В 1665 году великий драматург Жан-Батист Мольер написал пьесу «Дон Жуан, или Каменный пир», которая, как и другие произведения гениального автора, изящно и остроумно «клеймит безнравственность и славит добродетель». Во все века цивилизованное общество пытается научиться отличать одно от другого, но, увы, пока безуспешно: природа человека почти не трансформируется с течением времени, поэтому выдающиеся литературные шедевры не теряют актуальность сквозь столетия.
Малый театр спустя 150 лет после первой постановки произведения вновь вернулся к известной пьесе Ж.-Б.Мольера, в которой драматург бросил дерзкий вызов обществу и духовенству. В основе комедии - бессмертный сюжет о похождениях севильского повесы и распутника Дон Жуана, переосмысленный великим драматургом в острую комедию нравов.
«Дон Жуан, или Каменный пир» - скорее не комедия, а трагикомедия: герои, события и обстоятельства, наверное, были бы смешны, если бы человеческие пороки возможно было искоренить.
Режиссер-постановщик спектакля Владимир Драгунов: «“Дон Жуан, или Каменный пир” - это, по авторскому определению, комедия, но комедия, безусловно, серьезная. В любом обществе человек должен существовать по определенным установкам и правилам, тем более в таком, где лицемерие становится религией. Дон Жуан не признает никакие правила, он ни в кого и ни во что не верит. Он свободен, но эта свобода его не радует, потому что ему нечем жить. Со всех сторон его окружают завистники и недоброжелатели. Единственное, что как-то развлекает его - это женщины. Жить без веры ему становится все труднее, и он ищет эту веру через подтверждение наказания за свои неблаговидные поступки, через отрицание этой самой веры. Он, в конечном итоге, не верит и в настоящую любовь, и только тогда задумывается о возможности ее существования, когда Эльвира приходит к нему, чтобы предупредить его и спасти...»
«Кто послан небом, тому свет не нужен»
В образе обольстительного ловеласа предстаёт заслуженный артист России Андрей Чубченко. Харизматичному, импозантному Дон Жуану не составляет труда влюбить в себя любую женщину, но приносит ли это ему счастье? Или, может быть, такой образ жизни является для героя бегством от самого себя, дуэлью с общественными нормами и стереотипами? Дон Жуан искушает судьбу, словно проверяя - есть ли божья кара и небесный суд или это придумали люди для обуздания своих животных инстинктов?
У каждого персонажа, независимо от времени нахождения на сцене, есть свой «звёздный выход» - в кино это называют «крупным планом», кульминационной сценой, великолепно раскрывающей портретные характеристики героя и его роль в сюжетном контексте.
Невероятно обаятелен и колоритен слуга Дон Жуана Сганарель, которого в разных составах великолепно воплощают Михаил Фоменко и Станислав Сошников. На контрасте с циничным Дон Жуаном Сганарель выглядит наивным, любознательным ребёнком, полным задора и куража. Слуга искренне сопереживает за судьбу своего хозяина, он не принимает его образ жизни, пытается «достучаться» до погрязшей в пороках и искушениях души главного героя, взывает к его разуму, чести и здравому смыслу, но натыкается на «бетонную стену» равнодушия и отрицания.
Женские образы не менее эмоциональны, чем мужские. Порывиста и экспрессивна самоотверженная жена Дон Жуана Эльвира (эту героиню в разных составах воплощают Лидия Милюзина и Полина Лоран). Кокетливы и соблазнительны крестьянки Шарлотта (Наталья Калинина) и Матурина (Наталия Афанасьева).
Ни одна женщина не может устоять перед обольстительными чарами коварного соблазнителя, но любить всех и сразу, значит, не любить никого: Дон Жуан не способен на глубокое сильное чувство, поэтому любая леди для него лишь мимолётное приключение и очередной «трофей».
Ключевые роли в развитии интригующего сюжета сыграют отец Дон Жуана, Дон Луис (народный артист России, лауреат премии Правительства России Александр Ермаков) и убитый им командор (заслуженный артист России Сергей Кагаков).
В спектакле, как и в литературном первоисточнике, во всей гамме чувств продемонстрирован вечный конфликт личности и среды, человека и общества, которое отнюдь не безупречно.
Постановку можно охарактеризовать как философский эклектичный синтез трагичного и комичного: создатели не осовременивают героев и место действия, не заигрывают с публикой смешением стилей и форм: «Дон Жуан, или Каменный пир» - классический театр без эпатажа и провокаций. В спектакле нет пошлости и примитива - события развиваются степенно, неторопливо, но при этом динамично и интригующе.
Сценография Марии Рыбасовой масштабна и монументальна, художник по костюмам Любовь Скорнецкая создала для спектакля костюмы, соответствующие эпохе действия и погружающие в «Каменный пир».
В постановке Владимира Драгунова время растворяется в сценическом пространстве: затронутые темы в той или иной степени созвучны с чувствами, мыслями и поступками каждого из нас. Премьерный спектакль Малого театра смело можно рекомендовать для зрителей разных возрастов - представитель каждого поколения найдёт в нём что-то своё.
«Добродетель - первый признак благородства»: кажется, что это аксиома, не требующая доказательств. Но под маской добродетели зачастую ловко и искусно скрывается лицемерие, у которого, как известно, нет нравственных принципов и моральных норм.
Заветы и наставления мудрого отца не могут изменить упрямого героя, который не верит в справедливость и не приемлет компромиссов. Под натиском внешних обстоятельств Дон Жуан становится ещё более хитёр - он в совершенстве постигает самое подлое и коварное ремесло - лицемерие, которое почти всемогуще, когда скрывается под личиной добродетели.
Так что честнее: жить свободно, не таясь играя «в рулетку» с судьбой и с окружающими в достижении своих целей? Или маскировать подлость и похоть, корысть и меркантильность под видом благородных поступков?
На эти вопросы каждый зритель ответит сам. Осуждая или оправдывая Дон Жуана и его последователей, важно помнить, что небесный суд гораздо сильнее и могущественнее человеческого. Игра с судьбой, с высшими силами, всегда фатальна: фортуна - леди капризная и своенравная, а рок - самый загадочный и непредсказуемый джентльмен.
Ближайшие показы спектакля «Дон Жуан, или Каменный пир» на Исторической сцене Малого театра - 23 февраля, 10 марта и 5 апреля.
На «Каменном пиру» перед чарами «Дон Жуана» пыталась устоять
Корреспондент Бурулева Юлия, worldpodium.ru
В 1665 году великий драматург Жан-Батист Мольер написал пьесу «Дон Жуан, или Каменный пир», которая, как и другие произведения гениального автора, изящно и остроумно «клеймит безнравственность и славит добродетель». Во все века цивилизованное общество пытается научиться отличать одно от другого, но, увы, пока безуспешно: природа человека почти не трансформируется с течением времени, поэтому выдающиеся литературные шедевры не теряют актуальность сквозь столетия.
Малый театр спустя 150 лет после первой постановки произведения вновь вернулся к известной пьесе Ж.-Б.Мольера, в которой драматург бросил дерзкий вызов обществу и духовенству. В основе комедии - бессмертный сюжет о похождениях севильского повесы и распутника Дон Жуана, переосмысленный великим драматургом в острую комедию нравов.
«Дон Жуан, или Каменный пир» - скорее не комедия, а трагикомедия: герои, события и обстоятельства, наверное, были бы смешны, если бы человеческие пороки возможно было искоренить.
Режиссер-постановщик спектакля Владимир Драгунов: «“Дон Жуан, или Каменный пир” - это, по авторскому определению, комедия, но комедия, безусловно, серьезная. В любом обществе человек должен существовать по определенным установкам и правилам, тем более в таком, где лицемерие становится религией. Дон Жуан не признает никакие правила, он ни в кого и ни во что не верит. Он свободен, но эта свобода его не радует, потому что ему нечем жить. Со всех сторон его окружают завистники и недоброжелатели. Единственное, что как-то развлекает его - это женщины. Жить без веры ему становится все труднее, и он ищет эту веру через подтверждение наказания за свои неблаговидные поступки, через отрицание этой самой веры. Он, в конечном итоге, не верит и в настоящую любовь, и только тогда задумывается о возможности ее существования, когда Эльвира приходит к нему, чтобы предупредить его и спасти...»
«Кто послан небом, тому свет не нужен»
В образе обольстительного ловеласа предстаёт заслуженный артист России Андрей Чубченко. Харизматичному, импозантному Дон Жуану не составляет труда влюбить в себя любую женщину, но приносит ли это ему счастье? Или, может быть, такой образ жизни является для героя бегством от самого себя, дуэлью с общественными нормами и стереотипами? Дон Жуан искушает судьбу, словно проверяя - есть ли божья кара и небесный суд или это придумали люди для обуздания своих животных инстинктов?
У каждого персонажа, независимо от времени нахождения на сцене, есть свой «звёздный выход» - в кино это называют «крупным планом», кульминационной сценой, великолепно раскрывающей портретные характеристики героя и его роль в сюжетном контексте.
Невероятно обаятелен и колоритен слуга Дон Жуана Сганарель, которого в разных составах великолепно воплощают Михаил Фоменко и Станислав Сошников. На контрасте с циничным Дон Жуаном Сганарель выглядит наивным, любознательным ребёнком, полным задора и куража. Слуга искренне сопереживает за судьбу своего хозяина, он не принимает его образ жизни, пытается «достучаться» до погрязшей в пороках и искушениях души главного героя, взывает к его разуму, чести и здравому смыслу, но натыкается на «бетонную стену» равнодушия и отрицания.
Женские образы не менее эмоциональны, чем мужские. Порывиста и экспрессивна самоотверженная жена Дон Жуана Эльвира (эту героиню в разных составах воплощают Лидия Милюзина и Полина Лоран). Кокетливы и соблазнительны крестьянки Шарлотта (Наталья Калинина) и Матурина (Наталия Афанасьева).
Ни одна женщина не может устоять перед обольстительными чарами коварного соблазнителя, но любить всех и сразу, значит, не любить никого: Дон Жуан не способен на глубокое сильное чувство, поэтому любая леди для него лишь мимолётное приключение и очередной «трофей».
Ключевые роли в развитии интригующего сюжета сыграют отец Дон Жуана, Дон Луис (народный артист России, лауреат премии Правительства России Александр Ермаков) и убитый им командор (заслуженный артист России Сергей Кагаков).
В спектакле, как и в литературном первоисточнике, во всей гамме чувств продемонстрирован вечный конфликт личности и среды, человека и общества, которое отнюдь не безупречно.
Постановку можно охарактеризовать как философский эклектичный синтез трагичного и комичного: создатели не осовременивают героев и место действия, не заигрывают с публикой смешением стилей и форм: «Дон Жуан, или Каменный пир» - классический театр без эпатажа и провокаций. В спектакле нет пошлости и примитива - события развиваются степенно, неторопливо, но при этом динамично и интригующе.
Сценография Марии Рыбасовой масштабна и монументальна, художник по костюмам Любовь Скорнецкая создала для спектакля костюмы, соответствующие эпохе действия и погружающие в «Каменный пир».
В постановке Владимира Драгунова время растворяется в сценическом пространстве: затронутые темы в той или иной степени созвучны с чувствами, мыслями и поступками каждого из нас. Премьерный спектакль Малого театра смело можно рекомендовать для зрителей разных возрастов - представитель каждого поколения найдёт в нём что-то своё.
«Добродетель - первый признак благородства»: кажется, что это аксиома, не требующая доказательств. Но под маской добродетели зачастую ловко и искусно скрывается лицемерие, у которого, как известно, нет нравственных принципов и моральных норм.
Заветы и наставления мудрого отца не могут изменить упрямого героя, который не верит в справедливость и не приемлет компромиссов. Под натиском внешних обстоятельств Дон Жуан становится ещё более хитёр - он в совершенстве постигает самое подлое и коварное ремесло - лицемерие, которое почти всемогуще, когда скрывается под личиной добродетели.
Так что честнее: жить свободно, не таясь играя «в рулетку» с судьбой и с окружающими в достижении своих целей? Или маскировать подлость и похоть, корысть и меркантильность под видом благородных поступков?
На эти вопросы каждый зритель ответит сам. Осуждая или оправдывая Дон Жуана и его последователей, важно помнить, что небесный суд гораздо сильнее и могущественнее человеческого. Игра с судьбой, с высшими силами, всегда фатальна: фортуна - леди капризная и своенравная, а рок - самый загадочный и непредсказуемый джентльмен.
Ближайшие показы спектакля «Дон Жуан, или Каменный пир» на Исторической сцене Малого театра - 23 февраля, 10 марта и 5 апреля.
На «Каменном пиру» перед чарами «Дон Жуана» пыталась устоять
Корреспондент Бурулева Юлия, worldpodium.ru