Новости

АНДРЕЙ ЖИТИНКИН: МНЕ ВАЖЕН ТЕАТР, ОБЖИГАЮЩИЙ ПРАВДОЙ

В Малом Театре аплодисменты со слезами на глазах! Весь зрительный зал благодарил за премьеру спектакля «Летят журавли» стоя, бурно эмоционально, одаривая артистов множеством прекрасных букетов! Она прошла на главной сцене Малого 12 мая, в постановке режиссёра Андрея Житинкина, и посвящена празднику великой Победы!

Всё здесь было сильно, искренне, убедительно, интересно и современно; замечательный актёрский ансамбль, где рядом с Народными, естественно и органично дебютировали молодые таланты… Актёры ходили как по подиуму, символично поднятые как на пьедестал. Крутой угол пандуса был как некий край земли, – где все – как на одной планете, – и от всех нас зависит, сохраним мы нашу землю или нет?

Сценография – символично белая; с белой мебелью, абажуром, окнами и атмосферой дома. С изменением места действия, на сцене менялся и цвет, и свет, и белая атмосфера. Всё пространство дома семьи Бороздиных без стен, оно открыто в бесконечное голубое небесное пространство, в мир, где всё и все открыты перед Небом… совестью, жизнями, делами, устремлениями… Чередование квартирных сцен, где разворачивались судьбы героев и их переживания, с редкой, потрясающей военной хроникой, вызывали не только слезы, но и порождали чувство какого-то проникновенного единения всех присутствующих… здесь и сейчас.

О появлении на сцене этого трогающего сердца и души спектакля Э-Вести рассказывает режиссёр-постановщик Андрей Житинкин:

ЭВ: Андрей Альбертович, как появилась идея поставить спектакль «Летят журавли» по пьесе «Вечно живые» Виктора Розова?

Андрей Житинкин: Мы специально оставили название «Летят журавли», как в фильме Михаила Калатозова, который все помнят. Это был единственный русский фильм, который получил в своё время на Кинофестивале в Каннах Главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». Сценарий фильма, кстати, тоже был Виктора Розова. Для нас это – мировой бренд. Героев Розова – этой семьи потомственного врача Бороздина, начальника госпиталя, и историю Бориса, его сына, и любовь к Борису девочки-скульптора Вероники, весь мир узнал, благодаря советскому фильму. Я был потрясён, когда увидел, что на спектакль пришли иностранцы! Они даже смотрели без перевода! Это был хороший знак, потому что они знают это фильм. Один из них подошёл ко мне после спектакля и пожал руку, – он пришёл смотреть, зная название.

Когда мы с Юрием Мефодьевичем Соломиным обсуждали, какой взять спектакль ко Дню Победы, я ему честно сказал, что очень хочу поставить спектакль о войне, но не об окопах, а о том, как ломает война человеческие души. Он сказал: «Это замечательно!» И в нашем спектакле нет фронта, есть только хроника, как перенос места действия, где есть и Москва военного времени… Одна зрительница даже вскрикнула – она узнала свой дом на Тверской, который заваливают мешками с песком для защиты от бомбёжек! Это были эксклюзивные кадры хроники.

У нас есть и переброс в современность – финальные кадры сегодняшнего дня, когда идёт бессмертный полк в разных городах, и, поэтому, «Журавли» поёт «вечный» Бернес. Люди идут в разных одеждах, в разных городах, но фотографии, которые они несут – чёрно-белые. Их всех объединяет этот «полк». В этом – единение нации!

ЭВ: Ваше личное отношение к Празднику 9 Мая и к этому спектаклю?

Андрей Житинкин: Для нас с Юрием Соломиным – это не простые даты. Для меня, например, оба деда не вернулись с войны. Раньше, к 75-летию Победы я выпустил «Большая тройка (Ялта-45)», спектакль, который идёт несколько лет подряд, до сих пор, и на него ходят с интересом.

Спектакль «Летят журавли» о любви. И больше того, он связан с сегодняшней ситуацией, где всем понятно, что только любовь помогает выжить на войне, и не потерять себя. Даже наша девочка Вероника – героиня, которая запуталась, но потом обрела себя, свою любовь заново.

Эта пьеса для меня – и приношение нашим близким, дань их памяти тем, кто погиб. И потому финал здесь – это метафора памяти, что точно зафиксировано в последней мизансцене.

ЭВ: Что в работе с актёрами было для Вас особенно интересно?

Андрей Житинкин: Я специально перемешал здесь всех актёров – Мастеров, среди которых Народные: Людмила Полякова, Александр Клюквин, Владимир Носик, Светлана Аманова, Александр Вершинин, Людмила Титова; и Залуженные артисты: Екатерина Базарова, Варвара Андреева, – с начинающими, талантливыми молодыми. Для Варвары Шаталовой – ученицы Соломина, выпускницы Щепкинского ВУЗа – это первая главная роль! Серьёзное испытание! И я ей очень доволен – она, как маленькая «звёздочка» зажглась… Сыграла, как я очень хотел, юную девочку – Вернику, которой 18 лет. Потом она становится зрелой женщиной. Когда возвращается из эвакуации в Москву, мы видим уже другую Веронику. Эту эволюцию личности героини, – эта вчерашняя студентка-девочка – прожила!


Бориса, – очень честного, светлого, харизматичного человека, играет очень популярный в кино артист – Андрей Чернышов. Он в этом сезоне вернулся в свой Альма-матер. Он тоже закончил Щепкинский институт, много снимался в кино, его очень любят зрители, а в этом году вернулся в Малый театр. Когда-то он играл здесь в массовке. В этом спектакле – его дебют, как артиста, героя, – на сцене Малого! Сцены с ним очень яркие, и потому все о нём говорят. Я рад что он теперь с нами. Я люблю смешивать артистов всех возрастов и званий. И это проверка на прочность театра. Когда зал в конце встаёт и плачет, это дорогого стоит.

ЭВ: Что Вы ожидали от зрителя?

Андрей Житинкин: Зритель сейчас такой циничный, его не заставишь встать, если он не захочет. А здесь, он смотрит на фотографии в кадре, вдруг, встретиться кто-то свой… Среди московских домов на экране ищет свой… И вот эта вертикаль памяти для меня самое главное. Есть уроки истории, но, если нет эмоционального подключения, это бесполезно. А вот если зритель приходит по зову души… Посмотреть, посопереживать… У нас здесь на сцене стопроцентное психологическое проживание! Ни абсурда, ни авангарда… На наш спектакль можно прийти семьёй, и я рад, что приходит очень много молодёжи. Мы точно идём по пьесе, и для многих молодых сегодняшних – финал конфликта и его разрешение драматургом Виктором Розовым, будет откровением!


Многие, кто ставят эту пьесу, выбрасываю финальный монолог Вероники, а для меня он очень важен, – это самое главное! Мы специально держим героиню в луче, и она, прямо глядя зрителям в глаза, говорит: «И как мы будем жить?» Это связь с нашим временем, и зрители подключаются! Потому что, сейчас очень многие решают для себя вопрос «как жить?» И спектакль говорит одну бесхитростную вещь, – очень серьёзную, – что война никого не обойдёт, – она заденет каждого косвенно или не косвенно… Всё равно, война – это момент выбора истины.

Кажется, – простые слова. Но когда это на эмоциональном уровне, – это совсем другой объём! И я рад, что в нашем спектакле звучит и тема предательства, и тема трусости. Ведь всё было в войну. И я рад, что такие замечательные актёры, как Вершинин, который играет Марка, который струсил… Или Носик, что играет Чернова, который наживается на войне… Или Светлана Аманова, – играющая светскую диву, что приспосабливается к войне…

Спекулянтка Нюра – заслуженная артистка Екатерина Базарова, сделала из небольшой роли целую историю жизни! И неслучайно ей хлопают, как и главным героям.

ЭВ: А как приняли артисты Ваше предложение играть в спектакле?

Андрей Житинкин: Хотелось бы сказать об атмосфере Малого театра. В спектакле есть и большие, и маленькие роли, и главные. И когда я предлагал их – никто не отказался! Хотя многие снимаются, заняты, не могут по разным причинам… То, что ни один актёр не отказался играть в спектакле «Летят журавли», говорит о здоровье театра. И все работали настолько честно, не формально…


Когда-то я поставил в Театре Моссовета спектакль «Мой бедный Марат» к юбилейной дате, ставший потом культовым. Мне тогда сказали в дирекции: «Вот сыграете несколько раз, придут ветераны…» Я сказал: «Ни за что! Я так – не хочу». И мы этот спектакль играли больше 20 лет! Там тоже история любви, но она другая. Мы его играли, когда актёры перешли уже в другое возрастное качество! Там была такая подлинность чувств, что я даже на репетициях «Летят журавли» вспомнил этот спектакль, и сказал артистам, что мне важен театр, «обжигающий правдой». И актёры так подключились! Там не врёт никто. Даже в реквизите нет ни одной ошибки. Я думаю, что театр «обжигающий правдой» – это самое современное, самое уникальное, что может быть. Всем надоели уже экраны, компьютерная графика, инсталляции… Когда зритель невольно начинает плакать от того, что видит на сцене, переживать вместе с актёрами – это самое ценное!

ЭВ: Ваш личный акцент, посыл как художника – какой?

Андрей Житинкин: Чтобы не пропадала эта вертикаль. Мы привыкли каждый год отмечать Праздник День Победы. Народная память самая сильная. Война забирает молодых людей, и почему-то, самых лучших! Борис, по пьесе, самый талантливый! Только когда мы вместе, когда мы понимаем, ради чего приносится эта жертва, и как потом жить, – это вопрос сегодняшнего дня. Я своим режиссёрским посылом развернул в зал Веронику, чтобы она говорила об этом нам всем – глядя в глаза!

~~~

Театр осуществлял своё призвание – пробуждал душу и обращал её к Небу. И это получилось… Зал услышал, увидел, почувствовал то, что передавал этот спектакль – призыв к миру, любви, единению и сохранению нашей дорогой многострадальной земли и Родины.

Беседовала Нина Яхонтова

ЭВести, 12 мая 2023 года

Источник: https://e-vesti.ru/ru/andrej-zhitinkin-mne-vazhen-...


Дата публикации: 13.05.2023

В Малом Театре аплодисменты со слезами на глазах! Весь зрительный зал благодарил за премьеру спектакля «Летят журавли» стоя, бурно эмоционально, одаривая артистов множеством прекрасных букетов! Она прошла на главной сцене Малого 12 мая, в постановке режиссёра Андрея Житинкина, и посвящена празднику великой Победы!

Всё здесь было сильно, искренне, убедительно, интересно и современно; замечательный актёрский ансамбль, где рядом с Народными, естественно и органично дебютировали молодые таланты… Актёры ходили как по подиуму, символично поднятые как на пьедестал. Крутой угол пандуса был как некий край земли, – где все – как на одной планете, – и от всех нас зависит, сохраним мы нашу землю или нет?

Сценография – символично белая; с белой мебелью, абажуром, окнами и атмосферой дома. С изменением места действия, на сцене менялся и цвет, и свет, и белая атмосфера. Всё пространство дома семьи Бороздиных без стен, оно открыто в бесконечное голубое небесное пространство, в мир, где всё и все открыты перед Небом… совестью, жизнями, делами, устремлениями… Чередование квартирных сцен, где разворачивались судьбы героев и их переживания, с редкой, потрясающей военной хроникой, вызывали не только слезы, но и порождали чувство какого-то проникновенного единения всех присутствующих… здесь и сейчас.

О появлении на сцене этого трогающего сердца и души спектакля Э-Вести рассказывает режиссёр-постановщик Андрей Житинкин:

ЭВ: Андрей Альбертович, как появилась идея поставить спектакль «Летят журавли» по пьесе «Вечно живые» Виктора Розова?

Андрей Житинкин: Мы специально оставили название «Летят журавли», как в фильме Михаила Калатозова, который все помнят. Это был единственный русский фильм, который получил в своё время на Кинофестивале в Каннах Главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». Сценарий фильма, кстати, тоже был Виктора Розова. Для нас это – мировой бренд. Героев Розова – этой семьи потомственного врача Бороздина, начальника госпиталя, и историю Бориса, его сына, и любовь к Борису девочки-скульптора Вероники, весь мир узнал, благодаря советскому фильму. Я был потрясён, когда увидел, что на спектакль пришли иностранцы! Они даже смотрели без перевода! Это был хороший знак, потому что они знают это фильм. Один из них подошёл ко мне после спектакля и пожал руку, – он пришёл смотреть, зная название.

Когда мы с Юрием Мефодьевичем Соломиным обсуждали, какой взять спектакль ко Дню Победы, я ему честно сказал, что очень хочу поставить спектакль о войне, но не об окопах, а о том, как ломает война человеческие души. Он сказал: «Это замечательно!» И в нашем спектакле нет фронта, есть только хроника, как перенос места действия, где есть и Москва военного времени… Одна зрительница даже вскрикнула – она узнала свой дом на Тверской, который заваливают мешками с песком для защиты от бомбёжек! Это были эксклюзивные кадры хроники.

У нас есть и переброс в современность – финальные кадры сегодняшнего дня, когда идёт бессмертный полк в разных городах, и, поэтому, «Журавли» поёт «вечный» Бернес. Люди идут в разных одеждах, в разных городах, но фотографии, которые они несут – чёрно-белые. Их всех объединяет этот «полк». В этом – единение нации!

ЭВ: Ваше личное отношение к Празднику 9 Мая и к этому спектаклю?

Андрей Житинкин: Для нас с Юрием Соломиным – это не простые даты. Для меня, например, оба деда не вернулись с войны. Раньше, к 75-летию Победы я выпустил «Большая тройка (Ялта-45)», спектакль, который идёт несколько лет подряд, до сих пор, и на него ходят с интересом.

Спектакль «Летят журавли» о любви. И больше того, он связан с сегодняшней ситуацией, где всем понятно, что только любовь помогает выжить на войне, и не потерять себя. Даже наша девочка Вероника – героиня, которая запуталась, но потом обрела себя, свою любовь заново.

Эта пьеса для меня – и приношение нашим близким, дань их памяти тем, кто погиб. И потому финал здесь – это метафора памяти, что точно зафиксировано в последней мизансцене.

ЭВ: Что в работе с актёрами было для Вас особенно интересно?

Андрей Житинкин: Я специально перемешал здесь всех актёров – Мастеров, среди которых Народные: Людмила Полякова, Александр Клюквин, Владимир Носик, Светлана Аманова, Александр Вершинин, Людмила Титова; и Залуженные артисты: Екатерина Базарова, Варвара Андреева, – с начинающими, талантливыми молодыми. Для Варвары Шаталовой – ученицы Соломина, выпускницы Щепкинского ВУЗа – это первая главная роль! Серьёзное испытание! И я ей очень доволен – она, как маленькая «звёздочка» зажглась… Сыграла, как я очень хотел, юную девочку – Вернику, которой 18 лет. Потом она становится зрелой женщиной. Когда возвращается из эвакуации в Москву, мы видим уже другую Веронику. Эту эволюцию личности героини, – эта вчерашняя студентка-девочка – прожила!


Бориса, – очень честного, светлого, харизматичного человека, играет очень популярный в кино артист – Андрей Чернышов. Он в этом сезоне вернулся в свой Альма-матер. Он тоже закончил Щепкинский институт, много снимался в кино, его очень любят зрители, а в этом году вернулся в Малый театр. Когда-то он играл здесь в массовке. В этом спектакле – его дебют, как артиста, героя, – на сцене Малого! Сцены с ним очень яркие, и потому все о нём говорят. Я рад что он теперь с нами. Я люблю смешивать артистов всех возрастов и званий. И это проверка на прочность театра. Когда зал в конце встаёт и плачет, это дорогого стоит.

ЭВ: Что Вы ожидали от зрителя?

Андрей Житинкин: Зритель сейчас такой циничный, его не заставишь встать, если он не захочет. А здесь, он смотрит на фотографии в кадре, вдруг, встретиться кто-то свой… Среди московских домов на экране ищет свой… И вот эта вертикаль памяти для меня самое главное. Есть уроки истории, но, если нет эмоционального подключения, это бесполезно. А вот если зритель приходит по зову души… Посмотреть, посопереживать… У нас здесь на сцене стопроцентное психологическое проживание! Ни абсурда, ни авангарда… На наш спектакль можно прийти семьёй, и я рад, что приходит очень много молодёжи. Мы точно идём по пьесе, и для многих молодых сегодняшних – финал конфликта и его разрешение драматургом Виктором Розовым, будет откровением!


Многие, кто ставят эту пьесу, выбрасываю финальный монолог Вероники, а для меня он очень важен, – это самое главное! Мы специально держим героиню в луче, и она, прямо глядя зрителям в глаза, говорит: «И как мы будем жить?» Это связь с нашим временем, и зрители подключаются! Потому что, сейчас очень многие решают для себя вопрос «как жить?» И спектакль говорит одну бесхитростную вещь, – очень серьёзную, – что война никого не обойдёт, – она заденет каждого косвенно или не косвенно… Всё равно, война – это момент выбора истины.

Кажется, – простые слова. Но когда это на эмоциональном уровне, – это совсем другой объём! И я рад, что в нашем спектакле звучит и тема предательства, и тема трусости. Ведь всё было в войну. И я рад, что такие замечательные актёры, как Вершинин, который играет Марка, который струсил… Или Носик, что играет Чернова, который наживается на войне… Или Светлана Аманова, – играющая светскую диву, что приспосабливается к войне…

Спекулянтка Нюра – заслуженная артистка Екатерина Базарова, сделала из небольшой роли целую историю жизни! И неслучайно ей хлопают, как и главным героям.

ЭВ: А как приняли артисты Ваше предложение играть в спектакле?

Андрей Житинкин: Хотелось бы сказать об атмосфере Малого театра. В спектакле есть и большие, и маленькие роли, и главные. И когда я предлагал их – никто не отказался! Хотя многие снимаются, заняты, не могут по разным причинам… То, что ни один актёр не отказался играть в спектакле «Летят журавли», говорит о здоровье театра. И все работали настолько честно, не формально…


Когда-то я поставил в Театре Моссовета спектакль «Мой бедный Марат» к юбилейной дате, ставший потом культовым. Мне тогда сказали в дирекции: «Вот сыграете несколько раз, придут ветераны…» Я сказал: «Ни за что! Я так – не хочу». И мы этот спектакль играли больше 20 лет! Там тоже история любви, но она другая. Мы его играли, когда актёры перешли уже в другое возрастное качество! Там была такая подлинность чувств, что я даже на репетициях «Летят журавли» вспомнил этот спектакль, и сказал артистам, что мне важен театр, «обжигающий правдой». И актёры так подключились! Там не врёт никто. Даже в реквизите нет ни одной ошибки. Я думаю, что театр «обжигающий правдой» – это самое современное, самое уникальное, что может быть. Всем надоели уже экраны, компьютерная графика, инсталляции… Когда зритель невольно начинает плакать от того, что видит на сцене, переживать вместе с актёрами – это самое ценное!

ЭВ: Ваш личный акцент, посыл как художника – какой?

Андрей Житинкин: Чтобы не пропадала эта вертикаль. Мы привыкли каждый год отмечать Праздник День Победы. Народная память самая сильная. Война забирает молодых людей, и почему-то, самых лучших! Борис, по пьесе, самый талантливый! Только когда мы вместе, когда мы понимаем, ради чего приносится эта жертва, и как потом жить, – это вопрос сегодняшнего дня. Я своим режиссёрским посылом развернул в зал Веронику, чтобы она говорила об этом нам всем – глядя в глаза!

~~~

Театр осуществлял своё призвание – пробуждал душу и обращал её к Небу. И это получилось… Зал услышал, увидел, почувствовал то, что передавал этот спектакль – призыв к миру, любви, единению и сохранению нашей дорогой многострадальной земли и Родины.

Беседовала Нина Яхонтова

ЭВести, 12 мая 2023 года

Источник: https://e-vesti.ru/ru/andrej-zhitinkin-mne-vazhen-...


Дата публикации: 13.05.2023