Новости

РАЗРУХА СНОВА В ГОЛОВАХ

22 ноября народному артисту России Василию Ивановичу Бочкареву исполнилось 80 лет. Настоящим подарком юбиляру и крайней премьерой уходящего года в Малом театре стала постановка "Собачьего сердца" по знаменитой повести Михаила Булгакова. В спектакле Василий Иванович играет профессора Преображенского. На эту роль его пригласил режиссер Алексей Дубровский (это его пятая режиссерская работа на сцене Малого театра).

С первых минут действие напоминает об эпохе великого слома - победным маршем красноармейцев:

На бой нас давно вызывает

Буржуй, враг, царящий повсюду;

Пусть красное знамя собой означает

Идею рабочего люда.

И с красными флагами на спирали знаменитой башни Татлина подбедно поднимутся враги буржуев в солдатских шинелях и провозгласят победу революции. И затем эта огромная башня-пружина будет трансформироваться у нас на глазах в течение спектакля - то в кабинет высокого кремлевского начальника, то в старорежимную профессорскую квартиру, то в операционную... И невзначай напоминать — то ли стартующую ракету, то ли вавилонскую, то ли пизанскую конструкцию...

Василий Бочкарев, играющий профессора Преображенского, тонко и виртуозно рисует образ старого московского интеллигента. Он, конечно же, будет скорбеть о том, что "пропал калабуховский дом", что исчезают галоши из подъезда, нарастает разруха в головах людей... О всем том, что уже стало крылатыми фразами благодаря многочисленным постановкам и знаменитому фильму Владимира Бортко "Собачье сердце". Преображенский Бочкарева более "профессор" - классичен и сух по сравнению с жизнелюбивым героем Евгения Евстигнеева. Он верит только в "дело", отрицая сами условия игры в "новую жизнь", хотя при этом и пользуется некоторыми приемами (вроде звонка высокому покровителю).

Достойными партнерами Бочкарева в спектакле стали Игорь Петренко (скромный доктор Борменталь), Виктор Низовой (важный Нарком), Михаил Мартьянов (наглый Швондер), а также Владимир Носик (швейцар Фёдор), Александр Ермаков (пациент). Наконец, главное открытие - молодой артист театра Владимир Тяптушкин, играющий сначала собаку, а потом Полиграфа Полиграфовича Шарикова.С первых сцен поражает невероятная пластичность актера, изображающего животное как создание симпатичное и милое, хоть и беспардонное. Шарик первого действия забавен и смешон своими повадками, но во втором действии, когда он "роднится" с Климом Чугункиным, становится неприятен и даже страшен.

- Мы сделали акцент в спектакле именно на собаке, - говорит Владимир Тяптушкин. - На то, что нельзя идти против природы и невозможно превратить животное в человека. Когда в природу Шарика вмешивается натура

Клима Чугункина, бесстрашного авантюриста, от Шарика мало что остается. Вдумайтесь в само название - "Собачье сердце". Оно очень многогранное. С одной стороны, это вроде какой-то негатив. С другой - это верность, чистая душа, что-то великое, очень редкое в наше время.

- Кстати, в чем виноват Шарик? - рассуждает артист. - Он выживал как мог. Ну, взял профессор бедную собачку к себе, сделал операцию, в результате жизнь пса поменялась... Внутри него две сущности. Шарик, по сути, жертва. И это в нем Клим Чугункин так яростно защищается. Сам добрый Шарик не стал бы так агрессивно завоевывать себе место под солнцем.

Может, потому зритель почувствует особую энергию этого спектакля, решенного не как злая социальная сатира, а скорее, как мягкое напоминание о главных человеческих ценностях, в том числе, о "братьях меньших". Вполне современную идею о том, что Шарик — жертва системы, поддерживает и режиссер спектакля и автор инсценировки Алексей Дубровский:

- Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу, - говорит режиссер. - Всем нам известен замечательный фильм Владимира Бортко, вышедший в 1988 году и точно попавший в контекст политических и социальных изменений, происходивших тогда в нашей стране, под названием "Перестройка". Однако прошло почти 35 лет и многие акценты во взгляде на произведение сместились.

Восприятие того сложного времени 20-х годов перестало быть однобоким и прямолинейным. Ведь у каждого тогда была своя правда. Да и сам герой повести, пёс Шарик, впоследствии превращённый в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представляется сегодня не антагонистом, а жертвой. Недаром из его уст неоднократно звучит фраза: "Разве я просил мне операцию делать?".

Профессор Преображенский, весьма неплохо и с большим достатком проживавший при большевиках, продолжает Дубровский, приподнял ту самую "завесу", зашёл слишком далеко и совсем не отдавал себе отчёт, куда приведёт его эта ошибка. А ошибка заключалась не в личности Клима Чугункина, чей мозг вставили Шарику, а в целесообразности операции как таковой. Ибо по словам самого профессора: "Зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?".

А невероятно "вкусную" сценографию, наполненную вещами и звуками уходящей эпохи, придумала и осуществила художник Мария Утробина. Полгода работала художница над тем, чтобы сошлись все паззлы в этом многослойном пироге:


- Я долго думала, как соединить эти два московских мира - мир социальный, новый, революционный и старорежимный мир уходящей эпохи, - говорит Утробина. - И поняла, что соединяющим образом является именно башня Татлина. Конечно, преобразованная под сценические задания.... Причем перекошенная — как пизанская. Она вроде бы летит и одновременно падает.... Как стык времен эпохи — мы знаем, какие события происходили в то страшное время. Это как символ стремления людей в некое светлое будущее, которое мы знаем, чем закончилось... Время набирания высоты и время падения. И наши герои взаимодействуют с ней на разных уровнях.

- Это была сложная история, - продолжает Мария Утробина. - Мы конструировали эту металлическую конструкцию три месяца. Ведь надо было продумать, как ее собирать и разбирать. Там же три этажа и еще лестница внутри. С помощью света и поворотов мы решали задачу изменения ее образа в течение спектакля. Но мы справились.

Наталья Боброва, Ревизор.ру, 20 декабря 2022 года

https://rewizor.ru/theatre/reviews/razruha-snova-v...


Дата публикации: 20.12.2022

22 ноября народному артисту России Василию Ивановичу Бочкареву исполнилось 80 лет. Настоящим подарком юбиляру и крайней премьерой уходящего года в Малом театре стала постановка "Собачьего сердца" по знаменитой повести Михаила Булгакова. В спектакле Василий Иванович играет профессора Преображенского. На эту роль его пригласил режиссер Алексей Дубровский (это его пятая режиссерская работа на сцене Малого театра).

С первых минут действие напоминает об эпохе великого слома - победным маршем красноармейцев:

На бой нас давно вызывает

Буржуй, враг, царящий повсюду;

Пусть красное знамя собой означает

Идею рабочего люда.

И с красными флагами на спирали знаменитой башни Татлина подбедно поднимутся враги буржуев в солдатских шинелях и провозгласят победу революции. И затем эта огромная башня-пружина будет трансформироваться у нас на глазах в течение спектакля - то в кабинет высокого кремлевского начальника, то в старорежимную профессорскую квартиру, то в операционную... И невзначай напоминать — то ли стартующую ракету, то ли вавилонскую, то ли пизанскую конструкцию...

Василий Бочкарев, играющий профессора Преображенского, тонко и виртуозно рисует образ старого московского интеллигента. Он, конечно же, будет скорбеть о том, что "пропал калабуховский дом", что исчезают галоши из подъезда, нарастает разруха в головах людей... О всем том, что уже стало крылатыми фразами благодаря многочисленным постановкам и знаменитому фильму Владимира Бортко "Собачье сердце". Преображенский Бочкарева более "профессор" - классичен и сух по сравнению с жизнелюбивым героем Евгения Евстигнеева. Он верит только в "дело", отрицая сами условия игры в "новую жизнь", хотя при этом и пользуется некоторыми приемами (вроде звонка высокому покровителю).

Достойными партнерами Бочкарева в спектакле стали Игорь Петренко (скромный доктор Борменталь), Виктор Низовой (важный Нарком), Михаил Мартьянов (наглый Швондер), а также Владимир Носик (швейцар Фёдор), Александр Ермаков (пациент). Наконец, главное открытие - молодой артист театра Владимир Тяптушкин, играющий сначала собаку, а потом Полиграфа Полиграфовича Шарикова.С первых сцен поражает невероятная пластичность актера, изображающего животное как создание симпатичное и милое, хоть и беспардонное. Шарик первого действия забавен и смешон своими повадками, но во втором действии, когда он "роднится" с Климом Чугункиным, становится неприятен и даже страшен.

- Мы сделали акцент в спектакле именно на собаке, - говорит Владимир Тяптушкин. - На то, что нельзя идти против природы и невозможно превратить животное в человека. Когда в природу Шарика вмешивается натура

Клима Чугункина, бесстрашного авантюриста, от Шарика мало что остается. Вдумайтесь в само название - "Собачье сердце". Оно очень многогранное. С одной стороны, это вроде какой-то негатив. С другой - это верность, чистая душа, что-то великое, очень редкое в наше время.

- Кстати, в чем виноват Шарик? - рассуждает артист. - Он выживал как мог. Ну, взял профессор бедную собачку к себе, сделал операцию, в результате жизнь пса поменялась... Внутри него две сущности. Шарик, по сути, жертва. И это в нем Клим Чугункин так яростно защищается. Сам добрый Шарик не стал бы так агрессивно завоевывать себе место под солнцем.

Может, потому зритель почувствует особую энергию этого спектакля, решенного не как злая социальная сатира, а скорее, как мягкое напоминание о главных человеческих ценностях, в том числе, о "братьях меньших". Вполне современную идею о том, что Шарик — жертва системы, поддерживает и режиссер спектакля и автор инсценировки Алексей Дубровский:

- Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу, - говорит режиссер. - Всем нам известен замечательный фильм Владимира Бортко, вышедший в 1988 году и точно попавший в контекст политических и социальных изменений, происходивших тогда в нашей стране, под названием "Перестройка". Однако прошло почти 35 лет и многие акценты во взгляде на произведение сместились.

Восприятие того сложного времени 20-х годов перестало быть однобоким и прямолинейным. Ведь у каждого тогда была своя правда. Да и сам герой повести, пёс Шарик, впоследствии превращённый в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представляется сегодня не антагонистом, а жертвой. Недаром из его уст неоднократно звучит фраза: "Разве я просил мне операцию делать?".

Профессор Преображенский, весьма неплохо и с большим достатком проживавший при большевиках, продолжает Дубровский, приподнял ту самую "завесу", зашёл слишком далеко и совсем не отдавал себе отчёт, куда приведёт его эта ошибка. А ошибка заключалась не в личности Клима Чугункина, чей мозг вставили Шарику, а в целесообразности операции как таковой. Ибо по словам самого профессора: "Зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?".

А невероятно "вкусную" сценографию, наполненную вещами и звуками уходящей эпохи, придумала и осуществила художник Мария Утробина. Полгода работала художница над тем, чтобы сошлись все паззлы в этом многослойном пироге:


- Я долго думала, как соединить эти два московских мира - мир социальный, новый, революционный и старорежимный мир уходящей эпохи, - говорит Утробина. - И поняла, что соединяющим образом является именно башня Татлина. Конечно, преобразованная под сценические задания.... Причем перекошенная — как пизанская. Она вроде бы летит и одновременно падает.... Как стык времен эпохи — мы знаем, какие события происходили в то страшное время. Это как символ стремления людей в некое светлое будущее, которое мы знаем, чем закончилось... Время набирания высоты и время падения. И наши герои взаимодействуют с ней на разных уровнях.

- Это была сложная история, - продолжает Мария Утробина. - Мы конструировали эту металлическую конструкцию три месяца. Ведь надо было продумать, как ее собирать и разбирать. Там же три этажа и еще лестница внутри. С помощью света и поворотов мы решали задачу изменения ее образа в течение спектакля. Но мы справились.

Наталья Боброва, Ревизор.ру, 20 декабря 2022 года

https://rewizor.ru/theatre/reviews/razruha-snova-v...


Дата публикации: 20.12.2022