На исторической сцене Малого театра — знаменитая «Женитьба Фигаро». Текст Бомарше, написанный в 1784-м, последний раз звучал в стенах Малого сто лет назад, хотя в досоветский период пьеса возвращалась сюда четырежды. В далеком 1920 году Сюзанну играла Вера Пашенная, Марселину — Елена Лешковская, а Керубино — юная тогда еще Елена Гоголева. Легенды!
Сегодня главную роль в премьерном спектакле Малого театра исполняет народный артист России Глеб Подгородинский, его соперника графа Альмавиву играет заслуженный артист России Андрей Чубченко. Роль Марселины досталась народной артистке России Алене Охлупиной. Графиню играет Александра Иванова, Сюзанну — Ольга Плешкова. А образ севильского врача Бартоло, оказавшегося отцом балагура и весельчака Фигаро, — народный артист России Валерий Афанасьев.
Забегая вперед, скажу, что ощущение от спектакля создается двойственное. И не потому, что театральная память хранит образ блистательного Фигаро — Миронова в Театре сатиры. Не потому, что спектакль Марка Захарова с Лазаревым и Певцовым, Захаровой и Щукиной являлся для многих десятилетиями любимой постановкой по Бомарше.
В Малом театре возникает чувство, что постановщик «Женитьбы Фигаро» Владимир Драгунов так и не смог до конца определиться с жанром. Само стремление выделиться из общего ряда комедий, «уйдя в ее глубину», вовсе не плохо. Но в данном случае движение от традиционной водевильности в сторону — нет, не патетики, но чего-то слишком уж серьезного понизило градус искрометности и праздничности, за которую «Женитьбу Фигаро» так любят зрители. Глубокомысленных социальных пьес у нас на театре пруд пруди, а вот настоящего чистого праздника не хватает. Да и не так-то просто организовать его, этот самый праздник, для зрителя, много чего на своем театральном веку повидавшего.
На «Женитьбе Фигаро» в какие-то моменты делается скучновато, словно шампанское отстоялось и пузырьки выветрились. Возможно, тому виной сдержанность светового решения. Возможно, явный недостаток веселой музыки.
А ведь по жанру «Женитьба Фигаро» тяготеет более к фарсу, чем к драме. Зрители в спектакле от артистов ждут вершин актерской импровизации, ну, или хотя бы видимости импровизации как хорошо отрепетированного действия. Но этого здесь нет.
Удачей «Женитьбы Фигаро», безусловно, является актерская работа заслуженного артиста России А. Чубченко – графа Альмавивы. Актер появляется и буквально заполняет собой пространство. Внутренняя мощь, ироничность, тонкость, отсутствие игры в «поддавки» убеждают с первых минут, что образ губернатора Андалусии достоен на равных конкурировать с легендарным Альмавивой Александра Ширвиндта, ничуть не уступая. Хотя он совсем другой.
Что касается Фигаро — Подгородинского, то тут все не столь однозначно. Глеб Подгородинский очень убедителен в сцене центрального монолога, требующего известной серьезности. Но в других местах, где хочется веселой подвижности, стремительности, какой-то «шарнирности» персонажа, артист уже не столь хорош: чувствуется статичность, которая, возможно, опять-таки продиктована задачей, поставленной режиссером перед хорошим артистом.
Что касается женщин, то они откровенно разочаровали. Сюзанне — О. Плешковой недостает женского кокетства и легкости в ее роли. Актриса, наверное, изумительно смотрелась бы в образе Маргариты в булгаковском «Мастере…», но ее Сюзанна выглядит излишне холодноватой и отстраненной. Да и графине — А. И. Ивановой не хватает теплоты: ее заменил налет страдания. Создается ощущение, что актрисы играют драму, а не комедию.
Зато прекрасна Марселина в исполнении народной артистки России А. И. Охлупиной. Охлупина делает ключницу Марселину не похожей ни на одну из тех, что зритель видел ранее. Яркая, скандальная, любящая, манипулирующая, заботливая – в Марселине есть все, каждое проявление ее характера оказывается к месту. Охлупина обращает на себя внимание с первых шагов, как, кстати, и народный артист России В. А. Афанасьев, создающий образ противоречивого и глубокого доктора Бартоло. И еще В. А. Афанасьев является автором и исполнителем песен в спектакле.
Так что, если «Женитьбу Фигаро» в Малом театре вы еще не видели и ждете от нее всепобеждающего безумного веселья, то вам точно не сюда. Здесь будет совсем иное – серьезное, социальное, вдумчивое, порой вызывающее улыбку, с продолжительным послевкусием сочного текста Бомарше.
Хотя, возможно, именно такой «Фигаро» кому-то и понравится.
Елена Булова, "Московская правда", 8 декабря 2022 года
На исторической сцене Малого театра — знаменитая «Женитьба Фигаро». Текст Бомарше, написанный в 1784-м, последний раз звучал в стенах Малого сто лет назад, хотя в досоветский период пьеса возвращалась сюда четырежды. В далеком 1920 году Сюзанну играла Вера Пашенная, Марселину — Елена Лешковская, а Керубино — юная тогда еще Елена Гоголева. Легенды!
Сегодня главную роль в премьерном спектакле Малого театра исполняет народный артист России Глеб Подгородинский, его соперника графа Альмавиву играет заслуженный артист России Андрей Чубченко. Роль Марселины досталась народной артистке России Алене Охлупиной. Графиню играет Александра Иванова, Сюзанну — Ольга Плешкова. А образ севильского врача Бартоло, оказавшегося отцом балагура и весельчака Фигаро, — народный артист России Валерий Афанасьев.
Забегая вперед, скажу, что ощущение от спектакля создается двойственное. И не потому, что театральная память хранит образ блистательного Фигаро — Миронова в Театре сатиры. Не потому, что спектакль Марка Захарова с Лазаревым и Певцовым, Захаровой и Щукиной являлся для многих десятилетиями любимой постановкой по Бомарше.
В Малом театре возникает чувство, что постановщик «Женитьбы Фигаро» Владимир Драгунов так и не смог до конца определиться с жанром. Само стремление выделиться из общего ряда комедий, «уйдя в ее глубину», вовсе не плохо. Но в данном случае движение от традиционной водевильности в сторону — нет, не патетики, но чего-то слишком уж серьезного понизило градус искрометности и праздничности, за которую «Женитьбу Фигаро» так любят зрители. Глубокомысленных социальных пьес у нас на театре пруд пруди, а вот настоящего чистого праздника не хватает. Да и не так-то просто организовать его, этот самый праздник, для зрителя, много чего на своем театральном веку повидавшего.
На «Женитьбе Фигаро» в какие-то моменты делается скучновато, словно шампанское отстоялось и пузырьки выветрились. Возможно, тому виной сдержанность светового решения. Возможно, явный недостаток веселой музыки.
А ведь по жанру «Женитьба Фигаро» тяготеет более к фарсу, чем к драме. Зрители в спектакле от артистов ждут вершин актерской импровизации, ну, или хотя бы видимости импровизации как хорошо отрепетированного действия. Но этого здесь нет.
Удачей «Женитьбы Фигаро», безусловно, является актерская работа заслуженного артиста России А. Чубченко – графа Альмавивы. Актер появляется и буквально заполняет собой пространство. Внутренняя мощь, ироничность, тонкость, отсутствие игры в «поддавки» убеждают с первых минут, что образ губернатора Андалусии достоен на равных конкурировать с легендарным Альмавивой Александра Ширвиндта, ничуть не уступая. Хотя он совсем другой.
Что касается Фигаро — Подгородинского, то тут все не столь однозначно. Глеб Подгородинский очень убедителен в сцене центрального монолога, требующего известной серьезности. Но в других местах, где хочется веселой подвижности, стремительности, какой-то «шарнирности» персонажа, артист уже не столь хорош: чувствуется статичность, которая, возможно, опять-таки продиктована задачей, поставленной режиссером перед хорошим артистом.
Что касается женщин, то они откровенно разочаровали. Сюзанне — О. Плешковой недостает женского кокетства и легкости в ее роли. Актриса, наверное, изумительно смотрелась бы в образе Маргариты в булгаковском «Мастере…», но ее Сюзанна выглядит излишне холодноватой и отстраненной. Да и графине — А. И. Ивановой не хватает теплоты: ее заменил налет страдания. Создается ощущение, что актрисы играют драму, а не комедию.
Зато прекрасна Марселина в исполнении народной артистки России А. И. Охлупиной. Охлупина делает ключницу Марселину не похожей ни на одну из тех, что зритель видел ранее. Яркая, скандальная, любящая, манипулирующая, заботливая – в Марселине есть все, каждое проявление ее характера оказывается к месту. Охлупина обращает на себя внимание с первых шагов, как, кстати, и народный артист России В. А. Афанасьев, создающий образ противоречивого и глубокого доктора Бартоло. И еще В. А. Афанасьев является автором и исполнителем песен в спектакле.
Так что, если «Женитьбу Фигаро» в Малом театре вы еще не видели и ждете от нее всепобеждающего безумного веселья, то вам точно не сюда. Здесь будет совсем иное – серьезное, социальное, вдумчивое, порой вызывающее улыбку, с продолжительным послевкусием сочного текста Бомарше.
Хотя, возможно, именно такой «Фигаро» кому-то и понравится.
Елена Булова, "Московская правда", 8 декабря 2022 года