«…Вообразите, вчера ночью я была невольной свидетельницей какого-то свиданья у меня в саду! Да, какая-то парочка, очень горячая! А ночь славная была, и как же они любовно обнялись на моих глазах, — признается Борису Рабачеву – юному соседу-землевладельцу Анна Владимировна Ренёва, молодая помещица, только что приехавшая из Парижа, чтобы продать часть своего запущенного имения и отдохнуть от светских развлечений.
— Покаюсь, так тошно мне стало мое собственное одиночество и так досадно на эту парочку — так бы взяла да и разбила сейчас это чужое счастье!»
От скуки светская львица Анна Владимировна решила закрутить роман с Борисом – женихом Оли Васильковой — молодой девушки, ранимой, наивной и идеалистичной — дочерью бывшего управляющего имением Ренёвой. Безмятежное счастье влюбленных внезапно прерывается из-за бурного романа парижской гостьи и Бориса. Оля случайно становится свидетельницей свидания Анны Ренёвой и своего жениха.
Она не может представить свою судьбу без него: «Да какая любовь, Боря! Любви нет. Уж я как верила, что ты меня любишь; а где ж эта любовь? …Мне все равно теперь, мне нечего жалеть, нечего беречь, у меня ничего нет. Мне как-то легко, и как будто я веселая. Только эта легкость какая-то особенная: как будто все с меня свалилось, ничего у меня нет, ни горя, ни радости, ну, ничего — и души нет». Не пережив предательства возлюбленного она решает…
Дальнейшие события в пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Светит, да не греет» в Малом театре России в постановке народного артиста России Владимира Бейлиса разворачиваются стремительно и непредсказуемо. Вначале пьеса называлась «Разбитое счастье», потом «На Родине». «Мы не можем придумать правильное название, что это может значить? — писал Островский Соловьеву. Только то, что лейтмотив пьесы остается неясным даже для нас. Сюжетная линия еще не разработана… и даже главный вопрос остается без ответа: что пьеса претендует на то, чтобы сказать точно?»
Главный герой – «человек вспыльчивый, не очень умный и несколько примитивный. Его любовь к Оле — это не что иное, как чувственный инстинкт. Только в четвертом акте он внезапно осознает, что его жизнь с Олей будет такой же унылой, как жизнь Завалишина с женой. Вот она, суть его личной драмы. Он разрывается между двумя женщинами: одна выше его, другая низшая. Он отвергает последнюю и отвергает первую».
Островский предложил название «Свет без тепла». «Ренёва только осветляет им болото их жизни, не давая вообще ничего, — писал он. — Это высвечивает главный конфликт пьесы. Ибо Завалишину и Рабачеву она облегчает их жизнь, но не дает, ни одному из них тепла. Первый, разбитый апатией, тонет в своей личной трясине. Второй, импульсивный, буквально бросается с обрыва».
Но пьеса не ограничивается мелодраматическим сюжетом. Как всегда в произведениях Островского – яркие незабываемые персонажи, русская глубинка без прикрас, которая мало чем отличается от сегодняшней. Люди, их характеры, взгляды, поступки те же, что у ренёвых, рабачевых, васильковых, дерюгиных и других обитателей нынешней российской глуши.
«Земли по нынешнему времени, ох, дороги!. . Потому, главная причина, купец кинулся на землю, скупает, и наш брат, мужик, норовит, как бы тоже собственником стать, — признается Дерюгин — богатый крестьянин, желающий купить имение Ренёвой. — … Народ у нас — выжига, свой же сосед не постыдится убрать, что плохо лежит». Классик, заглядывая в будущее, безошибочно обличает пороки нынешнего российского общества, поэтому пьеса, несмотря на свою почти полутора вековую историю, современна и актуальна.
Неизбежны и параллели с прошлыми постановками этой драмы в Малом театре. Сценическая история пьесы началась в 1880 году, после она ставилась еще два раза. Спектакль 1964 года с участием Руфины Нифонтовой и Виктора Коршунова — классический вариант постановки запечатлен на пленке. Вспоминая народную артистку СССР Руфину Нифонтову в роли Реневой, особенно в финальной сцене объяснения с Борисом, — властной, надменной, высокомерной дамы, затеявшей от скуки провинциальный роман, её образ отличается от героини драмы Островского в исполнении Полины Лоран – импульсивно-эмоциональный, претендующей на роль знатной дамы.
«На нашу с вами встречу и на все, что потом произошло между нами, я смотрела, как на счастливую случайность, на веселое приключение, о котором останется более или менее приятное воспоминание, и только, — снисходительно объясняет Ренёва Борису … Эти порывы, эта экзальтация никогда не ведут к добру. Надо уметь жить. Как же вы не заметили с первого взгляда, что я на серьезную страсть неспособна». Народный артист СССР Виктор Коршунов — Рабачев – сентиментальный доверчивый юноша, способный потерять голову от романа с Ренёвой, забыть свою Олю накануне свадьбы. Борис Рабачев в исполнении Дмитрия Кривошеева — горячая, увлекающаяся, порывистая натура, решившийся на отчаянный шаг принести себя в жертву за гибель Оли. «Да, вам хотелось, чтоб я, всей душой любя мою несчастную Олю, умел еще любить и вас на день, на два, на полчаса… — выпаливает Борис надменной помещице. — Как же вы не заметили с первого взгляда, что я серьезный человек?» — «А если вы серьезный человек, как же вы, любя страстно свою невесту, могли через полчаса увлечься другой женщиной?» – недоумевает Ренёва.
Спектакль погружает нас в любовную драму главных героев – Ренёвой – Рабачева – Оли Васильковой. Каждый актер несет свой заряд энергетики, взаимодействия с залом. Кто завоюет сердце зрителя? – вечный вопрос сцены. Малый театр отвечает на эту непростую загадку о таланте и актерской магии. Спектакль наверняка найдет своего зрителя, в том числе молодого. Мелодрама берет верх, что, наверняка привлечет зрителя, но только ли в этом ценность пьесы? Время меняет лишь декорации и одежды — людские судьбы, проблемы, чаяния, подсмотренные классиком, — вечны. Правда, можно попытаться поспорить с великим драматургом, что в нынешний жесткий век, вряд кто будет сводить счеты с жизнью из-за потери любимой…
В спектакле заняты: народный артист России Виктор Низовой, народный артист России Владимир Дубровский, Полина Лоран, Дмитрий Кривошеев, Анна Шишкина, заслуженный артист России Петр Складчиков, заслуженная артистка России Ольга Чуваева, заслуженный артист России Сергей Вещев, народный артист России Александр Волков, Галина Микшун, Аксиния Пустыльникова, Александр Никифоров, Екатерина Порубель, Владимир Алексеев, Варвара Шаталова, Мари Марк.
Марина Эратова, zakulisy.wordpress.com
«…Вообразите, вчера ночью я была невольной свидетельницей какого-то свиданья у меня в саду! Да, какая-то парочка, очень горячая! А ночь славная была, и как же они любовно обнялись на моих глазах, — признается Борису Рабачеву – юному соседу-землевладельцу Анна Владимировна Ренёва, молодая помещица, только что приехавшая из Парижа, чтобы продать часть своего запущенного имения и отдохнуть от светских развлечений.
— Покаюсь, так тошно мне стало мое собственное одиночество и так досадно на эту парочку — так бы взяла да и разбила сейчас это чужое счастье!»
От скуки светская львица Анна Владимировна решила закрутить роман с Борисом – женихом Оли Васильковой — молодой девушки, ранимой, наивной и идеалистичной — дочерью бывшего управляющего имением Ренёвой. Безмятежное счастье влюбленных внезапно прерывается из-за бурного романа парижской гостьи и Бориса. Оля случайно становится свидетельницей свидания Анны Ренёвой и своего жениха.
Она не может представить свою судьбу без него: «Да какая любовь, Боря! Любви нет. Уж я как верила, что ты меня любишь; а где ж эта любовь? …Мне все равно теперь, мне нечего жалеть, нечего беречь, у меня ничего нет. Мне как-то легко, и как будто я веселая. Только эта легкость какая-то особенная: как будто все с меня свалилось, ничего у меня нет, ни горя, ни радости, ну, ничего — и души нет». Не пережив предательства возлюбленного она решает…
Дальнейшие события в пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Светит, да не греет» в Малом театре России в постановке народного артиста России Владимира Бейлиса разворачиваются стремительно и непредсказуемо. Вначале пьеса называлась «Разбитое счастье», потом «На Родине». «Мы не можем придумать правильное название, что это может значить? — писал Островский Соловьеву. Только то, что лейтмотив пьесы остается неясным даже для нас. Сюжетная линия еще не разработана… и даже главный вопрос остается без ответа: что пьеса претендует на то, чтобы сказать точно?»
Главный герой – «человек вспыльчивый, не очень умный и несколько примитивный. Его любовь к Оле — это не что иное, как чувственный инстинкт. Только в четвертом акте он внезапно осознает, что его жизнь с Олей будет такой же унылой, как жизнь Завалишина с женой. Вот она, суть его личной драмы. Он разрывается между двумя женщинами: одна выше его, другая низшая. Он отвергает последнюю и отвергает первую».
Островский предложил название «Свет без тепла». «Ренёва только осветляет им болото их жизни, не давая вообще ничего, — писал он. — Это высвечивает главный конфликт пьесы. Ибо Завалишину и Рабачеву она облегчает их жизнь, но не дает, ни одному из них тепла. Первый, разбитый апатией, тонет в своей личной трясине. Второй, импульсивный, буквально бросается с обрыва».
Но пьеса не ограничивается мелодраматическим сюжетом. Как всегда в произведениях Островского – яркие незабываемые персонажи, русская глубинка без прикрас, которая мало чем отличается от сегодняшней. Люди, их характеры, взгляды, поступки те же, что у ренёвых, рабачевых, васильковых, дерюгиных и других обитателей нынешней российской глуши.
«Земли по нынешнему времени, ох, дороги!. . Потому, главная причина, купец кинулся на землю, скупает, и наш брат, мужик, норовит, как бы тоже собственником стать, — признается Дерюгин — богатый крестьянин, желающий купить имение Ренёвой. — … Народ у нас — выжига, свой же сосед не постыдится убрать, что плохо лежит». Классик, заглядывая в будущее, безошибочно обличает пороки нынешнего российского общества, поэтому пьеса, несмотря на свою почти полутора вековую историю, современна и актуальна.
Неизбежны и параллели с прошлыми постановками этой драмы в Малом театре. Сценическая история пьесы началась в 1880 году, после она ставилась еще два раза. Спектакль 1964 года с участием Руфины Нифонтовой и Виктора Коршунова — классический вариант постановки запечатлен на пленке. Вспоминая народную артистку СССР Руфину Нифонтову в роли Реневой, особенно в финальной сцене объяснения с Борисом, — властной, надменной, высокомерной дамы, затеявшей от скуки провинциальный роман, её образ отличается от героини драмы Островского в исполнении Полины Лоран – импульсивно-эмоциональный, претендующей на роль знатной дамы.
«На нашу с вами встречу и на все, что потом произошло между нами, я смотрела, как на счастливую случайность, на веселое приключение, о котором останется более или менее приятное воспоминание, и только, — снисходительно объясняет Ренёва Борису … Эти порывы, эта экзальтация никогда не ведут к добру. Надо уметь жить. Как же вы не заметили с первого взгляда, что я на серьезную страсть неспособна». Народный артист СССР Виктор Коршунов — Рабачев – сентиментальный доверчивый юноша, способный потерять голову от романа с Ренёвой, забыть свою Олю накануне свадьбы. Борис Рабачев в исполнении Дмитрия Кривошеева — горячая, увлекающаяся, порывистая натура, решившийся на отчаянный шаг принести себя в жертву за гибель Оли. «Да, вам хотелось, чтоб я, всей душой любя мою несчастную Олю, умел еще любить и вас на день, на два, на полчаса… — выпаливает Борис надменной помещице. — Как же вы не заметили с первого взгляда, что я серьезный человек?» — «А если вы серьезный человек, как же вы, любя страстно свою невесту, могли через полчаса увлечься другой женщиной?» – недоумевает Ренёва.
Спектакль погружает нас в любовную драму главных героев – Ренёвой – Рабачева – Оли Васильковой. Каждый актер несет свой заряд энергетики, взаимодействия с залом. Кто завоюет сердце зрителя? – вечный вопрос сцены. Малый театр отвечает на эту непростую загадку о таланте и актерской магии. Спектакль наверняка найдет своего зрителя, в том числе молодого. Мелодрама берет верх, что, наверняка привлечет зрителя, но только ли в этом ценность пьесы? Время меняет лишь декорации и одежды — людские судьбы, проблемы, чаяния, подсмотренные классиком, — вечны. Правда, можно попытаться поспорить с великим драматургом, что в нынешний жесткий век, вряд кто будет сводить счеты с жизнью из-за потери любимой…
В спектакле заняты: народный артист России Виктор Низовой, народный артист России Владимир Дубровский, Полина Лоран, Дмитрий Кривошеев, Анна Шишкина, заслуженный артист России Петр Складчиков, заслуженная артистка России Ольга Чуваева, заслуженный артист России Сергей Вещев, народный артист России Александр Волков, Галина Микшун, Аксиния Пустыльникова, Александр Никифоров, Екатерина Порубель, Владимир Алексеев, Варвара Шаталова, Мари Марк.
Марина Эратова, zakulisy.wordpress.com