После выхода картины «Спортлото-82» миллионы зрителей влюбились в обаятельную блондинку Светлану Аманову. В этом году народная артистка отметила 40-летний юбилей служения в Малом театре.
– Можно сказать, что роль в картине «Спортлото-82» 40 лет назад стала моей визитной карточкой, – делится Светлана Геннадьевна. – Сняться у Леонида Гайдая – это выиграть лотерейный билет. Я вспоминаю Леонида Иовича с бесконечной благодарностью и нежностью. В жизни Гайдай мало улыбался, но знал секрет, как делать настоящие комедии. В «Спортлото-82» я снималась еще студенткой училища им. Щепкина, мастерская Михаила Ивановича Царева. У нас на курсе были выдающиеся педагоги: Римма Гавриловна Солнцева, Леонид Ефимович Хейфец, Борис Маркович Казанский, который работал с Михаилом Чеховым (ученик Константина Станиславского. – прим. «Антенны»). Первого сентября мы услышали от них: «Театры переполнены. Артисты никому не нужны…» Наверно, это было сказано, чтобы нас немного отрезвить. Думаю, каждому вскружило голову, что он прошел огромный конкурс, его выбрали из большого количества абитуриентов… Кстати, эти слова до сих пор актуальны. Вы нигде не найдете сейчас объявления: требуются артисты. Педагоги нас подводили к тому, с чем придется столкнуться в реальной жизни. Многие поступающие думают, что актерская профессия радужная и красивая. Уверены, что будут востребованы всегда, станут сниматься в сериалах и получать за это большие деньги. На самом деле за этим стоят огромные проблемы и тяжелый труд. После вуза важно суметь найти свое место в театре и кино, своего режиссера, попасть в правильную команду. Многое должно сложиться, чтобы состояться в профессии.
Несколько лет я была председателем экзаменационной комиссии в Щепкинском училище, смотрела дипломные спектакли и оценивала актерские работы. Несмотря на то что ребят обучали одни и те же педагоги, уровень понимания профессии у всех разный. Нельзя предугадать, как сложится жизнь выпускника. Бывает такое, что отличники остаются не у дел, а добиваются успеха другие. Многое зависит от амплуа: где-то нужны герои, где-то – характерные артисты и т. д. Наша профессия очень субъективна. Мы всю жизнь должны кому-то нравиться, нас все время выбирают, оценивают. Необходимо обладать силой воли, чтобы выдержать этот прессинг и не сойти с ума. Многие обыватели думают, что актеры в основном раскрепощенные, свободные, наглые. Зачастую в жизни это застенчивые, скромные люди. Не всегда сценический и экранный образ совпадает с жизненным. После просмотра фильма зрители иногда воспринимают артистов как своих знакомых, к которым можно обратиться по-панибратски. Актер имеет право на личное пространство. Неприятно, когда оно нарушается. Раньше я переживала, чувствовала неловкость, когда со мной такое происходило. Со временем стала относиться к этому проще.
Вот уже 40 лет верой и правдой я служу в Малом театре. Не представляю другой сцены, где могла бы столько лет проработать. Я счастлива, что моя творческая судьба сложилась именно так, а не иначе. Выпускалась из театрального училища с амплуа лирической героини. Театр дал мне возможность проявиться и в характерных ролях, и в драматических, и в комедийных. Пригодились и мои музыкальные способности. В спектакле «Восемь любящих женщин» я играю на скрипке в «оркестрике». В детстве я закончила школу-семилетку им. Гнесиных по классу скрипки. В спектакле «Женитьба Бальзаминова» я исполняю романсы. Театр, конечно, требует полной отдачи и не прощает легковерного отношения. После успеха в фильме Гайдая у меня было много предложений сниматься, но я не могла позволить себе длительные съемочные периоды и экспедиции. Придя в театр, я сразу была плотно задействована в репертуаре: вводы, репетиции, выпуск премьер. Театр стал для меня приоритетом. Много спектаклей играла в одном составе. Даже взять бюллетень не могла себе позволить, приходилось играть с температурой. Со сломанной рукой в гипсе выходила к зрителям! Выражение, что «сцена лечит» проверила на себе. Действительно, на сцене температура была нормальная, голос появлялся, если была простужена. Видимо, организм максимально мобилизуется, и хворь уходит на какое-то время. Правда, на следующий день – разбитая и сил нет, но это уже неважно. Главное – спектакль отыграла, театр не подвела.
Для меня актерство – познание себя. Каждая новая роль дает возможность открыть в себе черты характера, казалось бы, тебе не свойственные, преодолеть какие-то комплексы. Мне дороги все мои персонажи, в каждого вложена частичка души. Есть знаковые роли. Например, Лена в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», где я прихожу к отцу и сообщаю ему, что выхожу замуж за журналиста. И через некоторое время после съемок фильма я вышла замуж именно за журналиста. Вот такое совпадение! Но жизнь не состоит из подсчета сыгранных ролей. Она намного интереснее и разнообразнее. Я люблю путешествовать, открывать для себя новые места. Люблю море и плавать, плавать, плавать… Семья, дом, общение с друзьями, книги – хватает дел, забот и проблем. У меня собака – йоркширский терьер, который выгуливает меня в любую погоду, заставляет много ходить пешком, и я этому очень рада. Движение – жизнь, надо двигаться, не останавливаться на достигнутом и идти дальше!
Лиза Барская, «Антенна-Телесемь», №44, 2022
После выхода картины «Спортлото-82» миллионы зрителей влюбились в обаятельную блондинку Светлану Аманову. В этом году народная артистка отметила 40-летний юбилей служения в Малом театре.
– Можно сказать, что роль в картине «Спортлото-82» 40 лет назад стала моей визитной карточкой, – делится Светлана Геннадьевна. – Сняться у Леонида Гайдая – это выиграть лотерейный билет. Я вспоминаю Леонида Иовича с бесконечной благодарностью и нежностью. В жизни Гайдай мало улыбался, но знал секрет, как делать настоящие комедии. В «Спортлото-82» я снималась еще студенткой училища им. Щепкина, мастерская Михаила Ивановича Царева. У нас на курсе были выдающиеся педагоги: Римма Гавриловна Солнцева, Леонид Ефимович Хейфец, Борис Маркович Казанский, который работал с Михаилом Чеховым (ученик Константина Станиславского. – прим. «Антенны»). Первого сентября мы услышали от них: «Театры переполнены. Артисты никому не нужны…» Наверно, это было сказано, чтобы нас немного отрезвить. Думаю, каждому вскружило голову, что он прошел огромный конкурс, его выбрали из большого количества абитуриентов… Кстати, эти слова до сих пор актуальны. Вы нигде не найдете сейчас объявления: требуются артисты. Педагоги нас подводили к тому, с чем придется столкнуться в реальной жизни. Многие поступающие думают, что актерская профессия радужная и красивая. Уверены, что будут востребованы всегда, станут сниматься в сериалах и получать за это большие деньги. На самом деле за этим стоят огромные проблемы и тяжелый труд. После вуза важно суметь найти свое место в театре и кино, своего режиссера, попасть в правильную команду. Многое должно сложиться, чтобы состояться в профессии.
Несколько лет я была председателем экзаменационной комиссии в Щепкинском училище, смотрела дипломные спектакли и оценивала актерские работы. Несмотря на то что ребят обучали одни и те же педагоги, уровень понимания профессии у всех разный. Нельзя предугадать, как сложится жизнь выпускника. Бывает такое, что отличники остаются не у дел, а добиваются успеха другие. Многое зависит от амплуа: где-то нужны герои, где-то – характерные артисты и т. д. Наша профессия очень субъективна. Мы всю жизнь должны кому-то нравиться, нас все время выбирают, оценивают. Необходимо обладать силой воли, чтобы выдержать этот прессинг и не сойти с ума. Многие обыватели думают, что актеры в основном раскрепощенные, свободные, наглые. Зачастую в жизни это застенчивые, скромные люди. Не всегда сценический и экранный образ совпадает с жизненным. После просмотра фильма зрители иногда воспринимают артистов как своих знакомых, к которым можно обратиться по-панибратски. Актер имеет право на личное пространство. Неприятно, когда оно нарушается. Раньше я переживала, чувствовала неловкость, когда со мной такое происходило. Со временем стала относиться к этому проще.
Вот уже 40 лет верой и правдой я служу в Малом театре. Не представляю другой сцены, где могла бы столько лет проработать. Я счастлива, что моя творческая судьба сложилась именно так, а не иначе. Выпускалась из театрального училища с амплуа лирической героини. Театр дал мне возможность проявиться и в характерных ролях, и в драматических, и в комедийных. Пригодились и мои музыкальные способности. В спектакле «Восемь любящих женщин» я играю на скрипке в «оркестрике». В детстве я закончила школу-семилетку им. Гнесиных по классу скрипки. В спектакле «Женитьба Бальзаминова» я исполняю романсы. Театр, конечно, требует полной отдачи и не прощает легковерного отношения. После успеха в фильме Гайдая у меня было много предложений сниматься, но я не могла позволить себе длительные съемочные периоды и экспедиции. Придя в театр, я сразу была плотно задействована в репертуаре: вводы, репетиции, выпуск премьер. Театр стал для меня приоритетом. Много спектаклей играла в одном составе. Даже взять бюллетень не могла себе позволить, приходилось играть с температурой. Со сломанной рукой в гипсе выходила к зрителям! Выражение, что «сцена лечит» проверила на себе. Действительно, на сцене температура была нормальная, голос появлялся, если была простужена. Видимо, организм максимально мобилизуется, и хворь уходит на какое-то время. Правда, на следующий день – разбитая и сил нет, но это уже неважно. Главное – спектакль отыграла, театр не подвела.
Для меня актерство – познание себя. Каждая новая роль дает возможность открыть в себе черты характера, казалось бы, тебе не свойственные, преодолеть какие-то комплексы. Мне дороги все мои персонажи, в каждого вложена частичка души. Есть знаковые роли. Например, Лена в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», где я прихожу к отцу и сообщаю ему, что выхожу замуж за журналиста. И через некоторое время после съемок фильма я вышла замуж именно за журналиста. Вот такое совпадение! Но жизнь не состоит из подсчета сыгранных ролей. Она намного интереснее и разнообразнее. Я люблю путешествовать, открывать для себя новые места. Люблю море и плавать, плавать, плавать… Семья, дом, общение с друзьями, книги – хватает дел, забот и проблем. У меня собака – йоркширский терьер, который выгуливает меня в любую погоду, заставляет много ходить пешком, и я этому очень рада. Движение – жизнь, надо двигаться, не останавливаться на достигнутом и идти дальше!
Лиза Барская, «Антенна-Телесемь», №44, 2022