В спектакле Алексея Дубровского остро передано время, принесшее людям много надежд и впоследствии столь же много разочарований. Оно во всем: в высокой башне Татлина – проекте памятника интернационалу – чаянии объединения всех и каждого. В кабинете прославленного ученого, «волшебника, мага и кудесника» профессора Преображенского (Василий Бочкарев), занимающегося наукой и поглощенного экспериментами, в дверь которого уже бесцеремонно стучатся новоявленные хозяева, жаждущие завладеть квартирой ученого.
Многоголосый хор солдат, матросов и женщин в красных косынках поет революционные песни. Грубый и напористый Швондер (Михаил Мартьянов) одновременно напоминает отца-основателя Красной армии Льва Троцкого и большевика Якова Свердлова. Идут перемены, профессор их остро ощущает. Не рад он им совсем, но сделать практически ничего невозможно, разве что уехать… «Певуны» поют, калоши пропадают, свет гаснет с незавидной регулярностью, а ковры с парадной лестницы убраны на долгие годы вперед.
Но уезжать не хочется. Профессор умен, ироничен и проницателен. Его коллега и ассистент доктор Борменталь (Игорь Петренко) сдержан, любознателен, внутренне очень собран. Изящные дамы Дарья Петровна (Алена Охлупина) и Зинаида (Мария Кривенцева) празднично и даже торжественно накрывают на стол, ибо профессор знает толк не только в науке, но и в жизненных удовольствиях. Но наука прежде всего, поэтому бродячий пес Шарик (Владимир Тяптушкин) будет превращен в человека. И человек этот – Полиграф Полиграфович Шариков – тоже попадет под влияние времени. У Шарика и Шарикова (Тяптушкин играет обе роли) абсолютно разные характеры: милый, хитроватый пес превращается в человека грубого, наглого и неблагодарного. Напрасны попытки профессора и Борменталя перевоспитать это «существо». Шариков считает себя хозяином мира и собирается «все поделить».
Профессор успел вовремя спохватиться – на одного Шарикова стало меньше, и осознал, что человек не должен брать на себя функции творца. Но время несется вперед вместе с вихрем матросского «Яблочка», людей в кожанках с маузерами, солдат с винтовками и штыками. Много горя и бед оно еще принесет.
Марина Абрамова, "Театральная афиша Москвы", февраль 2023 года
В спектакле Алексея Дубровского остро передано время, принесшее людям много надежд и впоследствии столь же много разочарований. Оно во всем: в высокой башне Татлина – проекте памятника интернационалу – чаянии объединения всех и каждого. В кабинете прославленного ученого, «волшебника, мага и кудесника» профессора Преображенского (Василий Бочкарев), занимающегося наукой и поглощенного экспериментами, в дверь которого уже бесцеремонно стучатся новоявленные хозяева, жаждущие завладеть квартирой ученого.
Многоголосый хор солдат, матросов и женщин в красных косынках поет революционные песни. Грубый и напористый Швондер (Михаил Мартьянов) одновременно напоминает отца-основателя Красной армии Льва Троцкого и большевика Якова Свердлова. Идут перемены, профессор их остро ощущает. Не рад он им совсем, но сделать практически ничего невозможно, разве что уехать… «Певуны» поют, калоши пропадают, свет гаснет с незавидной регулярностью, а ковры с парадной лестницы убраны на долгие годы вперед.
Но уезжать не хочется. Профессор умен, ироничен и проницателен. Его коллега и ассистент доктор Борменталь (Игорь Петренко) сдержан, любознателен, внутренне очень собран. Изящные дамы Дарья Петровна (Алена Охлупина) и Зинаида (Мария Кривенцева) празднично и даже торжественно накрывают на стол, ибо профессор знает толк не только в науке, но и в жизненных удовольствиях. Но наука прежде всего, поэтому бродячий пес Шарик (Владимир Тяптушкин) будет превращен в человека. И человек этот – Полиграф Полиграфович Шариков – тоже попадет под влияние времени. У Шарика и Шарикова (Тяптушкин играет обе роли) абсолютно разные характеры: милый, хитроватый пес превращается в человека грубого, наглого и неблагодарного. Напрасны попытки профессора и Борменталя перевоспитать это «существо». Шариков считает себя хозяином мира и собирается «все поделить».
Профессор успел вовремя спохватиться – на одного Шарикова стало меньше, и осознал, что человек не должен брать на себя функции творца. Но время несется вперед вместе с вихрем матросского «Яблочка», людей в кожанках с маузерами, солдат с винтовками и штыками. Много горя и бед оно еще принесет.
Марина Абрамова, "Театральная афиша Москвы", февраль 2023 года