в комедии «Дон Жуан, или каменный пир» в Малом театре
Уж что-что, а после своих многочисленных любовных приключений, интриг и козней, он никак не мог предположить такого исхода событий… Вместо ужина со своей жертвой – ожившей вдруг каменной статуей Командора, которого Дон Жуан решил навестить в ту злополучную ночь в его гробнице, к тому же, беспечно пригласив к себе на пиршество, земля от удара молнии под его ногами разверзнется и он окажется в Преисподней. Да и кто мог его туда отправить до срока?
Быть может, убиенный им Командор, который предрекал ему, что «кто погряз в грехах, тому суждена страшная смерть, и Кто отверг небесное милосердие, тому нет пощады!»? Правда, похищенная им из монастыря и покинутая вскоре жена Эльвира, передала ему предостережение Неба перед тем, как над ним «разразится величайшая кара…»
Его отец Дон Луис, также не смог переубедить сына не совершать порочные поступки, обещав «положить предел его бесчинствам и, наказать его, помимо небесной кары, искупив позор, нанесенный ему его рождением!..» Однако, наш герой не привык отступать даже перед Небесами, в существование которых он верил слабо, тем более, в загробную жизнь, как бы это ни было опрометчиво и рискованно. Красавец-сердцеед Дон Жуан вопреки всем предсказаниям четко следует своим убеждениям в безбожии и вседозволенности. Его слуга — простодушный Сганарель знал, что его господин – «величайший нечестивец, какого только носила когда-нибудь земля, головорез, собака, дьявол, турок, еретик, не верящий ни в загробную жизнь, ни в святых, ни в Бога, ни в черта, ведущий самое, что ни на есть скотское существование, … настоящий сластолюбец, затыкающий уши на все христианские увещания и считающий чепухою все, во что мы верим!»
Однако, жизнь, порой, вынуждает его прибегнуть к лицемерию. «Оставаясь тем же распутником и развратником, вы хотите прослыть добродетельным человеком? — удивляется Сганарель. — Таких, как я, достаточно и, при помощи этой личины они очень ловко всех обманывают, — бравирует в ответ Дон Жуан. — … Теперь этого не стыдятся: лицемерие — модный порок, а все модные пороки идут за добродетель. По нынешнему времени роль добродетельного человека — из всех ролей самая благодарная и ремесло лицемера из всех ремесел самое выгодное. …Лицемерие — порок привилегированный; оно всем зажимает рот и наслаждается неограниченною безнаказанностью. Притворство помогает людям крепко стоять друг за друга». «Во что же вы верите? – спрашивает Сганарель Дон Жуана. — Я верю в то, что дважды два — четыре, а дважды четыре – восемь, — отвечает тот».
Не интригуя излишне читателя, погружая его в философские умозаключения главного героя комедии Ж.- Б. Мольера «Дон Жуан, или каменный пир», перенесемся в глубь веков, оказавшись в парижском театре Пале-Рояль 15 февраля 1665 года, где дают премьеру комедии. После запрета «Тартюфа» Мольер вновь бросает вызов обществу и духовенству, взяв для своей новой комедии нравов популярный во Франции сюжет о севильском распутнике Дон Жуане. Однако после пятнадцати представлений автор снимает постановку с репертуара, опасаясь нового скандала. При жизни знаменитого драматурга комедия на сцене не исполняется и не публикуется. Но и в прошествии веков противоречивый образ главного героя «вольнодумной» комедии, остается загадкой для многих исследователей творчества знаменитого французского актера и драматурга. В Париже, к примеру, после закрытия спектакля, появляется сочинение-памфлет г-на Б. А. де Рошмона «Замечания по поводу комедии Мольера, озаглавленной «Каменный пир», где он обвиняет автора в безбожии и отождествляет его с главным героем комедии.
Михаил Булгаков в своем романе «Мольер» пишет: «Парижане были потрясены «Дон-Жуаном». … Герой Мольера Дон-Жуан явился полным и законченным атеистом, причем этот атеист был остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, несмотря на свои порочные качества, человеком. Доводы Дон-Жуана были всегда разительны, как удары шпагой, и этому блистательному вольнодумцу, в виде оппонента, Мольер представил лакея его, Сганареля, трусливую и низменную личность». Отзыв издательства на роман Булгакова отрицательный. Максим Горький также не одобряет роман. Вместо этого в серии «ЖЗЛ» выходит книга С. Мокульского, в которой Мольер, по мнению автора, изображает Дон Жуана «типичным феодальным хищником – развратным, наглым, циничным, попирающим все моральные устои и лишенным всяких твердых убеждений».
Почему же, несмотря на все отповеди, комедии Мольера не сходят с подмостков театра? Людские пороки — ханжество, лицемерие, алчность, высокомерие, равнодушие, зависть, безбожие также процветают в современном обществе, как и в мольеровские времена. Спустя полтора века после первой постановки «Дон Жуан, или каменный пир» Ж.-Б. Мольера в Малом театре комедия вернулась на его сцену. Режиссер — заслуженный артист России Владимир Драгунов и творческий коллектив спектакля представили блистательную мольеровскую комедию, пережившую века, злободневной и оригинальной.
Мало искушенный в творчестве знаменитого драматурга или, кто с произведениями Мольера вообще не знаком, а в театр пришел за кампанию, наверняка будет ждать от постановки, в названии которой имя-символ знаменитого сердцееда, легкую комедию с шутками, песнями, танцами в стиле водевиля. Безусловно, будут захватывающие интриги, любовные переживания, сражения на шпагах, восторженные простушки, очарованные Дон Жуаном, доверчивый кредитор, отцовские назидания. Однако, спектакль далек от поверхностной подачи произведения, предлагая вдуматься в его философский смысл, но вовсе не лишен занимательности и оригинальности.
«В любом обществе человек должен существовать по определенным установкам и правилам, тем более в таком, где лицемерие становится религией, — говорит режиссер Владимир Драгунов. — Дон Жуан не признает никакие правила, он ни в кого и ни во что не верит. Он свободен, но эта свобода его не радует, потому что ему нечем жить. Со всех сторон его окружают завистники и недоброжелатели. Единственное, что как-то развлекает его — это женщины. Жить без веры ему становится все труднее, и он ищет эту веру через подтверждение наказания за свои неблаговидные поступки, через отрицание этой самой веры. Он, в конечном итоге, не верит и в настоящую любовь, и только тогда задумывается о возможности ее существования, когда Эльвира приходит к нему, чтобы предупредить его и спасти…»
Признаюсь, я увидела в спектакле, что, впрочем, на первый взгляд может показаться необычным, захватывающий психологический детектив со всеми атрибутами этого жанра – увлекательным сюжетом, интригами, предательством, изменой, убийством и непредсказуемой развязкой. Он – красавец-повеса, сластолюбец, циник и безбожник. Она — обманутая им жертва, готовая, однако, помочь ему в искуплении грехов и спасении бренной души, от чего Он наотрез отказывается. Отправленного им на тот свет Командора злодей галантно приглашает отужинать. Отец греховодника пытается наставить сына на путь истинный, но подвергается им осмеянию. Возмездие очевидно. Завораживающая музыка Равеля, Глюка, Берлиоза, Форе, фантастические декорации в стиле нуар народного художника России Марии Рыбасовой, изысканные костюмы персонажей Любови Скорнецкой вполне соответствуют интригующей истории о предательстве и возмездии. Монологи Дон Жуана в исполнении заслуженного артиста России Андрея Чубченко, несмотря на сложные философские постулаты, проникновенны и звучат без назидания и ложного пафоса. В герое комедии Мольера эпохи барокко во Франции XVII века мы узнаем на сцене нашего современника. В этом, безусловно, достоинство постановки, которая ни на минуту не оставляет равнодушным и смотрится на одном дыхании. «…Молния, удар грома поражает Дон Жуана, земля разверзается и поглощает его…» Сганарель потрясенно восклицает: «…страшная кара постигла моего господина за безбожие!..»
zakulisy.wordpress.com
в комедии «Дон Жуан, или каменный пир» в Малом театре
Уж что-что, а после своих многочисленных любовных приключений, интриг и козней, он никак не мог предположить такого исхода событий… Вместо ужина со своей жертвой – ожившей вдруг каменной статуей Командора, которого Дон Жуан решил навестить в ту злополучную ночь в его гробнице, к тому же, беспечно пригласив к себе на пиршество, земля от удара молнии под его ногами разверзнется и он окажется в Преисподней. Да и кто мог его туда отправить до срока?
Быть может, убиенный им Командор, который предрекал ему, что «кто погряз в грехах, тому суждена страшная смерть, и Кто отверг небесное милосердие, тому нет пощады!»? Правда, похищенная им из монастыря и покинутая вскоре жена Эльвира, передала ему предостережение Неба перед тем, как над ним «разразится величайшая кара…»
Его отец Дон Луис, также не смог переубедить сына не совершать порочные поступки, обещав «положить предел его бесчинствам и, наказать его, помимо небесной кары, искупив позор, нанесенный ему его рождением!..» Однако, наш герой не привык отступать даже перед Небесами, в существование которых он верил слабо, тем более, в загробную жизнь, как бы это ни было опрометчиво и рискованно. Красавец-сердцеед Дон Жуан вопреки всем предсказаниям четко следует своим убеждениям в безбожии и вседозволенности. Его слуга — простодушный Сганарель знал, что его господин – «величайший нечестивец, какого только носила когда-нибудь земля, головорез, собака, дьявол, турок, еретик, не верящий ни в загробную жизнь, ни в святых, ни в Бога, ни в черта, ведущий самое, что ни на есть скотское существование, … настоящий сластолюбец, затыкающий уши на все христианские увещания и считающий чепухою все, во что мы верим!»
Однако, жизнь, порой, вынуждает его прибегнуть к лицемерию. «Оставаясь тем же распутником и развратником, вы хотите прослыть добродетельным человеком? — удивляется Сганарель. — Таких, как я, достаточно и, при помощи этой личины они очень ловко всех обманывают, — бравирует в ответ Дон Жуан. — … Теперь этого не стыдятся: лицемерие — модный порок, а все модные пороки идут за добродетель. По нынешнему времени роль добродетельного человека — из всех ролей самая благодарная и ремесло лицемера из всех ремесел самое выгодное. …Лицемерие — порок привилегированный; оно всем зажимает рот и наслаждается неограниченною безнаказанностью. Притворство помогает людям крепко стоять друг за друга». «Во что же вы верите? – спрашивает Сганарель Дон Жуана. — Я верю в то, что дважды два — четыре, а дважды четыре – восемь, — отвечает тот».
Не интригуя излишне читателя, погружая его в философские умозаключения главного героя комедии Ж.- Б. Мольера «Дон Жуан, или каменный пир», перенесемся в глубь веков, оказавшись в парижском театре Пале-Рояль 15 февраля 1665 года, где дают премьеру комедии. После запрета «Тартюфа» Мольер вновь бросает вызов обществу и духовенству, взяв для своей новой комедии нравов популярный во Франции сюжет о севильском распутнике Дон Жуане. Однако после пятнадцати представлений автор снимает постановку с репертуара, опасаясь нового скандала. При жизни знаменитого драматурга комедия на сцене не исполняется и не публикуется. Но и в прошествии веков противоречивый образ главного героя «вольнодумной» комедии, остается загадкой для многих исследователей творчества знаменитого французского актера и драматурга. В Париже, к примеру, после закрытия спектакля, появляется сочинение-памфлет г-на Б. А. де Рошмона «Замечания по поводу комедии Мольера, озаглавленной «Каменный пир», где он обвиняет автора в безбожии и отождествляет его с главным героем комедии.
Михаил Булгаков в своем романе «Мольер» пишет: «Парижане были потрясены «Дон-Жуаном». … Герой Мольера Дон-Жуан явился полным и законченным атеистом, причем этот атеист был остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, несмотря на свои порочные качества, человеком. Доводы Дон-Жуана были всегда разительны, как удары шпагой, и этому блистательному вольнодумцу, в виде оппонента, Мольер представил лакея его, Сганареля, трусливую и низменную личность». Отзыв издательства на роман Булгакова отрицательный. Максим Горький также не одобряет роман. Вместо этого в серии «ЖЗЛ» выходит книга С. Мокульского, в которой Мольер, по мнению автора, изображает Дон Жуана «типичным феодальным хищником – развратным, наглым, циничным, попирающим все моральные устои и лишенным всяких твердых убеждений».
Почему же, несмотря на все отповеди, комедии Мольера не сходят с подмостков театра? Людские пороки — ханжество, лицемерие, алчность, высокомерие, равнодушие, зависть, безбожие также процветают в современном обществе, как и в мольеровские времена. Спустя полтора века после первой постановки «Дон Жуан, или каменный пир» Ж.-Б. Мольера в Малом театре комедия вернулась на его сцену. Режиссер — заслуженный артист России Владимир Драгунов и творческий коллектив спектакля представили блистательную мольеровскую комедию, пережившую века, злободневной и оригинальной.
Мало искушенный в творчестве знаменитого драматурга или, кто с произведениями Мольера вообще не знаком, а в театр пришел за кампанию, наверняка будет ждать от постановки, в названии которой имя-символ знаменитого сердцееда, легкую комедию с шутками, песнями, танцами в стиле водевиля. Безусловно, будут захватывающие интриги, любовные переживания, сражения на шпагах, восторженные простушки, очарованные Дон Жуаном, доверчивый кредитор, отцовские назидания. Однако, спектакль далек от поверхностной подачи произведения, предлагая вдуматься в его философский смысл, но вовсе не лишен занимательности и оригинальности.
«В любом обществе человек должен существовать по определенным установкам и правилам, тем более в таком, где лицемерие становится религией, — говорит режиссер Владимир Драгунов. — Дон Жуан не признает никакие правила, он ни в кого и ни во что не верит. Он свободен, но эта свобода его не радует, потому что ему нечем жить. Со всех сторон его окружают завистники и недоброжелатели. Единственное, что как-то развлекает его — это женщины. Жить без веры ему становится все труднее, и он ищет эту веру через подтверждение наказания за свои неблаговидные поступки, через отрицание этой самой веры. Он, в конечном итоге, не верит и в настоящую любовь, и только тогда задумывается о возможности ее существования, когда Эльвира приходит к нему, чтобы предупредить его и спасти…»
Признаюсь, я увидела в спектакле, что, впрочем, на первый взгляд может показаться необычным, захватывающий психологический детектив со всеми атрибутами этого жанра – увлекательным сюжетом, интригами, предательством, изменой, убийством и непредсказуемой развязкой. Он – красавец-повеса, сластолюбец, циник и безбожник. Она — обманутая им жертва, готовая, однако, помочь ему в искуплении грехов и спасении бренной души, от чего Он наотрез отказывается. Отправленного им на тот свет Командора злодей галантно приглашает отужинать. Отец греховодника пытается наставить сына на путь истинный, но подвергается им осмеянию. Возмездие очевидно. Завораживающая музыка Равеля, Глюка, Берлиоза, Форе, фантастические декорации в стиле нуар народного художника России Марии Рыбасовой, изысканные костюмы персонажей Любови Скорнецкой вполне соответствуют интригующей истории о предательстве и возмездии. Монологи Дон Жуана в исполнении заслуженного артиста России Андрея Чубченко, несмотря на сложные философские постулаты, проникновенны и звучат без назидания и ложного пафоса. В герое комедии Мольера эпохи барокко во Франции XVII века мы узнаем на сцене нашего современника. В этом, безусловно, достоинство постановки, которая ни на минуту не оставляет равнодушным и смотрится на одном дыхании. «…Молния, удар грома поражает Дон Жуана, земля разверзается и поглощает его…» Сганарель потрясенно восклицает: «…страшная кара постигла моего господина за безбожие!..»
zakulisy.wordpress.com