Новости

НАСТОЯЩИЙ ПУШКИН

В Малом театре впервые обратились к «Капитанской дочке» Александра Пушкина. Это первая режиссерская работа актера труппы Станислава Сошникова. Спектакль создан для аудитории любого возраста — от него точно будут в восторге все. Даже школьники, которые воротят нос от литературы, смотрели постановку с упоением, — свидетельствует Филипп Геллер.

При переносе на сцену произведений, не предназначенных для этого, всегда есть риск, что спектакль развалится на разные эпизоды. Однако в «Капитанской дочке» Сошникову этого счастливо удалось избежать: швов не чувствуется ни разу, повествование развивается максимально логично и ровно. Но не обошлось без купюр — первая глава, в которой рассказывается про детство Петруши Гринева и его судьбу, выкинута. Однако постановка от этого ничего не потеряла — скорее, наоборот, обрела больший динамизм.

Спектакль поставлен деликатно и умно, как принято в Малом, в классическом виде. Зрители могут получить нескрываемое наслаждение от подлинного Пушкина и полностью погрузиться в действие исторического романа.

Некоторое удивление и оторопь поначалу вызывает аскетичное оформление (художник — Мария Утробина). Визуальная доминанта постановки — лестничная конструкция, по ней герои активно перемещаются, на ней же произойдет казнь Пугачева. Активно в этой версии используются система занавесов: так, сказка про орла и ворона объясняется Волковым и Гриневым в пространстве, отгороженным со всех сторон огромными портьерами. Буран (сцена вьюги, когда Петруша дарит Пугачеву тулуп) показан также колышущимися полотнищами (и тут это просчет — выглядит по-детсадовски). Важную роль играет свет — в сценах захвата Пугачевым крепости пространство зияет пугающим и тревожным красным, например. А эпизод встречи Маши с Императрицей решен камерно и без реалистического пейзажа на фоне — именно благодаря свету на белом занавесе как будто бы возникают тени огромных деревьев в саду.

Как всегда в Малом, радуют хорошие актерские работы. Роль Гринева исполняет выпускник прошлого года Щепки, Максим Путинцев. Это его первая большая партия — и сыграна она на сто процентов. Артист четко и вдумчиво показал взросление героя, его беззаветную преданность своим принципам, верность Родине и чистую любовь к Маше.

Сильно уступает актеру его коллега, исполнительница как раз-таки роли Маши Алина Колесникова. Девушка очень красива, но обладает слишком современной внешностью, и на дворянку, пусть и бедную, не тянет. Образ оказался бледноватым — особенно не хватило показа смелости девушки в сцене с Екатериной, когда Маша заступается за любимого.

Зато в спектакле есть умопомрачительно харизматичный, темпераментный Пугачев — Александр Волков. Он раскрывает своего персонажа максимально глубоко, показывая его душевное благородство и уважение к Гриневу. Обаятелен Савельич — Алексей Коновалов. Он, конечно, визуально слишком молод для этой роли, но интерпретация актера убеждает. Одна из сильнейших работ — у Алены Колесниковой, играющей Василису Егоровну. Прежде не замеченная в остро характерных ролях, актриса доказала, что ей подвластно все. Ведь в этой партии есть и комедия, и трагедия. До мурашек и учащенного сердцебиения пронзила сцена на площади, когда она узнает о смерти мужа, Ивана Кузьмича…

Его, в свою очередь, выпукло и ярко показал Александр Титоренко. Выразителен Максим Хрусталев — мерзкий, подлый, ничтожный Швабрин. Правда, актер, конечно, слишком красив для этого героя (вспомним, как описывал его Пушкин).

Трогательный образ старого вояки, честного и порядочного офицера создает Александр Никифоров — Иван Игнатьич. Бесподобна и царственна Светлана Аманова — Екатерина Вторая, это настоящее попадание в яблочко. Кстати, в этой постановке она говорит с явным немецким акцентом. Запоминаются работы Сергея Видинеева (Генерал), Андрея Манке (Белобородов), Максима Зубарева (Максимыч).

Финал постановки несколько выбивается из общей концепции и не совсем соответствует нравам того времени — главные герои, стоя на вершине конструкции, слишком страстно целуются…

12 ноября после утреннего показа, на Малой сцене в рамках проекта «Диалог времен» прошла встреча зрителей с некоторыми артистами и режиссером Станиславом Сошниковым. Это просветительская программа театра, в которой учащиеся школ и студенты могут задать участникам спектакля интересующие их вопросы.

На этой встрече основным действующим лицом стал именно Сошников — он рассказывал о работе над спектаклем и своем видении легендарного произведения Александра Сергеевича. В частности, режиссер отметил, что стремился сконцентрироваться именно на любовной линии романа. «Лейтмотив нашей истории — о том, как Маша и Гринёв пытаются соединиться, но им все время что-то мешает это сделать. И мы всю постановку идём к этому, к их воссоединению».

Маленькие и не очень зрители максимально подробно расспрашивали участников интерпретации. Артисты и молодое поколение проводили параллели между поступками героев «Капитанской дочки» с современностью и поднимали вопросы, связанные с актуальностью произведения. В заключении встречи актер Алексей Коновалов настоятельно пожелал детям активно читать книги и образовываться. Он же вместе с Станиславом Сошниковым посоветовал конкретных авторов, их любимых писателей — Константина Паустовского и Вальтера Скотта.

Филипп Геллер, "БезФальши", 17 ноября 2023 года

https://bezfalshi.ru/?p=7468


Дата публикации: 20.11.2023

В Малом театре впервые обратились к «Капитанской дочке» Александра Пушкина. Это первая режиссерская работа актера труппы Станислава Сошникова. Спектакль создан для аудитории любого возраста — от него точно будут в восторге все. Даже школьники, которые воротят нос от литературы, смотрели постановку с упоением, — свидетельствует Филипп Геллер.

При переносе на сцену произведений, не предназначенных для этого, всегда есть риск, что спектакль развалится на разные эпизоды. Однако в «Капитанской дочке» Сошникову этого счастливо удалось избежать: швов не чувствуется ни разу, повествование развивается максимально логично и ровно. Но не обошлось без купюр — первая глава, в которой рассказывается про детство Петруши Гринева и его судьбу, выкинута. Однако постановка от этого ничего не потеряла — скорее, наоборот, обрела больший динамизм.

Спектакль поставлен деликатно и умно, как принято в Малом, в классическом виде. Зрители могут получить нескрываемое наслаждение от подлинного Пушкина и полностью погрузиться в действие исторического романа.

Некоторое удивление и оторопь поначалу вызывает аскетичное оформление (художник — Мария Утробина). Визуальная доминанта постановки — лестничная конструкция, по ней герои активно перемещаются, на ней же произойдет казнь Пугачева. Активно в этой версии используются система занавесов: так, сказка про орла и ворона объясняется Волковым и Гриневым в пространстве, отгороженным со всех сторон огромными портьерами. Буран (сцена вьюги, когда Петруша дарит Пугачеву тулуп) показан также колышущимися полотнищами (и тут это просчет — выглядит по-детсадовски). Важную роль играет свет — в сценах захвата Пугачевым крепости пространство зияет пугающим и тревожным красным, например. А эпизод встречи Маши с Императрицей решен камерно и без реалистического пейзажа на фоне — именно благодаря свету на белом занавесе как будто бы возникают тени огромных деревьев в саду.

Как всегда в Малом, радуют хорошие актерские работы. Роль Гринева исполняет выпускник прошлого года Щепки, Максим Путинцев. Это его первая большая партия — и сыграна она на сто процентов. Артист четко и вдумчиво показал взросление героя, его беззаветную преданность своим принципам, верность Родине и чистую любовь к Маше.

Сильно уступает актеру его коллега, исполнительница как раз-таки роли Маши Алина Колесникова. Девушка очень красива, но обладает слишком современной внешностью, и на дворянку, пусть и бедную, не тянет. Образ оказался бледноватым — особенно не хватило показа смелости девушки в сцене с Екатериной, когда Маша заступается за любимого.

Зато в спектакле есть умопомрачительно харизматичный, темпераментный Пугачев — Александр Волков. Он раскрывает своего персонажа максимально глубоко, показывая его душевное благородство и уважение к Гриневу. Обаятелен Савельич — Алексей Коновалов. Он, конечно, визуально слишком молод для этой роли, но интерпретация актера убеждает. Одна из сильнейших работ — у Алены Колесниковой, играющей Василису Егоровну. Прежде не замеченная в остро характерных ролях, актриса доказала, что ей подвластно все. Ведь в этой партии есть и комедия, и трагедия. До мурашек и учащенного сердцебиения пронзила сцена на площади, когда она узнает о смерти мужа, Ивана Кузьмича…

Его, в свою очередь, выпукло и ярко показал Александр Титоренко. Выразителен Максим Хрусталев — мерзкий, подлый, ничтожный Швабрин. Правда, актер, конечно, слишком красив для этого героя (вспомним, как описывал его Пушкин).

Трогательный образ старого вояки, честного и порядочного офицера создает Александр Никифоров — Иван Игнатьич. Бесподобна и царственна Светлана Аманова — Екатерина Вторая, это настоящее попадание в яблочко. Кстати, в этой постановке она говорит с явным немецким акцентом. Запоминаются работы Сергея Видинеева (Генерал), Андрея Манке (Белобородов), Максима Зубарева (Максимыч).

Финал постановки несколько выбивается из общей концепции и не совсем соответствует нравам того времени — главные герои, стоя на вершине конструкции, слишком страстно целуются…

12 ноября после утреннего показа, на Малой сцене в рамках проекта «Диалог времен» прошла встреча зрителей с некоторыми артистами и режиссером Станиславом Сошниковым. Это просветительская программа театра, в которой учащиеся школ и студенты могут задать участникам спектакля интересующие их вопросы.

На этой встрече основным действующим лицом стал именно Сошников — он рассказывал о работе над спектаклем и своем видении легендарного произведения Александра Сергеевича. В частности, режиссер отметил, что стремился сконцентрироваться именно на любовной линии романа. «Лейтмотив нашей истории — о том, как Маша и Гринёв пытаются соединиться, но им все время что-то мешает это сделать. И мы всю постановку идём к этому, к их воссоединению».

Маленькие и не очень зрители максимально подробно расспрашивали участников интерпретации. Артисты и молодое поколение проводили параллели между поступками героев «Капитанской дочки» с современностью и поднимали вопросы, связанные с актуальностью произведения. В заключении встречи актер Алексей Коновалов настоятельно пожелал детям активно читать книги и образовываться. Он же вместе с Станиславом Сошниковым посоветовал конкретных авторов, их любимых писателей — Константина Паустовского и Вальтера Скотта.

Филипп Геллер, "БезФальши", 17 ноября 2023 года

https://bezfalshi.ru/?p=7468


Дата публикации: 20.11.2023