак. Артист и режиссёр по-новому трактует своего героя, подчёркивая в нём не обличительность, а именно духовность и веру в Божью справедливость.
Интереса ради стоит сказать, что легендарная фраза «Шире дорогу, Любим Торцов идёт!» по-прежнему вызывает в зрительном зале аплодисменты.
Необычно исполняет роль Африкана Савича Сергей Тезов. Весь негатив своего персонажа он прячет за маской молодящегося, стильного старого ловеласа. Лишь иногда из него вылезает эта чернота, а так, с виду на этого человека плохого не подумаешь.
Одним из самых ярких персонажей спектакля, несомненно, стал обаятельнейший Гриша Разлюляев, сын богатого купца в интерпретации Сергея Потапова. То, какие коленца на сцене выделывает этот артист, надо видеть! Прошедший балетную школу в детстве, Потапов виртуозен в танце, и постановщики сделали акцент именно на нём, дабы показать многогранный талант актёра. Он и вприсядку пляшет, и чуть ли не летает по сцене.
Отдельное удовольствие — наблюдать за великолепной характерной актрисой Малого Зинаидой Андреевой. В этом спектакле она исполняет роль Арины — няни в доме Торцовых. Женщина переживает за судьбу Любови Гордеевны, ведь она прожила с ней всю жизнь — заботилась и воспитывала её с самого детства. И это тоже истинно наш, русский национальный образ.
Филипп Геллер, "БезФальши", 13 февраля 2024 года
«Бедность не порок» — сейчас одна из визитных карточек Малого театра, этот спектакль обожают как зрители, так и сами артисты. Ранняя пьеса Александра Островского, поставленная в 1854 году, стала манифестом нового в тогдашнем драматическом театре. Впервые на сцене был показан «маленький человек», его духовность по сравнению с людьми высшего чина. В 2024 году произведение отмечает 170-летний юбилей. На поучительной и особенно уютной в зимнее время постановке Малого театра побывал Филипп Геллер.
Особое внимание автор уделил показу различных святочных обрядов, которые преобладали в Москве его детства. В советское время «Бедность» шла редко, и в Малом театре эту пьесу к жизни возвратил именно Александр Коршунов. Его спектакль, появившийся в 2006 году, каждый раз проходит с аншлагом. Режиссёр смягчил обличительные моменты пьесы Островского и на первый план выдвинул старинные русские традиции. В спектакле звучат подлинные обрядовые, игровые, лирические песни, колядки (песенный и бытийный материал предоставлен создателем и руководителем ансамбля древней русской духовной музыки “Сирин” Андреем Котовым, хормейстер спектакля — Галина Гусева, музыкальный консультант-этнограф Борис Ефремов). Они составляют добрую его половину, и это — огромная прелесть.
Стоит отметить, что постановку сопровождает «Тройка» Георгия Свиридова из музыки к «Метели» — крайне удачный ход авторов версии.
А на сцене – волшебный зимний пейзаж а-ля Кустодиев с сыплющимся снегом, уютный дом Торцовых, подробные костюмы (художник Ольга Коршунова). Режиссёр бережно отнёсся к драматургу — Коршунов тонко раскрывает суть персонажей и подчёркивает определённые черты их характера.
Прекрасен актёрский состав. Кстати, некоторые артисты играют свои роли аж с самой премьеры. Один из них — Дмитрий Кознов в роли грозного богатого купца Гордея Карпыча Торцова. Мужчина изображает героя крупными мазками, создавая негативный, но всё же не устрашающий образ. По сюжету купец по наущению московского приятеля завёл моду на всё аглицкое, и хочет выдать замуж свою дочь за богатого фабриканта. Жена Гордея Карпыча, Пелагея Егоровна, полностью подчиняется мужу и не имеет права прекословить ему. Вот она-то и живёт «по-старому, по-русскому». Она молода душой — и это главное. Татьяна Лебедева здесь создала трогательный образ любящей матери, не знающей, как помочь своей дочери. При этом она хочет, чтобы Любовь Гордеевна была счастлива. Роль дочери Торцовых исполнила очаровательная Лидия Милюзина. Любовь Гордеевна — трепетная, нежная, честная девушка. Она не может ослушаться папеньку, который заставляет её идти замуж за нелюбимого человека. Она верна своим чувствам к Мите. Её возлюбленный — простой приказчик. В этой партии хорош Дмитрий Сафонов. Его герой в силу своей молодости, порой, чересчур эмоционален, красноречив и, несмотря на своё положение, самодостаточен и не боится в открытую высказывать то, что думает.
Роль Любима Торцова, брата Гордея Карпыча взял на себя сам постановщик, Александр Коршунов. И блестяще с ней справился. У него всего два монолога — в конце первого и третьего акта, но очень яркие и запоминающиеся. Герой Коршунова — сбившийся с пути, но не теряющий нравственности маленький человек. Любима развели на деньги — оставшись ни с чем, он стал бродяжничать и пьянствовать. Он попросил брата, чтобы тот его приютил, но Торцов-старший грубо отказал. Но Любим сохранил в себе любовь к людям, доброту, порядочность. Именно он спасает Любовь Гордеевну и Митю — его пламенная просьба трогает сердце Гордея Карпыча и тот благословляет молодых на брак. Артист и режиссёр по-новому трактует своего героя, подчёркивая в нём не обличительность, а именно духовность и веру в Божью справедливость.
Интереса ради стоит сказать, что легендарная фраза «Шире дорогу, Любим Торцов идёт!» по-прежнему вызывает в зрительном зале аплодисменты.
Необычно исполняет роль Африкана Савича Сергей Тезов. Весь негатив своего персонажа он прячет за маской молодящегося, стильного старого ловеласа. Лишь иногда из него вылезает эта чернота, а так, с виду на этого человека плохого не подумаешь.
Одним из самых ярких персонажей спектакля, несомненно, стал обаятельнейший Гриша Разлюляев, сын богатого купца в интерпретации Сергея Потапова. То, какие коленца на сцене выделывает этот артист, надо видеть! Прошедший балетную школу в детстве, Потапов виртуозен в танце, и постановщики сделали акцент именно на нём, дабы показать многогранный талант актёра. Он и вприсядку пляшет, и чуть ли не летает по сцене.
Отдельное удовольствие — наблюдать за великолепной характерной актрисой Малого Зинаидой Андреевой. В этом спектакле она исполняет роль Арины — няни в доме Торцовых. Женщина переживает за судьбу Любови Гордеевны, ведь она прожила с ней всю жизнь — заботилась и воспитывала её с самого детства. И это тоже истинно наш, русский национальный образ.
Филипп Геллер, "БезФальши", 13 февраля 2024 года