На сцене Малого театра — премьера: в честь Дня Победы Андрей Житинкин поставил «Летят журавли» по знаменитой пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
Судя по всему, эта постановка войдет в современную историю театра: она явно побеждает в номинации «Эмоциональный отклик». Не помню, чтобы после спектакля зал вставал и благодарил актеров и режиссера воистину бесконечными аплодисментами.
Пьеса с историей
Пронзительная, глубокая пьеса Розова, для постановки очень непростая, всегда была зависима от мастерства и таланта задействованных в ней актеров. Безусловно, хорошая игра важна всегда, но в «Вечно живых» созданное автором полотно так тонко, что при малейшем напряжении рвется: переиграть или недоиграть тут легче легкого. Поэтому мне, например, на премьеру идти было страшно: что будет? К тому же культовый фильм «Летят журавли», сценарий которого Розов создал по пьесе, задал планку особой высоты для всех персонажей. И пусть прошли годы после его выхода, но сравнения с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым просто неизбежны! А это автоматически увеличивает риски... Тем не менее Андрей Житинкин рискнул поставить именно «Вечно живых». И не прогадал.
...В этом году пьесе Виктора Розова исполнилось 80 лет. Он писал ее в 1943 году, восстанавливаясь после ранения. Цензор Литинститута, читавший пьесу студента Розова первым, признался, что плакал, но визы не поставил. Еще бы! Странная героиня, не советская, да еще и не дождавшаяся с фронта любимого, вольными красками написанный Федор Бороздин, Антонина Монастырская — вроде как и осуждаемая автором за поклонение материальному, но и отчасти понимаемая им — все это было пощечиной советской системе и расценивалось минимум как попирание устоев системы. Но Розов сам воевал... И он понимал о войне гораздо больше, чем многие другие, и не судил никого, но судил саму войну, пожиравшую жизни людей, искажающую их чувства, переживания, боль... Пьесу сначала поставили в самой Костроме, а затем именно ею в постановке Олега Ефремова в 1956 году открылся театр «Современник».
Современнее не бывает
В наше непростое время пьеса смотрится актуальнее, чем когда бы то ни было. Те вопросы, которыми задавался Розов 80 лет назад, казались ушедшими в прошлое, а теперь, на фоне происходящих событий, они вернулись со всей остротой. Через призму простого и глубокого авторского текста события вокруг вовлеченных в Великую Отечественную войну героев пьесы неожиданно перекладываются на современный лад и оказываются актуальными для каждого. Отсидеться в стороне? Увернуться от долга или исполнить его? Быть вместе с Родиной в нелегкий час или подстроиться под обстоятельства? Тема верности и предательства, вечной романтической любви и сиюминутных увлечений, ошибок и раскаяния, страдания настоящего и вымышленного, столкновения высокой духовности и пустоты — таковы острые грани великой пьесы, которые режут по живому, кромсают душу, вызывают слезы. Да, это пьеса о Великой Отечественной, но и о нашем сегодняшнем дне.
Смена подросла
В постановке Андрей Житинкин собрал букет звезд первой величины Малого театра: в пьесе задействована плеяда народных артистов России. Людмила Титова (Анна Михайловна), Александр Клюквин (Федор Бороздин), Людмила Полякова (Варвара Капитоновна), Александр Вершинин (Марк), Светлана Аманова (Антонина Монастырская), Владимир Носик (Николай Чернов) создали ярчайшие образы. Бориса Бороздина играет Андрей Чернышов, а Веронику, Белку — Варвара Шаталова, юная звезда театра. Она справилась с ролью великолепно: трогательная, но сильная, наивная, но принципиальная девочкацветок не наполнена, а переполнена любовью и болеет ею и ощущением собственного предательства. Кстати, Самойлова в фильме «читала» героиню несколько иначе, равно как несколько другим был и Борис. Запомнятся и другие образы — приспособленка Нюра, образец вульгарности и способности выживать при любых обстоятельствах, западет в душу благодаря заслуженной артистке России Екатерине Базаровой, а образ живой, точно ртуть, и тоже по-своему изломанной Ирины Бороздиной создала заслуженная артистка РФ Варвара Андреева. На вопрос же, зачем идти на этот спектакль, есть ответ: за эмоциями и очищающими слезами.
Ольга Кузьмина, Москва Центр, 18 мая 2023 года
На сцене Малого театра — премьера: в честь Дня Победы Андрей Житинкин поставил «Летят журавли» по знаменитой пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
Судя по всему, эта постановка войдет в современную историю театра: она явно побеждает в номинации «Эмоциональный отклик». Не помню, чтобы после спектакля зал вставал и благодарил актеров и режиссера воистину бесконечными аплодисментами.
Пьеса с историей
Пронзительная, глубокая пьеса Розова, для постановки очень непростая, всегда была зависима от мастерства и таланта задействованных в ней актеров. Безусловно, хорошая игра важна всегда, но в «Вечно живых» созданное автором полотно так тонко, что при малейшем напряжении рвется: переиграть или недоиграть тут легче легкого. Поэтому мне, например, на премьеру идти было страшно: что будет? К тому же культовый фильм «Летят журавли», сценарий которого Розов создал по пьесе, задал планку особой высоты для всех персонажей. И пусть прошли годы после его выхода, но сравнения с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым просто неизбежны! А это автоматически увеличивает риски... Тем не менее Андрей Житинкин рискнул поставить именно «Вечно живых». И не прогадал.
...В этом году пьесе Виктора Розова исполнилось 80 лет. Он писал ее в 1943 году, восстанавливаясь после ранения. Цензор Литинститута, читавший пьесу студента Розова первым, признался, что плакал, но визы не поставил. Еще бы! Странная героиня, не советская, да еще и не дождавшаяся с фронта любимого, вольными красками написанный Федор Бороздин, Антонина Монастырская — вроде как и осуждаемая автором за поклонение материальному, но и отчасти понимаемая им — все это было пощечиной советской системе и расценивалось минимум как попирание устоев системы. Но Розов сам воевал... И он понимал о войне гораздо больше, чем многие другие, и не судил никого, но судил саму войну, пожиравшую жизни людей, искажающую их чувства, переживания, боль... Пьесу сначала поставили в самой Костроме, а затем именно ею в постановке Олега Ефремова в 1956 году открылся театр «Современник».
Современнее не бывает
В наше непростое время пьеса смотрится актуальнее, чем когда бы то ни было. Те вопросы, которыми задавался Розов 80 лет назад, казались ушедшими в прошлое, а теперь, на фоне происходящих событий, они вернулись со всей остротой. Через призму простого и глубокого авторского текста события вокруг вовлеченных в Великую Отечественную войну героев пьесы неожиданно перекладываются на современный лад и оказываются актуальными для каждого. Отсидеться в стороне? Увернуться от долга или исполнить его? Быть вместе с Родиной в нелегкий час или подстроиться под обстоятельства? Тема верности и предательства, вечной романтической любви и сиюминутных увлечений, ошибок и раскаяния, страдания настоящего и вымышленного, столкновения высокой духовности и пустоты — таковы острые грани великой пьесы, которые режут по живому, кромсают душу, вызывают слезы. Да, это пьеса о Великой Отечественной, но и о нашем сегодняшнем дне.
Смена подросла
В постановке Андрей Житинкин собрал букет звезд первой величины Малого театра: в пьесе задействована плеяда народных артистов России. Людмила Титова (Анна Михайловна), Александр Клюквин (Федор Бороздин), Людмила Полякова (Варвара Капитоновна), Александр Вершинин (Марк), Светлана Аманова (Антонина Монастырская), Владимир Носик (Николай Чернов) создали ярчайшие образы. Бориса Бороздина играет Андрей Чернышов, а Веронику, Белку — Варвара Шаталова, юная звезда театра. Она справилась с ролью великолепно: трогательная, но сильная, наивная, но принципиальная девочкацветок не наполнена, а переполнена любовью и болеет ею и ощущением собственного предательства. Кстати, Самойлова в фильме «читала» героиню несколько иначе, равно как несколько другим был и Борис. Запомнятся и другие образы — приспособленка Нюра, образец вульгарности и способности выживать при любых обстоятельствах, западет в душу благодаря заслуженной артистке России Екатерине Базаровой, а образ живой, точно ртуть, и тоже по-своему изломанной Ирины Бороздиной создала заслуженная артистка РФ Варвара Андреева. На вопрос же, зачем идти на этот спектакль, есть ответ: за эмоциями и очищающими слезами.
Ольга Кузьмина, Москва Центр, 18 мая 2023 года