Неизвестные ранее рукописи Александра Островского показали в Малом театре участникам творческой лаборатории. Ее организовали к 200-летию со дня рождения драматурга. С подробностями – Мария Трофимова.
В специальной библиотеке хранятся режиссерские и суфлерские экземпляры всех пьес, которые когда-либо ставились в Малом театре. Сюда, в архив, тексты поступали и поступают до сих пор только с подписью автора. Автографом он свидетельствует, что одобрил рукопись для сцены. Так из 48 пьес Островского в Малом ставили все.
Вот "В чужом пиру похмелье". Её классик написал специально для любимого актера Прова Садовского.
"Видите какая изношенность? Это говорит о том, что ей очень-очень много лет. Вот: "Предоставляю сию пьесу Прову Михайловичу Садовскому для бенефиса. Автор А. Островский". Эти экземпляры считались подлинными, потому как цензор обязательно расписывался, и ставилась даже печать", – рассказала заведующая специальной библиотекой Малого театра Ольга Бубнова.
Эти экземпляры никогда не демонстрируют публике. Ремарки, поправки, купюры, которых в текстах очень много, – ещё не исследованный пласт сценической реальности, в которой творил Островский.
"Во-первых, читки были не один раз, и эти читки проводил сам Островский-автор, с актерами. Это была как режиссура. Он им давал тон", – отметила Ольга Бубнова.
Его любимым местом в театре были кулисы. Оттуда писатель слушал, как его слова проживают актеры, как реагирует зал. Тут же мог изменить фразу.
"Монолог героя в пьесе "На всякого мудреца довольно простоты". У него фраза есть: "Вы будете горько сожалеть об этом". Мы открываем режиссерский экземпляр, суфлёрский, и там эта фраза зачеркнута. Есть другой вариант фразы: "И вы мне дорого за это заплатите". Видимо, у кого-то из актёров это звучало убедительнее. Островский спокойно сделал ему такой вариант. И такого очень много по всем текстам пьес", – поделился заместитель начальника Музейно-информационного центра Малого театра, кандидат искусствоведения Ярослав Седов.
Знакомство с рукописями – часть большого проекта "Островский lab", который организовал Центральный дом актера имени Яблочкиной к 200-летию драматурга, объединив ведущие театры страны. В течение двух месяцев молодые специалисты – сценографы, критики, актеры – из разных городов примут участие во всех главных мероприятиях, посвященных классику.
Неизвестные ранее рукописи Александра Островского показали в Малом театре участникам творческой лаборатории. Ее организовали к 200-летию со дня рождения драматурга. С подробностями – Мария Трофимова.
В специальной библиотеке хранятся режиссерские и суфлерские экземпляры всех пьес, которые когда-либо ставились в Малом театре. Сюда, в архив, тексты поступали и поступают до сих пор только с подписью автора. Автографом он свидетельствует, что одобрил рукопись для сцены. Так из 48 пьес Островского в Малом ставили все.
Вот "В чужом пиру похмелье". Её классик написал специально для любимого актера Прова Садовского.
"Видите какая изношенность? Это говорит о том, что ей очень-очень много лет. Вот: "Предоставляю сию пьесу Прову Михайловичу Садовскому для бенефиса. Автор А. Островский". Эти экземпляры считались подлинными, потому как цензор обязательно расписывался, и ставилась даже печать", – рассказала заведующая специальной библиотекой Малого театра Ольга Бубнова.
Эти экземпляры никогда не демонстрируют публике. Ремарки, поправки, купюры, которых в текстах очень много, – ещё не исследованный пласт сценической реальности, в которой творил Островский.
"Во-первых, читки были не один раз, и эти читки проводил сам Островский-автор, с актерами. Это была как режиссура. Он им давал тон", – отметила Ольга Бубнова.
Его любимым местом в театре были кулисы. Оттуда писатель слушал, как его слова проживают актеры, как реагирует зал. Тут же мог изменить фразу.
"Монолог героя в пьесе "На всякого мудреца довольно простоты". У него фраза есть: "Вы будете горько сожалеть об этом". Мы открываем режиссерский экземпляр, суфлёрский, и там эта фраза зачеркнута. Есть другой вариант фразы: "И вы мне дорого за это заплатите". Видимо, у кого-то из актёров это звучало убедительнее. Островский спокойно сделал ему такой вариант. И такого очень много по всем текстам пьес", – поделился заместитель начальника Музейно-информационного центра Малого театра, кандидат искусствоведения Ярослав Седов.
Знакомство с рукописями – часть большого проекта "Островский lab", который организовал Центральный дом актера имени Яблочкиной к 200-летию драматурга, объединив ведущие театры страны. В течение двух месяцев молодые специалисты – сценографы, критики, актеры – из разных городов примут участие во всех главных мероприятиях, посвященных классику.