О чём спектакль
Добровольцы идут на войну
Накануне своего дня рождения Вероника (Варвара Шаталова) узнаёт, что её жених Борис (Андрей Чернышов) уходит на войну. Как у работника предприятия государственного значения у Бориса есть бронь, но он не хочет смотреть на войну из тыла и становится добровольцем. Белка (так Борис называет Веронику) по-детски обижена на него: он бросает её ради своего тщеславного порыва! Фронтовой состав отправляется в день получения повестки, и Бориса спешно провожает семья: отец–врач Фёдор Иванович (Александр Клюквин), бабушка Варвара Капитоновна (Людмила Полякова), сестра Ирина (Варвара Андреева), двоюродный брат Марк (Александр Вершинин). На прощание бабушка вручает Борису в качестве талисмана пуговицу, а он просит её передать завтра, в день рождения Вероники, подарок – игрушку-белку с письмом.
В эвакуации семья получает известие, что Борис пропал без вести. Потерявшая прежнюю весёлость и надежду снова его увидеть Вероника выходит замуж за Марка. Однажды к соседке по эвакуационной квартире Анне Михайловне (Людмила Титова) приезжает с фронта сын Володя (Владимир Алексеев). Он рассказывает историю о спасшем его бойце, похороненном на западной окраине Смоленска. Боец всё время рассказывал ему о своей невесте Белке, а в его кармане нашли только пуговицу. Ирина показывает Володе фотографию Бориса – он узнаёт в нём погибшего бойца.
Впечатления
Абсолютная убедительность
Пьеса Виктора Розова "Вечно живые", по которой поставлен этот спектакль в Малом театре, была написана в 1944 году. За все послевоенные годы её ставили великое множество раз в театрах по всей стране, а одноимённая нынешней постановке в Малом театре экранизация Михаила Калатозова "Летят журавли" прославилась во всём киномире благодаря каннской "Золотой пальмовой ветви" 1958 года. Вряд ли написавший пьесу в войну фронтовик Виктор Розов мог предполагать, что спустя почти 80 лет всё им написанное снова станет современным. "Знаю, всех умных забронируют. – Значит, по-твоему, одни дураки воевать будут?"
Понятия из прошлого стали реалиями тревожного настоящего: опять мобилизуют не только силы организма, а добровольцы идут не только на мирный субботник. В обстановке сгущающейся за окном грозы простые, местами очень скупые на эпитеты и эмоции строчки пьесы Розова режут по-живому. "Дай поглядеть на тебя напоследок!" – крик бабушки Борису рвёт зрительское сердце на части, потому что в гениальной игре Людмилы Поляковой кричит всё непридуманное отчаяние сегодняшних бабушек и матерей.
Вообще, степень вживания Людмилы Петровны в роль буквально намагничивает всё сценическое пространство: она появляется на подмостках всего в двух "картинах", но каждый раз возникает полное ощущение, что всё происходящее вращается вокруг неё, как вокруг солнца. Любое её малейшее движение, каждое сказанное слово – на вес золота, потрясающие своей абсолютной убедительностью.
Да и весь актёрский состав постановки, с шестью народными и двумя заслуженными артистами России, обеспечивает главное условие успешного спектакля – жадное желание следить за тем, что случится на сцене дальше.
Фишки
"Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете"
Трагическую сплетённость в постановке войны ушедшей и дня сегодняшнего фиксирует фронтовая кинохроника, которая движется по огромному экрану перед антрактом и в конце спектакля. Бойцы бредут по колено в грязи, лежат на земле, ведут огонь. И невозможно сдержать слёз, когда спокойный голос Арсения Тарковского – тоже фронтовика, потерявшего на войне ногу – читает его гениальное: "Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.// Мы все уже на берегу морском,// И я из тех, кто выбирает сети,// Когда идёт бессмертье косяком".
Журавлики-кораблики, о которых лепечет Вероника в начале постановки, превращаются в белых журавлей, о которых поёт в конце спектакля голос Марка Бернеса.
Подслушано у зрителей
"Выстроено немножко по-другому, чем в фильме. Фильм отличается сильно".
"Андреева и Базарова учились вместе на курсе Соломина. И они соседки по дому!"
"Ты знаешь, я так рыдала... – А я от всего этого забыла, что сейчас не зима, и пошла в гардероб".
Наталья Бабахина, "Metro", 14 мая 2023 года
О чём спектакль
Добровольцы идут на войну
Накануне своего дня рождения Вероника (Варвара Шаталова) узнаёт, что её жених Борис (Андрей Чернышов) уходит на войну. Как у работника предприятия государственного значения у Бориса есть бронь, но он не хочет смотреть на войну из тыла и становится добровольцем. Белка (так Борис называет Веронику) по-детски обижена на него: он бросает её ради своего тщеславного порыва! Фронтовой состав отправляется в день получения повестки, и Бориса спешно провожает семья: отец–врач Фёдор Иванович (Александр Клюквин), бабушка Варвара Капитоновна (Людмила Полякова), сестра Ирина (Варвара Андреева), двоюродный брат Марк (Александр Вершинин). На прощание бабушка вручает Борису в качестве талисмана пуговицу, а он просит её передать завтра, в день рождения Вероники, подарок – игрушку-белку с письмом.
В эвакуации семья получает известие, что Борис пропал без вести. Потерявшая прежнюю весёлость и надежду снова его увидеть Вероника выходит замуж за Марка. Однажды к соседке по эвакуационной квартире Анне Михайловне (Людмила Титова) приезжает с фронта сын Володя (Владимир Алексеев). Он рассказывает историю о спасшем его бойце, похороненном на западной окраине Смоленска. Боец всё время рассказывал ему о своей невесте Белке, а в его кармане нашли только пуговицу. Ирина показывает Володе фотографию Бориса – он узнаёт в нём погибшего бойца.
Впечатления
Абсолютная убедительность
Пьеса Виктора Розова "Вечно живые", по которой поставлен этот спектакль в Малом театре, была написана в 1944 году. За все послевоенные годы её ставили великое множество раз в театрах по всей стране, а одноимённая нынешней постановке в Малом театре экранизация Михаила Калатозова "Летят журавли" прославилась во всём киномире благодаря каннской "Золотой пальмовой ветви" 1958 года. Вряд ли написавший пьесу в войну фронтовик Виктор Розов мог предполагать, что спустя почти 80 лет всё им написанное снова станет современным. "Знаю, всех умных забронируют. – Значит, по-твоему, одни дураки воевать будут?"
Понятия из прошлого стали реалиями тревожного настоящего: опять мобилизуют не только силы организма, а добровольцы идут не только на мирный субботник. В обстановке сгущающейся за окном грозы простые, местами очень скупые на эпитеты и эмоции строчки пьесы Розова режут по-живому. "Дай поглядеть на тебя напоследок!" – крик бабушки Борису рвёт зрительское сердце на части, потому что в гениальной игре Людмилы Поляковой кричит всё непридуманное отчаяние сегодняшних бабушек и матерей.
Вообще, степень вживания Людмилы Петровны в роль буквально намагничивает всё сценическое пространство: она появляется на подмостках всего в двух "картинах", но каждый раз возникает полное ощущение, что всё происходящее вращается вокруг неё, как вокруг солнца. Любое её малейшее движение, каждое сказанное слово – на вес золота, потрясающие своей абсолютной убедительностью.
Да и весь актёрский состав постановки, с шестью народными и двумя заслуженными артистами России, обеспечивает главное условие успешного спектакля – жадное желание следить за тем, что случится на сцене дальше.
Фишки
"Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете"
Трагическую сплетённость в постановке войны ушедшей и дня сегодняшнего фиксирует фронтовая кинохроника, которая движется по огромному экрану перед антрактом и в конце спектакля. Бойцы бредут по колено в грязи, лежат на земле, ведут огонь. И невозможно сдержать слёз, когда спокойный голос Арсения Тарковского – тоже фронтовика, потерявшего на войне ногу – читает его гениальное: "Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.// Мы все уже на берегу морском,// И я из тех, кто выбирает сети,// Когда идёт бессмертье косяком".
Журавлики-кораблики, о которых лепечет Вероника в начале постановки, превращаются в белых журавлей, о которых поёт в конце спектакля голос Марка Бернеса.
Подслушано у зрителей
"Выстроено немножко по-другому, чем в фильме. Фильм отличается сильно".
"Андреева и Базарова учились вместе на курсе Соломина. И они соседки по дому!"
"Ты знаешь, я так рыдала... – А я от всего этого забыла, что сейчас не зима, и пошла в гардероб".
Наталья Бабахина, "Metro", 14 мая 2023 года