НЕ ПОКУПАЮТСЯ, НЕ ПОКУПАЮТСЯ…
…доброе имя, талант и любовь
Незатейливая песенка Окуджавы вертелась в голове, пока смотрела спектакль «Доходное место» Александра Островского в Малом театре в постановке талантливого молодого режиссера Андрея Цисарука. Признаться, опасалась финала. Видела один такой в Саратовской драме. В версии режиссера в одной из коренных пьес нашего замоскворецкого Шекспира все осовременено, технично. Что еще полбеды. Правдолюб и «правдоруб» Жадов отрекается от своих принципов не временно, под давлением глупенькой, хорошенькой Полиньки. Он открещивается от идеалов юности навсегда.
Эко диво, коль бедный и умный примет условия игры богатого и сильного! Теперь это сплошь и рядом, как говорится. Подобное «переписывание классики» не устроило бы самого Островского. Лет через 20 он пересмотрит кое-какие коллизии шаловливым оком стареющего мэтра и - напишет дивные «Наливные яблоки». Другое название пьесы, говорящее – «Правда хорошо, а счастье лучше». Бедняк Платон, такой же максималист, как Жадов, почти весело уступит «темным силам» из любви к милой Поликсене (почти Полине!) Однако «Доходное место» драматург писал всерьез.
Болел, лежал со сложными переломами и свое негодование вложил в приговор «царству кривды», где правят золотой телец, похоть, разгул, другие низменные инстинкты. Шесть лет пьесу не допускали до сцены. Лишь после крестьянской реформы высочайше дозволено показать ее в бенефис актрисы сначала в Александринке, а потом и в Малом театре.
Ни для кого не секрет , что Россию давно накрыло казнокрадство и взяточничество. Как в царские времена. Да и в советские. Вспомним знаковый спектакль Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли, прозвучавший артиллерийским залпом. Даже Плучек, обожавший Андрея, не видел его Жадовым и назначил на роль Белогубова. Но вскоре строптивый молодой режиссер меняет его местами с импозантным Пороховщиковым. И зритель увидел другого Миронова. Чистого, цельного, отважного героя с маленькой «ахиллесовой пятой» - огромной любовью к жене.
Сейчас все его обличительные речи воспринимаются еще острее. Ведь, по новой поговорке, нынче деньги не зарабатывает только ленивый. А кто сидит бедный или в долгах, как в шелках, тот просто не хочет .
Андрей Цисарук – плоть от плоти Малого театра. Щепкинец, ученик Юрия Соломина. А режиссерское образование он получил в ГИТИСе, на курсе Иосифа Райхельгауза. И это двуединство традиций и новаций придает своеобразие его режиссерскому почерку. Ставил у мастера в Школе современной пьесы и в театре Практика, но в его багаже много и классики. Я насчитала только Островского шесть постановок. В Малом театре - «Поздняя любовь» и «На бойком месте».
Постановке «Доходного места» Цисарука чуть больше двух лет. Социальный пафос имеет место быть, но он не превращает спектакль в «общественную трибуну», как у нас нередко бывает. Здесь много говорящих мимических сцен, особенно в начале, когда два молодых чиновника Жадов (Михаил Мартьянов) и Белогубов (Денис Корнух) ждут очереди на прием к влиятельному лицу. Их шансы на жизненный успех пока как бы уравнены.
Тяжелая с виду декорация закрывает столовую залу. Ее потихоньку, частями будут уносить лакеи. О слугах особый разговор. Они выглядят здесь величавее господ, хорошо владеют правилами хорошего тона (во всяком случае, лучше нашего импульсивного правдоискателя!) Неторопливые, невозмутимые, в белоснежных ливреях (вся в белом, как барышня, и горничная - художник-постановщик Дмитрий Разумов.), те накрывают столы, носят стулья, переменяют блюда. Как символ устойчивости устоев и уклада (Вышневский все же генерал) - и иронический привет от постмодернистского театра. Ведь ливреи лакеев очень схожи с сюртуками искателей новых вакансий ( «А, главное, поди-тка послужи»).
Совершенно одинаково, стильно – но в разные цвета! – одеты и девушки на выданье Юлинька (Анна Шишкина) и Полинька (Дарья Шевчук). Властная маменька Кукушкина (Елена Харитонова) приобнимет их за плечи и, как марионеток, сию же минуту пустит на сцену. Замечательная актриса в роли Фелисаты Герасимовны по-своему обаятельна. Обворожила и склонного к женским ласкам Аким Акимовича. А Фелисата Герасимовна - просто ловкая искательница богатых женихов. «Маменька говорит, что нас любит, а совсем не любит, только хочет поскорее с рук сбыть…Нас заставляет притворяться», - торопливой скороговоркой сообщает Жадову простодушная Полинька. У превосходного актера Сергея Тезова Аким Акимыч более мягок и обходителен, чем «Хозяин», но тверд в преданности ему.
«Хозяин» - Аристарх Владимирыч не пощажен автором в описании действующих лиц: «одряхлевший старик с признаками подагры». Совершенно таким он предстает в исполнении Александра Ермакова. Великолепный лицедей перевоплотился в такую «седую древность» - я даже заглянула в персоналий актера, опасаясь за здоровье «глубокого старца» на сцене.
Ермаков играет самую вершину власти, когда все в твоих руках: деньги, чины, поместья, дачи, люди. Ты постиг их природу, смотришь вокруг с усталым пренебрежением. И только вздорный племянник, да еще …эта своевольная жена неподвластны, играют по своим правилам. Молодая Вышневская (Мари Марк) роскошна, чиста в своей холодности и далека от всевластного старика, как звезды и луна на небе.
Были сделаны удачные сокращения по-островски внушительного текста, ушла и боковая линия - бывшая на сдаче спектакля сцена с адвокатом Досужевым (еще один вариант умного человека: как ,не воруя, деньги из богатеньких вышибать). Уменьшены яростные филиппики Жадова. Осталась, правда, гневная тирада Анны Павловны в финале - этакое моралите для школьников. Но эти финальные слова Жадова нужны были тогда, нужны сейчас. И наверное - во все времена.: «Я не говорил, что наше поколение честней других. Всегда были и будут честные люди, честные граждане, честные чиновники. Я говорил, что у нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на лучшее будущее». Хотя бы сознание.
Режиссеру удалось создать спектакль в «русле» традиций Малого, но овеянный свежим театральным ветром. Как и полагается в Доме, где Островский в креслах у самого входа.
Ирина Крайнова, https://irin-krainov1.livejournal.com/?ysclid=lia8...
НЕ ПОКУПАЮТСЯ, НЕ ПОКУПАЮТСЯ…
…доброе имя, талант и любовь
Незатейливая песенка Окуджавы вертелась в голове, пока смотрела спектакль «Доходное место» Александра Островского в Малом театре в постановке талантливого молодого режиссера Андрея Цисарука. Признаться, опасалась финала. Видела один такой в Саратовской драме. В версии режиссера в одной из коренных пьес нашего замоскворецкого Шекспира все осовременено, технично. Что еще полбеды. Правдолюб и «правдоруб» Жадов отрекается от своих принципов не временно, под давлением глупенькой, хорошенькой Полиньки. Он открещивается от идеалов юности навсегда.
Эко диво, коль бедный и умный примет условия игры богатого и сильного! Теперь это сплошь и рядом, как говорится. Подобное «переписывание классики» не устроило бы самого Островского. Лет через 20 он пересмотрит кое-какие коллизии шаловливым оком стареющего мэтра и - напишет дивные «Наливные яблоки». Другое название пьесы, говорящее – «Правда хорошо, а счастье лучше». Бедняк Платон, такой же максималист, как Жадов, почти весело уступит «темным силам» из любви к милой Поликсене (почти Полине!) Однако «Доходное место» драматург писал всерьез.
Болел, лежал со сложными переломами и свое негодование вложил в приговор «царству кривды», где правят золотой телец, похоть, разгул, другие низменные инстинкты. Шесть лет пьесу не допускали до сцены. Лишь после крестьянской реформы высочайше дозволено показать ее в бенефис актрисы сначала в Александринке, а потом и в Малом театре.
Ни для кого не секрет , что Россию давно накрыло казнокрадство и взяточничество. Как в царские времена. Да и в советские. Вспомним знаковый спектакль Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли, прозвучавший артиллерийским залпом. Даже Плучек, обожавший Андрея, не видел его Жадовым и назначил на роль Белогубова. Но вскоре строптивый молодой режиссер меняет его местами с импозантным Пороховщиковым. И зритель увидел другого Миронова. Чистого, цельного, отважного героя с маленькой «ахиллесовой пятой» - огромной любовью к жене.
Сейчас все его обличительные речи воспринимаются еще острее. Ведь, по новой поговорке, нынче деньги не зарабатывает только ленивый. А кто сидит бедный или в долгах, как в шелках, тот просто не хочет .
Андрей Цисарук – плоть от плоти Малого театра. Щепкинец, ученик Юрия Соломина. А режиссерское образование он получил в ГИТИСе, на курсе Иосифа Райхельгауза. И это двуединство традиций и новаций придает своеобразие его режиссерскому почерку. Ставил у мастера в Школе современной пьесы и в театре Практика, но в его багаже много и классики. Я насчитала только Островского шесть постановок. В Малом театре - «Поздняя любовь» и «На бойком месте».
Постановке «Доходного места» Цисарука чуть больше двух лет. Социальный пафос имеет место быть, но он не превращает спектакль в «общественную трибуну», как у нас нередко бывает. Здесь много говорящих мимических сцен, особенно в начале, когда два молодых чиновника Жадов (Михаил Мартьянов) и Белогубов (Денис Корнух) ждут очереди на прием к влиятельному лицу. Их шансы на жизненный успех пока как бы уравнены.
Тяжелая с виду декорация закрывает столовую залу. Ее потихоньку, частями будут уносить лакеи. О слугах особый разговор. Они выглядят здесь величавее господ, хорошо владеют правилами хорошего тона (во всяком случае, лучше нашего импульсивного правдоискателя!) Неторопливые, невозмутимые, в белоснежных ливреях (вся в белом, как барышня, и горничная - художник-постановщик Дмитрий Разумов.), те накрывают столы, носят стулья, переменяют блюда. Как символ устойчивости устоев и уклада (Вышневский все же генерал) - и иронический привет от постмодернистского театра. Ведь ливреи лакеев очень схожи с сюртуками искателей новых вакансий ( «А, главное, поди-тка послужи»).
Совершенно одинаково, стильно – но в разные цвета! – одеты и девушки на выданье Юлинька (Анна Шишкина) и Полинька (Дарья Шевчук). Властная маменька Кукушкина (Елена Харитонова) приобнимет их за плечи и, как марионеток, сию же минуту пустит на сцену. Замечательная актриса в роли Фелисаты Герасимовны по-своему обаятельна. Обворожила и склонного к женским ласкам Аким Акимовича. А Фелисата Герасимовна - просто ловкая искательница богатых женихов. «Маменька говорит, что нас любит, а совсем не любит, только хочет поскорее с рук сбыть…Нас заставляет притворяться», - торопливой скороговоркой сообщает Жадову простодушная Полинька. У превосходного актера Сергея Тезова Аким Акимыч более мягок и обходителен, чем «Хозяин», но тверд в преданности ему.
«Хозяин» - Аристарх Владимирыч не пощажен автором в описании действующих лиц: «одряхлевший старик с признаками подагры». Совершенно таким он предстает в исполнении Александра Ермакова. Великолепный лицедей перевоплотился в такую «седую древность» - я даже заглянула в персоналий актера, опасаясь за здоровье «глубокого старца» на сцене.
Ермаков играет самую вершину власти, когда все в твоих руках: деньги, чины, поместья, дачи, люди. Ты постиг их природу, смотришь вокруг с усталым пренебрежением. И только вздорный племянник, да еще …эта своевольная жена неподвластны, играют по своим правилам. Молодая Вышневская (Мари Марк) роскошна, чиста в своей холодности и далека от всевластного старика, как звезды и луна на небе.
Были сделаны удачные сокращения по-островски внушительного текста, ушла и боковая линия - бывшая на сдаче спектакля сцена с адвокатом Досужевым (еще один вариант умного человека: как ,не воруя, деньги из богатеньких вышибать). Уменьшены яростные филиппики Жадова. Осталась, правда, гневная тирада Анны Павловны в финале - этакое моралите для школьников. Но эти финальные слова Жадова нужны были тогда, нужны сейчас. И наверное - во все времена.: «Я не говорил, что наше поколение честней других. Всегда были и будут честные люди, честные граждане, честные чиновники. Я говорил, что у нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на лучшее будущее». Хотя бы сознание.
Режиссеру удалось создать спектакль в «русле» традиций Малого, но овеянный свежим театральным ветром. Как и полагается в Доме, где Островский в креслах у самого входа.
Ирина Крайнова, https://irin-krainov1.livejournal.com/?ysclid=lia8...