Спектакль «Петр I» по мотивам произведений Дмитрия Мережковского и Фридриха Горенштейна прошел в рамках образовательной программы «По страницам истории», которая стала в Малом театре уже традиционной.
Когда прикасаешься к настоящей литературе, то замечаешь, что какие-то события, эстапы в нашей истории повторяются, - говорит режиссер Владимир Драгунов. - Так и с этим материалом — пьесой Мережковского, с которой меня познакомил Борис Николаевич Любимов. Было странно, что эта пьеса оказалась не очень востребованной. А ведь там немало параллелей и ассоциаций с сегодняшним днем. Особенно в отношениях Европы и России.
Об этом и многом другом зашла речь после спектакля о в Новом Щепкинском фойе. Там прошла встреча творческой группы со студентами нескольких вузов Москвы. Зам.худрука Малого театра Борис Любимов рассказал о материале, который лег в основу спектакля, об историческом и биографическом контексте написанных Дмитрием Мережковским произведений. Режиссер Владимир Драгунов поделился тем, как создавал инсценировку, что добавил в образы героев Мережковского, как был создан образ корабля-чрева, художником-постановщиком Марией Утробиной, во многом определивший игру актеров. И особенно подчеркнул актуальность темы.Ведь личность самого неординарного и неоднозначного в российской истории самодержца на знаменитой сцене появилась вовсе не случайно. Премьера спектакля «Петр I» по мотивам пьесы Дмитрия Мережковского «Царевич Алексей» и его романа «Антихрист. Пётр и Алексей», а также пьесы Фридриха Горенштейна «Детоубийца» состоялась год назад. Тогда уже театр посвятил эту работу 350-летию Петра I, которое отмечается в этом году, и 300-летию провозглашения России империей
Напомним, что в репертуаре Малого театра всегда были «царские» спектакли, посвященные сложным историческим периодам: от «Юрия Милославского» Александра Шаховского 1831 года, пушкинского «Бориса Годунова», трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» до спектакля «И аз воздам» о последних днях жизни Николая II, которого играл Юрий Соломин, до «Смуты» Владимира Мединского.
Да и трагическая пара – император Петр Первый и царевич Алексей – не раз появлялась на сцене Малого. На сей раз создатели спектакля пытаются осмыслить конфликт отца и сына не как чисто семейную драму (у плодовитого Петра, кстати, было десять детей!), а как столкновение различных идей, укладов жизни и мировоззрений.
Как мы помним из школьного учебника, Петр Первый проводит стальной дланью реформы, рубит отчаянно «окно в Европу», превращая отсталую страну в европейскую державу. А его отпрыску- рохле, любезна посконная старина. Как бы ради страны отец-садист губит сына-истерика, подвергая его издевательствам и пыткам, доводит до смерти (причина которой до сих пор не ясна историкам).
Спектакль получился жесткий, нервный, с неудобными вопросами, которые могут возникнуть у зрителя, но все-таки - в традициях и рамках академического театра. То есть с безупречной игрой актеров, с дикцией и лаконичной сценографией Марии Утробиной. Пусть без особых открытий для любознательного зрителя, но весьма познавательный для молодого поколения, которое и ходит в этот театр. В роли Петра темпераментен и убедителен Андрей Чубченко, в роли слабого царевича Алексея - мягкий и пластичный, будто пластилиновый, Станислав Сошников. И артистам, кстати, пришлось «отдуваться» на встрече за поведение своих неоднозначных героев — у пытливых студентов возникло к ним немало острых вопросов. Что понятно — ведь загадка гения Петра I до сих пор не открыта...
Наталья Боброва
Спектакль «Петр I» по мотивам произведений Дмитрия Мережковского и Фридриха Горенштейна прошел в рамках образовательной программы «По страницам истории», которая стала в Малом театре уже традиционной.
Когда прикасаешься к настоящей литературе, то замечаешь, что какие-то события, эстапы в нашей истории повторяются, - говорит режиссер Владимир Драгунов. - Так и с этим материалом — пьесой Мережковского, с которой меня познакомил Борис Николаевич Любимов. Было странно, что эта пьеса оказалась не очень востребованной. А ведь там немало параллелей и ассоциаций с сегодняшним днем. Особенно в отношениях Европы и России.
Об этом и многом другом зашла речь после спектакля о в Новом Щепкинском фойе. Там прошла встреча творческой группы со студентами нескольких вузов Москвы. Зам.худрука Малого театра Борис Любимов рассказал о материале, который лег в основу спектакля, об историческом и биографическом контексте написанных Дмитрием Мережковским произведений. Режиссер Владимир Драгунов поделился тем, как создавал инсценировку, что добавил в образы героев Мережковского, как был создан образ корабля-чрева, художником-постановщиком Марией Утробиной, во многом определивший игру актеров. И особенно подчеркнул актуальность темы.Ведь личность самого неординарного и неоднозначного в российской истории самодержца на знаменитой сцене появилась вовсе не случайно. Премьера спектакля «Петр I» по мотивам пьесы Дмитрия Мережковского «Царевич Алексей» и его романа «Антихрист. Пётр и Алексей», а также пьесы Фридриха Горенштейна «Детоубийца» состоялась год назад. Тогда уже театр посвятил эту работу 350-летию Петра I, которое отмечается в этом году, и 300-летию провозглашения России империей
Напомним, что в репертуаре Малого театра всегда были «царские» спектакли, посвященные сложным историческим периодам: от «Юрия Милославского» Александра Шаховского 1831 года, пушкинского «Бориса Годунова», трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» до спектакля «И аз воздам» о последних днях жизни Николая II, которого играл Юрий Соломин, до «Смуты» Владимира Мединского.
Да и трагическая пара – император Петр Первый и царевич Алексей – не раз появлялась на сцене Малого. На сей раз создатели спектакля пытаются осмыслить конфликт отца и сына не как чисто семейную драму (у плодовитого Петра, кстати, было десять детей!), а как столкновение различных идей, укладов жизни и мировоззрений.
Как мы помним из школьного учебника, Петр Первый проводит стальной дланью реформы, рубит отчаянно «окно в Европу», превращая отсталую страну в европейскую державу. А его отпрыску- рохле, любезна посконная старина. Как бы ради страны отец-садист губит сына-истерика, подвергая его издевательствам и пыткам, доводит до смерти (причина которой до сих пор не ясна историкам).
Спектакль получился жесткий, нервный, с неудобными вопросами, которые могут возникнуть у зрителя, но все-таки - в традициях и рамках академического театра. То есть с безупречной игрой актеров, с дикцией и лаконичной сценографией Марии Утробиной. Пусть без особых открытий для любознательного зрителя, но весьма познавательный для молодого поколения, которое и ходит в этот театр. В роли Петра темпераментен и убедителен Андрей Чубченко, в роли слабого царевича Алексея - мягкий и пластичный, будто пластилиновый, Станислав Сошников. И артистам, кстати, пришлось «отдуваться» на встрече за поведение своих неоднозначных героев — у пытливых студентов возникло к ним немало острых вопросов. Что понятно — ведь загадка гения Петра I до сих пор не открыта...
Наталья Боброва