Новости

«В ЛЮБВИ СТОЛЬКО ЗВЕРИНОГО...»

На сцене Малого театра «доктор человеческих душ» Антон Павлович Чехов. По его пьесам поставлено немало спектаклей. Но чеховская проза — редкий гость на театральной сцене. И вот в Малом решили восполнить этот пробел. Спектакль «Мой нежный зверь» по повести выдающегося русского классика «Драма на охоте» несомненно украсит репертуар театра. Ведь Чехов — это всегда актуально и всегда поучительно.

Помните фразу, сказанную Антоном Павловичем Чеховым: «Человек тогда становится лучше, когда ему показывают его самого»? В этом спектакле её смысл можно осознать, как говорится, «по полной».

Исполнитель одной из главных ролей в постановке народного артиста России Андрея Житинкина, поставившего это спектакль, народный артист России Александр Вершинин так говорит про своего сценического героя:

«Ну, вообще, как бы, классикой классика и стала потому, что отвечала на вопросы, актуальные вопросы современности, актуальные вопросы современности тех времен, всех эпох, а вообще, как бы, говорила или изображала или препарировала болезнь человеческого духа. Один из ярких примеров в этом произведении это граф Корнеев. Почему он докатился до того состояния, что есть в повести и в нашей постановке? Тут прямой ответ — духовность. Точнее её крайний недостаток. Духовность, что мы отдаем каждый день, воспитанию духа той культуры не цивилизации, а культуры внутренней духовности.

То, чего воспитывается с детства и приобретается в молодости. А отсюда и пороки. В том числе и порок алкоголя. Он больной человек в этом смысле. И все глупости у него происходят от этого. Он знает об этом, а ничего сделать уже не может. Его жаль в этом, но об этом и он сам знает. Он сам говорит проклятой слабости: „под влиянием минуты и водки я готов сделать все, что хочешь“. Все его беды от этого. Насколько действительно этот человек слаб и насколько действительно то образование, то воспитание, те возможности, которые он имеет, не дают ему идти по тому пути, который он мог бы пройти чисто, не дают ему возможность прожить жизнь достойным человеком. Он теряет абсолютно все, и себя, и деньги, и возможности. И любить, по сути, он не может, не умеет. У Чехова это так. И персонаж, его друг, говорит ему: ты с молодости не знал, что это такое, ты ни разу не любил и не ценил, и не уважал женщину».

И Граф, чётко выписанный в своих пороках Чеховым, не единственный подобный персонаж в этой драме. Ещё один яркий пример — следователь Камышев в исполнении Андрея Чернышова.

«Антон Павлович пытался донести то разложение человеческих душ, что встречается нередко в человеческой среде. И хотя мой персонаж вначале кажется человеком положительным, в итоге по его вине загублено несколько жизней. Здесь вот мы хотели показать этот переход от того позитивного человека к абсолютно, так сказать, разложившейся личности, которая просто совершает и убийство, и другие подлые поступки.

В данном случае вот эта трагедия с ним происходит, потому что несчастная любовь, потому что он влюбился в женщину, которая, так сказать, совершенна по форме, но абсолютно испорчена внутри, у которой приоритеты материальные и только. Но это его не должно оправдывать. Любовь, которая должна возвышать человека, моего персонажа разрушает, разлагает. А ведь у человека всегда есть выбор. Но он не делает правильного. Потому, что среда, в которой он живёт, растворяет хорошую честную душу. Потому, что, наверное, какие-то неправильные настройки в его душе сделаны. В принципе, тут практически все персонажи отрицательные. Такое болото. Даже у нас в декорациях мы пытаемся это ретранслировать это. В общем, это узнаваемо в наше время». Зрители увидят интересную драматургию, много конфликтов, при этом каждый герой спектакля на их глазах будет совершать нравственный выбор. Интрига появится в первой же сцене, когда Камышев принесет в редакцию повесть и заявит, что она про любовь и убийство...".

Вообще, «Драма на охоте» — это детективная повесть, но в ней органично, по-чеховски, переплетаются любовь, верность и предательство. Но этот детектив закручен так, что зритель до самого конца будет гадать: а кто же собственно убийца? Знаете, есть детективные произведения, начиная читать которые, ты чётко, с первых страниц, понимаешь — «убийца садовник». Здесь такого нет. То же самое и в отношении психологических портретов персонажей повести Чехова. Вспомните, казавшийся в самом начале глубоко положительным Камышов оказывается в итоге негодяем. Или тот же Граф — пьяница и бесхребетник.

Но... Впрочем, сами всё увидите, побывав на спектакле, премьера которого состоялась на Исторической сцене Малого театра вчера, 10 февраля.

Да, стоит отметить, что «Мой нежный зверь» получил такое название неспроста.

«Во-первых, хотелось, чтобы оно в какой-то степени осталось в памяти зрителей от фильма „Мой ласковый и нежный зверь“, а во-вторых, это, скажем так, ключевая парадигма Чехова — „нежный зверь“. И там еще есть фраза Ивана Бунина, которую Антон Павлович очень любил: „В любви столько звериного...“ Как хочешь, так и понимай. Но в нашем спектакле немало нежности и красоты. И, тогда как в фильме только одна любовная линия — между Оленькой и Камышевым, то в повести их несколько», — поделился режиссёр-постановщик спектакля народный артист России Андрей Житинкин.

В спектакле, по словам режиссера Андрея Житинкина, много нежности и красоты. Это как в жизни, когда уродующее душу соседствует с прекрасным. И всё-таки почему Малый поставил своё видение «Драмы на охоте»?

«Я много лет мечтал об этом. В Малом театре у меня шел и „Маскарад“ Лермонтова, и „Идиот“ Достоевского, и „Пиковая дама“ Пушкина, но я никогда не ставил здесь Чехова... И вдруг мне на глаза попалась его нашумевшая повесть „Драма на охоте“, и я решил начать работать, назвав спектакль оригинально — цитатой из „Драмы на охоте“ — „Мой нежный зверь“. Пьесы Чехова ставили в Малом театре не один раз, а этот проект стал последним при Юрии Соломине. За два дня до инсульта наш многолетний художественный руководитель пришел на читку, тогда уже он не очень хорошо себя чувствовал, но благословил и сказал, что эта постановка для Малого театра крайне важна. Еще Юрий Мефодьевич отметил тогда, что Чехов — его любимый писатель и такой же ценный драматург, знаковый автор, как и Островский. А уходя, Соломин обернулся в дверях и произнес: „Я желаю вам аншлагов“... Антон Павлович написал необыкновенно насыщенную историю о том, как можно убить любовь и как сама любовь кого-то убивает. Чехов впервые поставил так вопрос, а потом в течение ХХ века и в начале ХХI века данная тема много раз возникала и в театре, и в кино», — рассказал журналистам Андрей Житинкин.

Чехов актуален всегда. Во-первых, ему необыкновенно ярко удалось обозначить душевные качества своих героев, сделать их невероятно живыми и узнаваемыми в повседневной жизни. Во-вторых, Антон Павлович жил и творил относительно не давно, а потому всё это, о чём он писал, есть и сегодня.

«Гибель Оленьки, конечно, не случайна. Чехов гений в этом. Сколько сгорает сейчас девочек молодых, которые хотят и любви, и роскоши, и, как всегда, по-русски, сразу, сейчас и сразу. И как мотыльки летят на этот огонь и погибают. И вообще, конечно, эта история, безусловно, о любви, но только, меня это всегда поражает, только человек, только человек может убиться любовью.

Действительно огромное количество девчонок хотят вырваться из провинции, мечтают попасть в Москву. Это, кстати, такой чеховский мотив. Помните, в „Трех сестрах“ — „в Москву, в Москву, в Москву...“. Представительницы слабого пола желают вырваться в свет, найти состоятельного мужчину. Необязательно любимого. То, что происходит с Оленькой. Потом она действительно встречает того единственного, в которого влюбляется, но у него нет богатств. Чехов всю жизнь говорил — для него важно то, что происходит с человеческими судьбами.

Я думаю, что эта история, конечно, в своё время затронула всех и не оставит равнодушными сегодня. Здесь каждый герой оказывается перед нравственным выбором», — поделился своим видением режиссер.

Как считают многие, Чехов предвосхитил в чем-то время, почему его и называют гениальным. Он угадал, что даже спустя век эта история будет актуальна. Меняются только предлагаемые обстоятельства, а человеческая природа — никогда.

И важно для нас сегодняшних, что злодей наказан сейчас, не когда-то где-то там. А именно сейчас.

«У Чехова там в принципе нет раскаяния у героя, но в нашей версии все-таки, ну чтобы вот этот контраст показать наверное, какое-то сожаление присутствует. Но это не возрождение души и очищение её через покаяние. Это всего лишь какая-то еще там её часть, что-то доживает хорошего в душе. Вот спрашивают: молодёжь посмотрит и какие выводы должна сделать?

Та сфера задач, которую хотелось бы в идеале добиться этой постановкой, это когда воздействуешь не хорошим примером, а скорее примером того, как не надо. То есть, когда нам достаются какие-то злодеи, если играть злодеев, то хочется, чтобы они не вызывали ни сочувствия, ни обаяния. А именно, чтобы зритель увидел происходящее в действии и ужаснулся, что жалко, что так жизнь проживают. И сказал для себя: не хотелось бы мне повторить такой путь. Если хоть кто-то так задумается об этом, то мы уже не зря старались», — делится Андрей Чернышов.

По словам режиссёра-постановщика, то, что главный герой, которого играет Чернышев, уже при жизни наказан, для нас это важно. Это нравственный императив. Не может быть зло ненаказуемо. И то, что это происходит не где-то там и не тогда, когда уже в каких-то высших сферах идет суд, а прямо здесь. И самое ужасное, что он наказал себя сам. И он собственными руками убил свою единственную любовь.

Итак, на сцене появляется редактор газеты, которого играет народный артист России Валерий Афанасьев, получает от бывшего судебного следователя рукопись, основанную на реальных событиях. «Нежный зверь», глазами редактора, начинает оживать...

«Герой — редактор, издатель, который, собственно, берет эту рукопись и начинает раскручивать ее. Его глазами происходит наше повествование. Он понимает, что не происходит ни покаяния преступника, ни его наказания. Урбенин, оказывается, умер на каторге, и покаяния не происходит, и наказания не происходит. Что же за мир такой? Этот вопрос я задаю себе. Финал на мне», — сказал народный артист РФ Валерий Афанасьев.

А дальше вы всё увидите своими глазами, когда придёте на спектакль в Малый театр. Поверьте, оно того стоит.

И «под занавес»:

Роль Камышева исполняет Андрей Чернышов, Ольги — Варвара Шаталова. В спектакле также заняты народные артисты России Валерий Афанасьев, Александр Вершинин, Александр Клюквин, Валерий Бабятинский, Владимир Сафронов, Сергей Еремеев, заслуженные артисты России Петр Складчиков, Варвара Андреева, Екатерина Базарова. Художником-постановщиком спектакля выступил Андрей Шаров, художником по свету — Андрей Изотов. Режиссёр-постановщик спектакля Андрей Житинкин.

Игорь Глуховский, "Аргументы недели", 11 февраля 2024 года

https://argumenti.ru/culture/theaters/2024/02/8823...



Дата публикации: 17.02.2024

На сцене Малого театра «доктор человеческих душ» Антон Павлович Чехов. По его пьесам поставлено немало спектаклей. Но чеховская проза — редкий гость на театральной сцене. И вот в Малом решили восполнить этот пробел. Спектакль «Мой нежный зверь» по повести выдающегося русского классика «Драма на охоте» несомненно украсит репертуар театра. Ведь Чехов — это всегда актуально и всегда поучительно.

Помните фразу, сказанную Антоном Павловичем Чеховым: «Человек тогда становится лучше, когда ему показывают его самого»? В этом спектакле её смысл можно осознать, как говорится, «по полной».

Исполнитель одной из главных ролей в постановке народного артиста России Андрея Житинкина, поставившего это спектакль, народный артист России Александр Вершинин так говорит про своего сценического героя:

«Ну, вообще, как бы, классикой классика и стала потому, что отвечала на вопросы, актуальные вопросы современности, актуальные вопросы современности тех времен, всех эпох, а вообще, как бы, говорила или изображала или препарировала болезнь человеческого духа. Один из ярких примеров в этом произведении это граф Корнеев. Почему он докатился до того состояния, что есть в повести и в нашей постановке? Тут прямой ответ — духовность. Точнее её крайний недостаток. Духовность, что мы отдаем каждый день, воспитанию духа той культуры не цивилизации, а культуры внутренней духовности.

То, чего воспитывается с детства и приобретается в молодости. А отсюда и пороки. В том числе и порок алкоголя. Он больной человек в этом смысле. И все глупости у него происходят от этого. Он знает об этом, а ничего сделать уже не может. Его жаль в этом, но об этом и он сам знает. Он сам говорит проклятой слабости: „под влиянием минуты и водки я готов сделать все, что хочешь“. Все его беды от этого. Насколько действительно этот человек слаб и насколько действительно то образование, то воспитание, те возможности, которые он имеет, не дают ему идти по тому пути, который он мог бы пройти чисто, не дают ему возможность прожить жизнь достойным человеком. Он теряет абсолютно все, и себя, и деньги, и возможности. И любить, по сути, он не может, не умеет. У Чехова это так. И персонаж, его друг, говорит ему: ты с молодости не знал, что это такое, ты ни разу не любил и не ценил, и не уважал женщину».

И Граф, чётко выписанный в своих пороках Чеховым, не единственный подобный персонаж в этой драме. Ещё один яркий пример — следователь Камышев в исполнении Андрея Чернышова.

«Антон Павлович пытался донести то разложение человеческих душ, что встречается нередко в человеческой среде. И хотя мой персонаж вначале кажется человеком положительным, в итоге по его вине загублено несколько жизней. Здесь вот мы хотели показать этот переход от того позитивного человека к абсолютно, так сказать, разложившейся личности, которая просто совершает и убийство, и другие подлые поступки.

В данном случае вот эта трагедия с ним происходит, потому что несчастная любовь, потому что он влюбился в женщину, которая, так сказать, совершенна по форме, но абсолютно испорчена внутри, у которой приоритеты материальные и только. Но это его не должно оправдывать. Любовь, которая должна возвышать человека, моего персонажа разрушает, разлагает. А ведь у человека всегда есть выбор. Но он не делает правильного. Потому, что среда, в которой он живёт, растворяет хорошую честную душу. Потому, что, наверное, какие-то неправильные настройки в его душе сделаны. В принципе, тут практически все персонажи отрицательные. Такое болото. Даже у нас в декорациях мы пытаемся это ретранслировать это. В общем, это узнаваемо в наше время». Зрители увидят интересную драматургию, много конфликтов, при этом каждый герой спектакля на их глазах будет совершать нравственный выбор. Интрига появится в первой же сцене, когда Камышев принесет в редакцию повесть и заявит, что она про любовь и убийство...".

Вообще, «Драма на охоте» — это детективная повесть, но в ней органично, по-чеховски, переплетаются любовь, верность и предательство. Но этот детектив закручен так, что зритель до самого конца будет гадать: а кто же собственно убийца? Знаете, есть детективные произведения, начиная читать которые, ты чётко, с первых страниц, понимаешь — «убийца садовник». Здесь такого нет. То же самое и в отношении психологических портретов персонажей повести Чехова. Вспомните, казавшийся в самом начале глубоко положительным Камышов оказывается в итоге негодяем. Или тот же Граф — пьяница и бесхребетник.

Но... Впрочем, сами всё увидите, побывав на спектакле, премьера которого состоялась на Исторической сцене Малого театра вчера, 10 февраля.

Да, стоит отметить, что «Мой нежный зверь» получил такое название неспроста.

«Во-первых, хотелось, чтобы оно в какой-то степени осталось в памяти зрителей от фильма „Мой ласковый и нежный зверь“, а во-вторых, это, скажем так, ключевая парадигма Чехова — „нежный зверь“. И там еще есть фраза Ивана Бунина, которую Антон Павлович очень любил: „В любви столько звериного...“ Как хочешь, так и понимай. Но в нашем спектакле немало нежности и красоты. И, тогда как в фильме только одна любовная линия — между Оленькой и Камышевым, то в повести их несколько», — поделился режиссёр-постановщик спектакля народный артист России Андрей Житинкин.

В спектакле, по словам режиссера Андрея Житинкина, много нежности и красоты. Это как в жизни, когда уродующее душу соседствует с прекрасным. И всё-таки почему Малый поставил своё видение «Драмы на охоте»?

«Я много лет мечтал об этом. В Малом театре у меня шел и „Маскарад“ Лермонтова, и „Идиот“ Достоевского, и „Пиковая дама“ Пушкина, но я никогда не ставил здесь Чехова... И вдруг мне на глаза попалась его нашумевшая повесть „Драма на охоте“, и я решил начать работать, назвав спектакль оригинально — цитатой из „Драмы на охоте“ — „Мой нежный зверь“. Пьесы Чехова ставили в Малом театре не один раз, а этот проект стал последним при Юрии Соломине. За два дня до инсульта наш многолетний художественный руководитель пришел на читку, тогда уже он не очень хорошо себя чувствовал, но благословил и сказал, что эта постановка для Малого театра крайне важна. Еще Юрий Мефодьевич отметил тогда, что Чехов — его любимый писатель и такой же ценный драматург, знаковый автор, как и Островский. А уходя, Соломин обернулся в дверях и произнес: „Я желаю вам аншлагов“... Антон Павлович написал необыкновенно насыщенную историю о том, как можно убить любовь и как сама любовь кого-то убивает. Чехов впервые поставил так вопрос, а потом в течение ХХ века и в начале ХХI века данная тема много раз возникала и в театре, и в кино», — рассказал журналистам Андрей Житинкин.

Чехов актуален всегда. Во-первых, ему необыкновенно ярко удалось обозначить душевные качества своих героев, сделать их невероятно живыми и узнаваемыми в повседневной жизни. Во-вторых, Антон Павлович жил и творил относительно не давно, а потому всё это, о чём он писал, есть и сегодня.

«Гибель Оленьки, конечно, не случайна. Чехов гений в этом. Сколько сгорает сейчас девочек молодых, которые хотят и любви, и роскоши, и, как всегда, по-русски, сразу, сейчас и сразу. И как мотыльки летят на этот огонь и погибают. И вообще, конечно, эта история, безусловно, о любви, но только, меня это всегда поражает, только человек, только человек может убиться любовью.

Действительно огромное количество девчонок хотят вырваться из провинции, мечтают попасть в Москву. Это, кстати, такой чеховский мотив. Помните, в „Трех сестрах“ — „в Москву, в Москву, в Москву...“. Представительницы слабого пола желают вырваться в свет, найти состоятельного мужчину. Необязательно любимого. То, что происходит с Оленькой. Потом она действительно встречает того единственного, в которого влюбляется, но у него нет богатств. Чехов всю жизнь говорил — для него важно то, что происходит с человеческими судьбами.

Я думаю, что эта история, конечно, в своё время затронула всех и не оставит равнодушными сегодня. Здесь каждый герой оказывается перед нравственным выбором», — поделился своим видением режиссер.

Как считают многие, Чехов предвосхитил в чем-то время, почему его и называют гениальным. Он угадал, что даже спустя век эта история будет актуальна. Меняются только предлагаемые обстоятельства, а человеческая природа — никогда.

И важно для нас сегодняшних, что злодей наказан сейчас, не когда-то где-то там. А именно сейчас.

«У Чехова там в принципе нет раскаяния у героя, но в нашей версии все-таки, ну чтобы вот этот контраст показать наверное, какое-то сожаление присутствует. Но это не возрождение души и очищение её через покаяние. Это всего лишь какая-то еще там её часть, что-то доживает хорошего в душе. Вот спрашивают: молодёжь посмотрит и какие выводы должна сделать?

Та сфера задач, которую хотелось бы в идеале добиться этой постановкой, это когда воздействуешь не хорошим примером, а скорее примером того, как не надо. То есть, когда нам достаются какие-то злодеи, если играть злодеев, то хочется, чтобы они не вызывали ни сочувствия, ни обаяния. А именно, чтобы зритель увидел происходящее в действии и ужаснулся, что жалко, что так жизнь проживают. И сказал для себя: не хотелось бы мне повторить такой путь. Если хоть кто-то так задумается об этом, то мы уже не зря старались», — делится Андрей Чернышов.

По словам режиссёра-постановщика, то, что главный герой, которого играет Чернышев, уже при жизни наказан, для нас это важно. Это нравственный императив. Не может быть зло ненаказуемо. И то, что это происходит не где-то там и не тогда, когда уже в каких-то высших сферах идет суд, а прямо здесь. И самое ужасное, что он наказал себя сам. И он собственными руками убил свою единственную любовь.

Итак, на сцене появляется редактор газеты, которого играет народный артист России Валерий Афанасьев, получает от бывшего судебного следователя рукопись, основанную на реальных событиях. «Нежный зверь», глазами редактора, начинает оживать...

«Герой — редактор, издатель, который, собственно, берет эту рукопись и начинает раскручивать ее. Его глазами происходит наше повествование. Он понимает, что не происходит ни покаяния преступника, ни его наказания. Урбенин, оказывается, умер на каторге, и покаяния не происходит, и наказания не происходит. Что же за мир такой? Этот вопрос я задаю себе. Финал на мне», — сказал народный артист РФ Валерий Афанасьев.

А дальше вы всё увидите своими глазами, когда придёте на спектакль в Малый театр. Поверьте, оно того стоит.

И «под занавес»:

Роль Камышева исполняет Андрей Чернышов, Ольги — Варвара Шаталова. В спектакле также заняты народные артисты России Валерий Афанасьев, Александр Вершинин, Александр Клюквин, Валерий Бабятинский, Владимир Сафронов, Сергей Еремеев, заслуженные артисты России Петр Складчиков, Варвара Андреева, Екатерина Базарова. Художником-постановщиком спектакля выступил Андрей Шаров, художником по свету — Андрей Изотов. Режиссёр-постановщик спектакля Андрей Житинкин.

Игорь Глуховский, "Аргументы недели", 11 февраля 2024 года

https://argumenti.ru/culture/theaters/2024/02/8823...



Дата публикации: 17.02.2024