«Береги платье снову, а честь смолоду»; «Казнить - так казнить! Миловать – так миловать!»: все мы со школьной скамьи помним эти мудрые афоризмы из потрясающей исторической повести (романа) Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
В следующем году Гению русской литературы исполнится 225 лет, мы неслучайно говорим о нём в настоящем времени: произведения Александра Пушкина вне какой-либо эпохи, в своём бессмертном творчестве он не только разгадал затейливые лабиринты человеческой души, но и предсказал многие события.
В преддверии юбилейного года великого классика Малый театр представил премьеру спектакля «Капитанская дочка», первые показы с аншлагами прошли 14 и 21 октября на сцене на Ордынке.
Режиссёром и автором инсценировки выступил Станислав Сошников.
Станислав Сошников: «"Береги честь смолоду" - пословица, являющаяся эпиграфом к повести, стала отправной точкой для работы над спектаклем. Путь взросления Петра Андреевича Гринёва – от «недоросля» до храброго почтенного мужа – тернист, судьба не раз испытывает его, но он, движимый подлинным чувством любви к Маше, приобретает стойкость и сохраняет достоинство. Мне кажется, что очень важно сегодня говорить с молодым поколением о таких важных вневременных темах, как смелость, верность долгу и себе, говорить без напыщенности – просто и ненавязчиво, при этом полностью следуя музыке пушкинского слога».
Молодой режиссёр в тандеме с великолепными актёрами и высокопрофессиональной командой постановки создал масштабный спектакль в лучших традициях русского психологического театра: в каждом мгновении захватывающего действия зрители видят людей, которым сочувствуют и сострадают или, напротив, которых осуждают.
Действие происходит в Оренбургских окрестностях Российской империи в разгар Пугачёвского восстания.
Главный герой истории - юный офицер царской армии Пётр Гринёв, честный, искренний, бескомпромиссный, не приемлющий ложь и интриги. В этой роли в разных составах предстают: выпускник мастерской Юрия Соломина в ВТУ им. М.С.Щепкина Максим Путинцев, с этого сезона вошедший в труппу Малого театра, и молодой актёр Кирилл Шварценберг. На глазах зрителей Пётр проходит путь взросления и становления, превращается из порывистого юноши во взрослого мужчину, который пройдя сложные испытания, ни на мгновение не изменил себе, сохранил свою искренность, щедрость, верность законам чести и совести.
Антипод Петра Гринёва - подлый, мерзкий, лживый приспособленец Швабрин, готовый на всё ради своей выгоды, желаний и амбиций, в этой роли предстают Максим Хрусталёв и Михаил Мартьянов. Для этого героя нет законов чести, сострадания, любви и верности, а понятия Родина и Отечество для него - пустой звук. С какой лёгкостью Швабрин оговаривает Машу, а затем и Петра, без тени сомнения и смущения он предаёт своих солдат и переходит в лагерь бунтовщиков, присягая их предводителю Емельяну Пугачёву, который называет себя императором Петром Третьим.
Парадоксально, но факт: в Емельяне Пугачёве гораздо больше достоинства, благородства и порядочности, чем в Швабрине. В многогранном воплощении Александра Волкова этот исторический персонаж получился настолько обаятельным и харизматичным, что во многих моментах импозантный азартный авантюрист вызывает уважение и даже симпатию. С каким великодушием он несколько раз милует Петра Гринёва, когда-то подарившего простому мужику свой заячий тулупчик, с каким вдохновением и упоением Пугачёв рассказывает Петру историю Орла и Ворона, с каким спокойствием он слушает то, что Гринёв отказывается ему служить, и с каким смирением Емельян принимает свою последнюю участь… Благодаря Александру Волкову понимаешь: почему у Пугачёва была такая поддержка. И хотя трагический финал этого героя закономерен, как и беспощаден и бессмысленен был его бунт, Пугачёв, в отличие от Швабрина, не вызывает ненависти.
Каждый герой «Капитанской дочки» воплощён на сцене не банально и шаблонно, а во всей палитре эмоций.
За юмористическую часть в спектакле отвечает слуга Петра Гринёва Савельич, которого в разных составах воплощают заслуженный артист России Виктор Бунаков и Алексей Коновалов. В этом добром, бесхитростном герое столько бескорыстной, беззаветной любви, трогательной искренности и заботы, что каждый его выход на сцену по-настоящему умиляет!
Комендант Иван Кузмич Миронов (заслуженный артист России Александр Титоренко/Михаил Фоменко) - настоящий мужчина, который верно и преданно служит своей Родине и своей семье, и, не задумываясь, отдаёт жизнь за Отечество.
Его жена Василиса Егоровна (заслуженная артистка России Татьяна Скиба и Алёна Колесникова) - эталон истинной женщины, хранительницы домашнего очага, которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт», и отправится вслед за мужем в мир иной, не предав и не продав вечные ценности.
Очаровательная, кроткая, но в тоже время смелая и сильная Маша Миронова (Алина Колесникова), как и Пётр, проходит путь взросления и становления. Трагически потеряв родителей, робкая девушка не ожесточается и не соглашается стать женой омерзительного ей Швабрина, она борется за свою любовь. Именно благодаря Маше, которая приедет на аудиенцию к самой Императрице (народная артистка России Светлана Аманова), Пётр не станет жертвой подлого лживого доноса…
На «Капитанскую дочку» Малого театра целыми классами приходят школьники - произведение Пушкина в школьной программе проходят в восьмом классе. Захватывающая постановка увлекает не только прилежных отличников, читавших книгу, но и сорванцов, которые даже не открывали повесть, но с упоением и вдохновением наблюдают за развитием захватывающего действия и полностью погружаются в происходящие на сцене события!
Это очень важно - эффект присутствия и участия, сочувствия и сострадания: вся гамма чувств и эмоций, которые может и должен вызывать театр!
Как юные зрители, так и зрелая театральная публика восхищаются стойкостью и непоколебимостью Петра Гринёва, порядочностью и мужеством коменданта, с добром и нежностью зрители смеются над заботливым и причудливым Савельичем, осуждают мерзкого подлого Швабрина, удивляются парадоксальным контрастам жестокости и великодушия, присущим Пугачёву…
Полному погружению способствует и работа художника. Мария Утробина с помощью визуальных эффектов воссоздаёт на сцене буран и холод Оренбургских степей, который сменяется аскетичным бытом скромного дома коменданта Белогорской крепости, покорённой, но сломленной бунтовщиками. Пепелища разорённых крепостей и штаб командования в Оренбурге трансформируются в изысканные интерьеры резиденции Императрицы…
Перед художниками нет задачи воплотить на сцене кровь и боль, и это вполне логично - зачем воссоздавать жестокость, если её можно искусно завуалировать? Например, сцены повешения решены с помощью падения белоснежных полотен, которые словно символизируют человеческую душу, улетающую в Вечность…
Спектакль Станислава Сошникова без назидательности и нравоучений, просто и понятно говорит с публикой о глобальных субстанциях, чётко демонстрируя контраст между добром и злом, порядочностью и подлостью, верностью и предательством, любовью и ненавистью…
Посмотрев этот прекрасный масштабный спектакль, выходишь из зала в абсолютной уверенности, что долг при определённых обстоятельствах может быть сильнее смерти, в жизни всегда есть место подвигу, а настоящая любовь, честь и верность способны преодолеть все испытания и самые страшные «проверки на прочность».
На показы «Капитанской дочки» 5 и 12 ноября билетов уже нет, 10 и 23 декабря ещё есть шанс почувствовать себя не только свидетелем, но и участником приключений легендарных героев - в эти дни спектакли состоятся в 13 и в 19 часов.
Прекрасной "Капитанской дочкой" вдохновлялась корреспондент Бурулева Юлия
«Береги платье снову, а честь смолоду»; «Казнить - так казнить! Миловать – так миловать!»: все мы со школьной скамьи помним эти мудрые афоризмы из потрясающей исторической повести (романа) Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
В следующем году Гению русской литературы исполнится 225 лет, мы неслучайно говорим о нём в настоящем времени: произведения Александра Пушкина вне какой-либо эпохи, в своём бессмертном творчестве он не только разгадал затейливые лабиринты человеческой души, но и предсказал многие события.
В преддверии юбилейного года великого классика Малый театр представил премьеру спектакля «Капитанская дочка», первые показы с аншлагами прошли 14 и 21 октября на сцене на Ордынке.
Режиссёром и автором инсценировки выступил Станислав Сошников.
Станислав Сошников: «"Береги честь смолоду" - пословица, являющаяся эпиграфом к повести, стала отправной точкой для работы над спектаклем. Путь взросления Петра Андреевича Гринёва – от «недоросля» до храброго почтенного мужа – тернист, судьба не раз испытывает его, но он, движимый подлинным чувством любви к Маше, приобретает стойкость и сохраняет достоинство. Мне кажется, что очень важно сегодня говорить с молодым поколением о таких важных вневременных темах, как смелость, верность долгу и себе, говорить без напыщенности – просто и ненавязчиво, при этом полностью следуя музыке пушкинского слога».
Молодой режиссёр в тандеме с великолепными актёрами и высокопрофессиональной командой постановки создал масштабный спектакль в лучших традициях русского психологического театра: в каждом мгновении захватывающего действия зрители видят людей, которым сочувствуют и сострадают или, напротив, которых осуждают.
Действие происходит в Оренбургских окрестностях Российской империи в разгар Пугачёвского восстания.
Главный герой истории - юный офицер царской армии Пётр Гринёв, честный, искренний, бескомпромиссный, не приемлющий ложь и интриги. В этой роли в разных составах предстают: выпускник мастерской Юрия Соломина в ВТУ им. М.С.Щепкина Максим Путинцев, с этого сезона вошедший в труппу Малого театра, и молодой актёр Кирилл Шварценберг. На глазах зрителей Пётр проходит путь взросления и становления, превращается из порывистого юноши во взрослого мужчину, который пройдя сложные испытания, ни на мгновение не изменил себе, сохранил свою искренность, щедрость, верность законам чести и совести.
Антипод Петра Гринёва - подлый, мерзкий, лживый приспособленец Швабрин, готовый на всё ради своей выгоды, желаний и амбиций, в этой роли предстают Максим Хрусталёв и Михаил Мартьянов. Для этого героя нет законов чести, сострадания, любви и верности, а понятия Родина и Отечество для него - пустой звук. С какой лёгкостью Швабрин оговаривает Машу, а затем и Петра, без тени сомнения и смущения он предаёт своих солдат и переходит в лагерь бунтовщиков, присягая их предводителю Емельяну Пугачёву, который называет себя императором Петром Третьим.
Парадоксально, но факт: в Емельяне Пугачёве гораздо больше достоинства, благородства и порядочности, чем в Швабрине. В многогранном воплощении Александра Волкова этот исторический персонаж получился настолько обаятельным и харизматичным, что во многих моментах импозантный азартный авантюрист вызывает уважение и даже симпатию. С каким великодушием он несколько раз милует Петра Гринёва, когда-то подарившего простому мужику свой заячий тулупчик, с каким вдохновением и упоением Пугачёв рассказывает Петру историю Орла и Ворона, с каким спокойствием он слушает то, что Гринёв отказывается ему служить, и с каким смирением Емельян принимает свою последнюю участь… Благодаря Александру Волкову понимаешь: почему у Пугачёва была такая поддержка. И хотя трагический финал этого героя закономерен, как и беспощаден и бессмысленен был его бунт, Пугачёв, в отличие от Швабрина, не вызывает ненависти.
Каждый герой «Капитанской дочки» воплощён на сцене не банально и шаблонно, а во всей палитре эмоций.
За юмористическую часть в спектакле отвечает слуга Петра Гринёва Савельич, которого в разных составах воплощают заслуженный артист России Виктор Бунаков и Алексей Коновалов. В этом добром, бесхитростном герое столько бескорыстной, беззаветной любви, трогательной искренности и заботы, что каждый его выход на сцену по-настоящему умиляет!
Комендант Иван Кузмич Миронов (заслуженный артист России Александр Титоренко/Михаил Фоменко) - настоящий мужчина, который верно и преданно служит своей Родине и своей семье, и, не задумываясь, отдаёт жизнь за Отечество.
Его жена Василиса Егоровна (заслуженная артистка России Татьяна Скиба и Алёна Колесникова) - эталон истинной женщины, хранительницы домашнего очага, которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт», и отправится вслед за мужем в мир иной, не предав и не продав вечные ценности.
Очаровательная, кроткая, но в тоже время смелая и сильная Маша Миронова (Алина Колесникова), как и Пётр, проходит путь взросления и становления. Трагически потеряв родителей, робкая девушка не ожесточается и не соглашается стать женой омерзительного ей Швабрина, она борется за свою любовь. Именно благодаря Маше, которая приедет на аудиенцию к самой Императрице (народная артистка России Светлана Аманова), Пётр не станет жертвой подлого лживого доноса…
На «Капитанскую дочку» Малого театра целыми классами приходят школьники - произведение Пушкина в школьной программе проходят в восьмом классе. Захватывающая постановка увлекает не только прилежных отличников, читавших книгу, но и сорванцов, которые даже не открывали повесть, но с упоением и вдохновением наблюдают за развитием захватывающего действия и полностью погружаются в происходящие на сцене события!
Это очень важно - эффект присутствия и участия, сочувствия и сострадания: вся гамма чувств и эмоций, которые может и должен вызывать театр!
Как юные зрители, так и зрелая театральная публика восхищаются стойкостью и непоколебимостью Петра Гринёва, порядочностью и мужеством коменданта, с добром и нежностью зрители смеются над заботливым и причудливым Савельичем, осуждают мерзкого подлого Швабрина, удивляются парадоксальным контрастам жестокости и великодушия, присущим Пугачёву…
Полному погружению способствует и работа художника. Мария Утробина с помощью визуальных эффектов воссоздаёт на сцене буран и холод Оренбургских степей, который сменяется аскетичным бытом скромного дома коменданта Белогорской крепости, покорённой, но сломленной бунтовщиками. Пепелища разорённых крепостей и штаб командования в Оренбурге трансформируются в изысканные интерьеры резиденции Императрицы…
Перед художниками нет задачи воплотить на сцене кровь и боль, и это вполне логично - зачем воссоздавать жестокость, если её можно искусно завуалировать? Например, сцены повешения решены с помощью падения белоснежных полотен, которые словно символизируют человеческую душу, улетающую в Вечность…
Спектакль Станислава Сошникова без назидательности и нравоучений, просто и понятно говорит с публикой о глобальных субстанциях, чётко демонстрируя контраст между добром и злом, порядочностью и подлостью, верностью и предательством, любовью и ненавистью…
Посмотрев этот прекрасный масштабный спектакль, выходишь из зала в абсолютной уверенности, что долг при определённых обстоятельствах может быть сильнее смерти, в жизни всегда есть место подвигу, а настоящая любовь, честь и верность способны преодолеть все испытания и самые страшные «проверки на прочность».
На показы «Капитанской дочки» 5 и 12 ноября билетов уже нет, 10 и 23 декабря ещё есть шанс почувствовать себя не только свидетелем, но и участником приключений легендарных героев - в эти дни спектакли состоятся в 13 и в 19 часов.
Прекрасной "Капитанской дочкой" вдохновлялась корреспондент Бурулева Юлия