Новости

ШАРИКОВ: НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО

Сам факт премьеры «Собачьего сердца» в столичном Малом театре – уже явление интересное. Консервативный Малый всегда делает ставку на классику: Островский, Тургенев, Гоголь... А тут вдруг Булгаков с Шариковым.

Еще интереснее было перед спектаклем прочитать аннотацию на сайте театра и в программке: «Всем нам известен замечательный фильм Владимира Бортко, вышедший в 1988 году и точно попавший в контекст политических и социальных изменений, происходивших тогда в нашей стране, под названием «Перестройка», – говорит режиссер спектакля Алексей Дубровский. – Однако прошло почти 35 лет и многие акценты во взгляде на произведение сместились. Восприятие сложного времени 20-х годов перестало быть однобоким и прямолинейным».

По задумке режиссера, профессор Преображенский не только гениальный врач и мудрый интеллигент с богатым жизненным опытом, но и хапуга, неплохо устроившийся при большевиках, которые жаждали всеобщей справедливости. В спектакле Филип Филипычу пациенты суют в карманы деньги. Но в Малом театре все-таки не принято слишком сильно отрываться от оригинала – кажется, это и спасло булгаковский дух.

Зрители реагируют не на попытки усомниться в порядочности профессора и не на попытки представить Шарикова как жертву «неоднозначного» Филип Филипыча, а на крылатые булгаковские фразы, которые многие действительно помнят по экранизации с великим Евстигнеевым. В этом смысле великий Василий Бочкарев, к 80-летию которого и поставили «Собачье сердце» (именно он играет Преображенского в спектакле), все-таки проигрывает.

Антураж спектакля – красная пролетарская Россия, жаждущая нового мира. Акцент на революционные песни и красные флаги должен был сделать и Швондера с активистами домкома своего рода мейнстрим-персонажами. Но и этого не происходит. Казалось бы, на личность замахнулись сами создатели постановки, но она все равно оказывается сильнее.

"Собеседник", №6 2023


Дата публикации: 26.02.2023

Сам факт премьеры «Собачьего сердца» в столичном Малом театре – уже явление интересное. Консервативный Малый всегда делает ставку на классику: Островский, Тургенев, Гоголь... А тут вдруг Булгаков с Шариковым.

Еще интереснее было перед спектаклем прочитать аннотацию на сайте театра и в программке: «Всем нам известен замечательный фильм Владимира Бортко, вышедший в 1988 году и точно попавший в контекст политических и социальных изменений, происходивших тогда в нашей стране, под названием «Перестройка», – говорит режиссер спектакля Алексей Дубровский. – Однако прошло почти 35 лет и многие акценты во взгляде на произведение сместились. Восприятие сложного времени 20-х годов перестало быть однобоким и прямолинейным».

По задумке режиссера, профессор Преображенский не только гениальный врач и мудрый интеллигент с богатым жизненным опытом, но и хапуга, неплохо устроившийся при большевиках, которые жаждали всеобщей справедливости. В спектакле Филип Филипычу пациенты суют в карманы деньги. Но в Малом театре все-таки не принято слишком сильно отрываться от оригинала – кажется, это и спасло булгаковский дух.

Зрители реагируют не на попытки усомниться в порядочности профессора и не на попытки представить Шарикова как жертву «неоднозначного» Филип Филипыча, а на крылатые булгаковские фразы, которые многие действительно помнят по экранизации с великим Евстигнеевым. В этом смысле великий Василий Бочкарев, к 80-летию которого и поставили «Собачье сердце» (именно он играет Преображенского в спектакле), все-таки проигрывает.

Антураж спектакля – красная пролетарская Россия, жаждущая нового мира. Акцент на революционные песни и красные флаги должен был сделать и Швондера с активистами домкома своего рода мейнстрим-персонажами. Но и этого не происходит. Казалось бы, на личность замахнулись сами создатели постановки, но она все равно оказывается сильнее.

"Собеседник", №6 2023


Дата публикации: 26.02.2023