23 октября 2022 года на основной сцене Малого Театра с большим успехом прошёл премьерный спектакль режиссёра Андрея Житинкина – «Большая тройка (Ялта-45)» по пьесе шведского драматурга Лукаса Свенссона.
Эта постановка отметила открытие ХХ Международного Театрального форума «Золотой Витязь», актуально резонируя с вызовами, стоящими перед Россией сегодня.
На сцене мы видим трёх великих исторических персонажей – Черчилля, Сталина и Рузвельта, – лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции, которые встретились для решения важнейшего мирового вопроса – победы над фашисткой Германией.
Что происходило за кулисами такого глобального мероприятия как Ялтинская конференция союзных держав 1945 года?
Эта тайна приоткрывается нам как история страстей героев, которую великолепно разыгрывали замечательные актёры Малого Театра.
Они общались, переживали, размышляли, оставались наедине с собой, своими слугами, сомнениями, страданиями, слабостями и болячками. Здесь зритель проникал в тайники их душ и умов… Здесь они решали судьбы истории и её народов на фоне интерьеров Воронцовского дворца в Алупке, напоминающих иконостасный триптих.
В проёме его центральной части открывалось бесконечное, как сама жизнь, синее море и небо над ним… То ночное, – с густыми мрачными тучами, то дневное – голубое и глубокое, полное света надежды и мира, в белых плывущих облаках… Оно виделось нам символом единства – земного и небесного миров, – взаимопроникающей их связи.
Что вдохновило Андрея Альбертовича взяться за этот непростой материал, читателям Э-Вести рассказывает режиссёр:
ЭВ: Как вы нашли эту пьесу?
А.А. Житинкин: Совершенно неожиданно! Мы в театре долго искали небанальный материал к 75-летию Победы. И вдруг, появилась пьеса шведского драматурга, профессора Лукаса Свенссона. Имея возможность поработать в западных архивах, он открыл для нас много нового. И теперь зритель может видеть то, что никогда не видел – закулисную часть переговоров. И это тоже театр! Нам показалось интересным, что шведский драматург совершенно беспристрастен, наверное, потому что Швеция не участвовала во Второй мировой войне. Мне важно, чтобы зритель стал соучастников ялтинских событий и мог эмоционально к ним подключиться.
Поразительно, что сегодня спектакль звучит по-другому и высветились совершенно новые смыслы. Я даже предупредил актёров, чтобы они не удивлялись реакции публики и аплодисментам в неожиданных местах.
ЭВ: Что вдохновило на постановку такой необычной для Вас темы?
А.А. Житинкин: Захотелось показать внутреннюю мотивацию поступков каждого из лидеров.
Это был выход невероятного напряжения; Сталин, Черчилль и Рузвельт – каждый тянул в свою сторону, и наш спектакль начинается с хорошей фразы: «Все думали, что переговоры на грани срыва!»
Мы показываем то, чего зритель никогда не увидит – бессонные ночи… и, конечно, мучительные поиски выхода. Каждый думал о своей огромной стране! Для нас это были, прежде всего, – немолодые, очень больные люди, и зрители видят на сцене то, чего они не ожидали (!) Все привыкли к образу наших плакатных героев, на красивых фотографиях, с выстроенными мизансценами… А, здесь они показаны ночью, когда их никто не видит, – прорабатывают то, что они будут говорить завтра. А завтра – всё происходит по-другому. И опять они заходят в тупик. Но!.. У нас есть доминанта и мы посвятили спектакль Юбилею Победы, потому что тогда они, всё-таки, договорились. Победа нужна была всем, и эта тройка обеспечила мир на земле.
ЭВ: Чем обусловлен был выбор актёров?
А.А. Житинкин: Я могу сказать, что без замечательных первоклассных актёров, – наших первачей – этой гордости малого Театра: Сталин – Василий Бочкарёв, Черчилль – Валерий Афанасьев, Рузвельт – Владимир Носик. Всё это – наша тяжёлая артиллерия – народные артисты! Без них спектакль не получился бы столь убедительным, каким был задуман, о чём я пишу и в своей новой книге «Приключения режиссера». Для них – это всё не простые вещи, потому что они – дети войны!
И когда возникла идея, первое, что хочется сказать, и это удивительно, они все согласились, и все очень серьёзно работали, несмотря на то, что нам мешала пандемия. Ушёл народный артист России Борис Клюев, который до этого репетировал Рузвельта, но будучи ещё жив, передал роль Владимиру Носику… Много чего мешало. Но я рад, что всё получилось и я счастлив, что у нас на спектакле очень много молодёжи.
Скажу не популярную вещь: нам было удивительно, – мы даже с Юрием Соломиным говорили об этом, – что мало кто из драматических театров, в Москве (!) – откликнулся на эту юбилейную дату. Представляете, как быстро всё забывается!
ЭВ: В чём вы видите актуальность «Большой тройки» сегодня?
А.А. Житинкин: Я могу сказать, что даже актёры старшего поколения поражены тому, что очень многие зрители после просмотра снова приходят и приводят своих друзей. Поскольку люди привыкли, что юбилейные даты – это достаточно формальные вещи, – а это очень жёсткий спектакль, энергетически заряженный (!). Они неожиданно для себя выходят по его окончании под большим впечатлением.
Актёрам интересно было найти поток сознания героев спектакля и самое главное, что он идёт на одном дыхании – без антракта Там много пластов и, кроме этой тройки «монстров», есть еще простые солдаты – потрясающая кинохроника! На кадрах они идут в грязи, совершенно уставшие, без сил и это изображение наслаивается на титанов государств, которые в данном случае берут на себя ответственность за раздел мира.
ЭВ: С какими трудностями пришлось встретиться в такой работе и в чём Ваш оригинальный подход?
А.А. Житинкин: Конечно, провести такой спектакль было непросто, но все цеха были брошены на это. Зритель видит очень сложную конструкцию. На плунжерах выезжают наши представители государств. Это ещё и машинерия, свет, звук, видеографика… Театр не пожалел ни средств, ни сил. На сцене были лучшие актёры!
Самое главное для нас – искренность. Сейчас уже перестают играть – что-то произносят в микрофон… Уже почти нет перевоплощения в образы! Я попросил играть актёров без грима, чтобы был момент отстранения. Конечно, время внесло свои коррективы, и есть уже определённое отношение к этим образам: неоднозначные они все – и Сталин, и Черчилль, и Рузвельт. Мы никого не обеляем и никого не очерняем. Мы даём объективную картину, и вот эту дистанцию даёт существование без грима.
Актёры, как бы, улавливают поток сознания героев. Здесь абсолютно этнографические костюмы – всё очень точно, но при этом они не претендуют на портретное сходство. Да и зачем? Самое главное – темперамент мысли!
Зал долго аплодировал стоя…
Зрители почувствовали себя сопричастными этому великому «моменту» истории. Все выходили из театра под сильным впечатлением, делясь друг с другом и вспоминая то великое прошлое, к которому имела отношение каждая наша семья, и в которое нас погрузила сегодня «Большая тройка». Здесь было над чем задуматься и за что быть благодарным.
Беседу вела Нина Яхонтова
Источник: http://www.e-vesti.ru/ru/bolshaya-trojka-na-istori...
23 октября 2022 года на основной сцене Малого Театра с большим успехом прошёл премьерный спектакль режиссёра Андрея Житинкина – «Большая тройка (Ялта-45)» по пьесе шведского драматурга Лукаса Свенссона.
Эта постановка отметила открытие ХХ Международного Театрального форума «Золотой Витязь», актуально резонируя с вызовами, стоящими перед Россией сегодня.
На сцене мы видим трёх великих исторических персонажей – Черчилля, Сталина и Рузвельта, – лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции, которые встретились для решения важнейшего мирового вопроса – победы над фашисткой Германией.
Что происходило за кулисами такого глобального мероприятия как Ялтинская конференция союзных держав 1945 года?
Эта тайна приоткрывается нам как история страстей героев, которую великолепно разыгрывали замечательные актёры Малого Театра.
Они общались, переживали, размышляли, оставались наедине с собой, своими слугами, сомнениями, страданиями, слабостями и болячками. Здесь зритель проникал в тайники их душ и умов… Здесь они решали судьбы истории и её народов на фоне интерьеров Воронцовского дворца в Алупке, напоминающих иконостасный триптих.
В проёме его центральной части открывалось бесконечное, как сама жизнь, синее море и небо над ним… То ночное, – с густыми мрачными тучами, то дневное – голубое и глубокое, полное света надежды и мира, в белых плывущих облаках… Оно виделось нам символом единства – земного и небесного миров, – взаимопроникающей их связи.
Что вдохновило Андрея Альбертовича взяться за этот непростой материал, читателям Э-Вести рассказывает режиссёр:
ЭВ: Как вы нашли эту пьесу?
А.А. Житинкин: Совершенно неожиданно! Мы в театре долго искали небанальный материал к 75-летию Победы. И вдруг, появилась пьеса шведского драматурга, профессора Лукаса Свенссона. Имея возможность поработать в западных архивах, он открыл для нас много нового. И теперь зритель может видеть то, что никогда не видел – закулисную часть переговоров. И это тоже театр! Нам показалось интересным, что шведский драматург совершенно беспристрастен, наверное, потому что Швеция не участвовала во Второй мировой войне. Мне важно, чтобы зритель стал соучастников ялтинских событий и мог эмоционально к ним подключиться.
Поразительно, что сегодня спектакль звучит по-другому и высветились совершенно новые смыслы. Я даже предупредил актёров, чтобы они не удивлялись реакции публики и аплодисментам в неожиданных местах.
ЭВ: Что вдохновило на постановку такой необычной для Вас темы?
А.А. Житинкин: Захотелось показать внутреннюю мотивацию поступков каждого из лидеров.
Это был выход невероятного напряжения; Сталин, Черчилль и Рузвельт – каждый тянул в свою сторону, и наш спектакль начинается с хорошей фразы: «Все думали, что переговоры на грани срыва!»
Мы показываем то, чего зритель никогда не увидит – бессонные ночи… и, конечно, мучительные поиски выхода. Каждый думал о своей огромной стране! Для нас это были, прежде всего, – немолодые, очень больные люди, и зрители видят на сцене то, чего они не ожидали (!) Все привыкли к образу наших плакатных героев, на красивых фотографиях, с выстроенными мизансценами… А, здесь они показаны ночью, когда их никто не видит, – прорабатывают то, что они будут говорить завтра. А завтра – всё происходит по-другому. И опять они заходят в тупик. Но!.. У нас есть доминанта и мы посвятили спектакль Юбилею Победы, потому что тогда они, всё-таки, договорились. Победа нужна была всем, и эта тройка обеспечила мир на земле.
ЭВ: Чем обусловлен был выбор актёров?
А.А. Житинкин: Я могу сказать, что без замечательных первоклассных актёров, – наших первачей – этой гордости малого Театра: Сталин – Василий Бочкарёв, Черчилль – Валерий Афанасьев, Рузвельт – Владимир Носик. Всё это – наша тяжёлая артиллерия – народные артисты! Без них спектакль не получился бы столь убедительным, каким был задуман, о чём я пишу и в своей новой книге «Приключения режиссера». Для них – это всё не простые вещи, потому что они – дети войны!
И когда возникла идея, первое, что хочется сказать, и это удивительно, они все согласились, и все очень серьёзно работали, несмотря на то, что нам мешала пандемия. Ушёл народный артист России Борис Клюев, который до этого репетировал Рузвельта, но будучи ещё жив, передал роль Владимиру Носику… Много чего мешало. Но я рад, что всё получилось и я счастлив, что у нас на спектакле очень много молодёжи.
Скажу не популярную вещь: нам было удивительно, – мы даже с Юрием Соломиным говорили об этом, – что мало кто из драматических театров, в Москве (!) – откликнулся на эту юбилейную дату. Представляете, как быстро всё забывается!
ЭВ: В чём вы видите актуальность «Большой тройки» сегодня?
А.А. Житинкин: Я могу сказать, что даже актёры старшего поколения поражены тому, что очень многие зрители после просмотра снова приходят и приводят своих друзей. Поскольку люди привыкли, что юбилейные даты – это достаточно формальные вещи, – а это очень жёсткий спектакль, энергетически заряженный (!). Они неожиданно для себя выходят по его окончании под большим впечатлением.
Актёрам интересно было найти поток сознания героев спектакля и самое главное, что он идёт на одном дыхании – без антракта Там много пластов и, кроме этой тройки «монстров», есть еще простые солдаты – потрясающая кинохроника! На кадрах они идут в грязи, совершенно уставшие, без сил и это изображение наслаивается на титанов государств, которые в данном случае берут на себя ответственность за раздел мира.
ЭВ: С какими трудностями пришлось встретиться в такой работе и в чём Ваш оригинальный подход?
А.А. Житинкин: Конечно, провести такой спектакль было непросто, но все цеха были брошены на это. Зритель видит очень сложную конструкцию. На плунжерах выезжают наши представители государств. Это ещё и машинерия, свет, звук, видеографика… Театр не пожалел ни средств, ни сил. На сцене были лучшие актёры!
Самое главное для нас – искренность. Сейчас уже перестают играть – что-то произносят в микрофон… Уже почти нет перевоплощения в образы! Я попросил играть актёров без грима, чтобы был момент отстранения. Конечно, время внесло свои коррективы, и есть уже определённое отношение к этим образам: неоднозначные они все – и Сталин, и Черчилль, и Рузвельт. Мы никого не обеляем и никого не очерняем. Мы даём объективную картину, и вот эту дистанцию даёт существование без грима.
Актёры, как бы, улавливают поток сознания героев. Здесь абсолютно этнографические костюмы – всё очень точно, но при этом они не претендуют на портретное сходство. Да и зачем? Самое главное – темперамент мысли!
Зал долго аплодировал стоя…
Зрители почувствовали себя сопричастными этому великому «моменту» истории. Все выходили из театра под сильным впечатлением, делясь друг с другом и вспоминая то великое прошлое, к которому имела отношение каждая наша семья, и в которое нас погрузила сегодня «Большая тройка». Здесь было над чем задуматься и за что быть благодарным.
Беседу вела Нина Яхонтова
Источник: http://www.e-vesti.ru/ru/bolshaya-trojka-na-istori...