Весной 1876 г. известный провинциальный актер Александр Ленский дебютировал на сцене Малого театра, и через несколько лет стал не только столичной знаменитостью, но и первым драматическим «героем- любовником» России. «Он давал тон и моду» для всех русских первых «любовников». «Его поза, его жест, его гримы делались "традицией"». С сезона 1888 г. Ленский был великолепным исполнителем комедийных и характерных ролей, а вершиной творчества стала трагическая роль епископа Николаса в «Борьбе за престол»Г. Ибсена, «роль удивительной силы и красоты».
Ленский поражал не только феноменальной актерской техникой. Талант Ленского был универсальным, на редкость многогранным и гармоничным. Гениальный актер и режиссер-новатор, блестящий художник-рисовалыцик и живописец, скульптор, сценограф, макетчик, художник-гример, выдающийся театральный педагог, писатель и теоретик сценического искусства.
Ленский родился в Кишиневе 1 (13) октября 1847 г. Внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина и англичанки, примадонны итальянской оперы Ольги Вервициотти, гастролировавшей в России, был записан «великобританским подданным» и получил фамилию матери. Только в 1877 г. А. П. Ленский написал прошение о переводе его в русское подданство.
Фигура Александра Ленского окружена многочисленными тайнами и загадками, многие из которых до конца не разгаданы. Так, например, у Ленского был сводный брат по отцу знаменитый русский философ Николай Федорович Федоров (1829-1903), тоже внебрачный сын князя П.И.Гагарина от дворянской девицы Елизаветы Ивановны Макаровой. До сих пор неизвестно, встречались ли в жизни великий русский актер и родоначальник русского космизма, библиотекарь Румянцевского музея.
Маленький Саша жил с отцом и матерью в имении Сасово Тамбовской губернии. Мать скончалась, и Саша с отцом переехали в Москву. Отец разорился, и Саша Вервициотти с 1858 г. воспитывался в семье известного трагика Малого театра Корнелия Николаевича Полтавцева, который был женат на сводной сестре Ленского. Полтавцев не одобрял творческих увлечений мальчика, который жил в этой семье «в качестве сироты без роду и племени» и использовался «на побегушках».
Сценический псевдоним Александр взял по фамилии Дмитрия Тимофеевича Ленского, известного актера Малого театра и драматурга ХIХв., в водевиле которого он сыграл свою первую роль в любительском спектакле «Час в тюрьме, или Еще в чужом пиру похмелье».
В 1865 г. Ленский поехал во Владимир, где жила его сестра по отцу законная дочь князя. Зинаида Павловна Гагарина, в замужестве Тришатная, ставшая ангелом-хранителем Ленского. Она благословила юношу на служение сцене.
10 лет Ленский выступал в провинциальных театрах (Владимир, Нижний Новгород, Самара, Муром, Саратов, Казань, Астрахань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса).
В начале 80-х гг. XIX века Ленский пережил сильное любовное увлечение московской красавицей Верой Ивановной Фирсановой, дочерью купца-миллионера. Из-за несчастной любви Ленский переехал в Петербург и два года, с апреля 1882 г.по февраль 1884 г., выступал на сцене Александринского театра. Эта история даже стала предметом любовного романа «Современная драма» (М., 1884). Автор этого романа — Синее Домино (псевдоним писательницы и журналистки А. И. Соколовой матери Власа Дорошевича).
В 1897 г. Александр Павлович Ленский и его вторая жена с 1886 г. Лидия Николаевна, урожденная баронесса Корф, написали прошение с просьбой сделать псевдоним артиста настоящей фамилией семьи, которое было высочайше утверждено.
Александр Павлович Ленский создал богатую галерею характеров и жизненных типов, его сценические образы поражали тончайшей филигранной отделкой. Среди ролей-шедевров: светский ловелас Дон Жуан («Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера), нежный и поэтический Гамлет; блестящий Петруччио; жизнерадостный, искрометный Бенедикт («Гамлет», «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего» У.Шекспира), холеный любовный авантюрист Паратов; умный и злой Глумов и глупый, напыщенный, важный барин Мамаев; жизнерадостный жуир Лавр Мироныч Прибытков; ленивый сибарит, старый холостяк Лыняев («Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты», «Последняя жертва», «Волки и овцы» А. Н. Островского), мыслитель и пламенный борец Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» К.Гуцкого), сластолюбивый барин Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), великолепный светский негодяй Пропорьев; элегантный стареющий бонвиван князь Дубецкой; пламенный патриот Анания Глаха («Цепи», «Закат», «Измена» А И. Сумбатова), злобный человеконенавистник епископ Николас («Борьба за престол») Г.Ибсена...
Отличительные черты творчества Ленского: глубина и полнота перевоплощения в образ, естественность, простота лиризм и мягкость актерской манеры, сильный и тонкий юмор, огромный темперамент и вдохновение и необычайная легкость исполнения, благородство и артистизм игры. Ленский был мастером слова мимики, грима костюмировки, жеста, движения По свидетельству С. И Дурылина, «.Ленский поражал совершенно особой пластикой речи. Его сценическое слово было не только живописно, но и скульптурно».
Многие современники отмечали внешнюю красоту Ленского. У него были огромные светлые голубые глаза, то томные и задумчивые, то лучистые и сверкающие, густые волнистые волосы серебристо-пепельного цвета, чарующий певучий высокий голос, бархатная речь, громадное обаяние, тонкий художественный, литературный, музыкальный вкус и горячее сердце человека-подвижника.
Ленский увлекался людьми талантливыми, относился внимательно, требовательно и нежно к своим ученикам, которые оправдывали его надежды. И проявлял равнодушие к тем, кто их не оправдывал, кто его не вдохновлял.
Ленский — любимый партнер Г.Н. Федотовой и М. Н. Ермоловой. В Малый театр ходили на легендарные дуэты Ленского и Федотовой в комедиях Шекспира. Федотова писала Ленскому: «Я за все долгие годы нашей совместной работы не переставала — не знаю, чувствовали Вы это или нет — искренне любить Вас. Вашу тонкую, изящную и чуткую, художественную душу...». Ермолова признавалась в письме Л. Н. Ленской: «Никто так, как Александр Павлович, не был близок и дорог моей душе[...] Счастлив тот, кто видел его, и кто, как я, вместе с ним провел свои лучшие годы, т. е. почти всю жизнь».
Ленский — кумир К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» признавался: «Я был влюблен в Ленского: и в его томные, задумчивые, большие голубые глаза, и его походку, и в его пластику, и в его необыкновенно выразительные и красивые кисти рук, и в его чарующий голос тенорового тембра, изящное произношение и тонкое чувство фразы, и в его разносторонний талант к сцене, живописи, скульптуре, литературе».
Театральная Москва обожала Ленского. Он вызывал восторг зрителей своими знаменитыми паузами, наполненными тонкой и естественной, и в то же время сложнейшей мимической игрой. Это было «торжество мимического искусства».
Вот пример игровой паузы Ленского:
«Бенедикт долго стоит и смотрит на зрителей в упор, с ошеломленно-застывшим лицом. Вдруг где-то в уголке губ, под усом, чуть-чуть дрогнула какая-то жилка. Теперь смотрите внимательно, затаив дух на глаза Бенедикта, все еще сосредоточенно застывшие, но из-под усов с неуловимой постепенностью начинает выползать торжествующе-счастливая улыбка: артист не говорит ни слова, но вы чувствуете всем вашим существом, что у Бенедикта со дна души поднимается горячая волна радости, которую ничто не остановит. Словно по инерции, вслед за губами начинают смеяться мускулы, щеки, улыбка безостановочно разливается по дрожащему лицу и вдруг это бессознательное радостное чувство пронизывается мыслью и, как заключительный аккорд всей мимической гаммы, яркой радостью вспыхивают дотоле застывшие в удивлении глаза. Теперь уже вся фигура Бенедикта — один сплошной порыв бурного счастья, и зрительная зала гремит рукоплесканиями, хотя артист еще не сказал ни одного слова и только теперь начинает свой монолог».
Как артист Ленский испытал несомненное влияние И. В. Самарина, с которым вместе играл в одних и тех же спектаклях, и по характеру своего таланта, по репертуарным устремлениям он близок Самарину. После его смерти два года Ленский отказывался играть Фамусова, так как не хотел копировать Самарина в одной из лучших его ролей, быть невольно его обезьяной, как он говорил. Ленский впервые сыграл Фамусова в 1887 г., роль давалась тяжело, и только постепенно он создал индивидуальный и яркий комедийный образ. Волшебная легкость и свобода игры пришли не сразу. Но это такая легкость, как не раз признавался Ленский, словно он не на сцене, а сидит дома в халате, в кресле у камина.
С.Н.Дурылин обращал внимание на черты типичного московского барина средней важности в игре Ленского и оставил живое и красочное свидетельство его игры:
«Пустите, ветреники сами, опомнитесь, вы старики» — визжала Лиза Фамусову-Ленскому, а он ей отвечал: — «Почти».
Это было классически-вылепленное слово: оно в точности соответствовало и игривому хохолку на голове и сырной ямочке на лице Павла Афанасьевича. Полусогласие на старость звучало как игривый и игристый стих стареющего Василия Львовича Пушкина; звуковое наполнение слова хохотало с заливистым торжеством над его смысловым значением, — и все это говорком, шепотком, почти щипком. Это был словесный щипок в дополненье к щипку пухлыми ручками, тискающими Лизу».
Ленский — режиссер-реформатор. Он первым в России провозгласил режиссера художником сцены, работу режиссера — искусством. Спектакль для Ленского — это художественное целое, где все подчинено единому режиссерскому замыслу. Ленский считал, что главная задача режиссера — это помощь актеру, а не навязывание ему своей воли. Актер для Ленского - всегда главное лицо на сцене. Режиссер — это педагог, руководитель и создатель ансамблевого спектакля. Ленский-режиссер в историю русского театра вошел как продолжатель идей Щепкина и предшественник театральной системы Станиславского.
Он любил работать с молодежью. По инициативе Ленского с января 1895 г. молодые артисты
выступали в ответственных ролях на утренниках в Малом театре. В 1898 г. он выступил одним из создателей Нового театра (1898-1907), филиала Большого и Малого театров, который по своему значению, благодаря Ленскому стал первой студией в истории русского театра. Среди спектаклей, поставленных Ленским на сцене Нового театра: «Ревизор» и «Игроки» Н. В. Гоголя. «Сон в летнюю ночь» и «Виндзорские проказницы» У.Шекспира «Лес», «Таланты и поклонники» и «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А.Н.Островского. Сказочное берендеево царство оживало и пленяло зрителей в поставленной им «Снегурочке» А.Н. Островского с музыкой П.И. Чайковского. Спектакль, пронизанный поэтическим настроением, пользовался большим успехом. С сентября 1904 г.Ленский вынужден был отказаться от руководства Новым театром.
На сцене Малого театра Ленский опять обратился к шекспировским спектаклям: «Ромео и Джульетта», «Кориолан», «Буря». Композитор А.С. Аренский по просьбе Ленского написал музыку к «Буре». В постановках Ленского чувствовался новый режиссерский стиль, великолепный ансамбль, они были артистичны. «Кориолан» (1902), приуроченный к 40-летнему юбилею творческой деятельности Г.Н. Федотовой, сыгравшей роль Волумнии, матери знаменитого римского полководца, стал вершиной режиссуры Ленского. Ленский детально разрабатывал мизансцены массовых сцен спектакля. Он сам написал тексты для каждого персонажа римской толпы.
«Все заметили не только внутренний взрывной драматизм массовых сцен, но них необычайную живописную и пластическую красоту безупречный подбор тонов и красок в костюмах, свободную планировку групп, выразительные позы, жесты, движения и удивительную гармонию всей жизни на сцене с ее декоративным оформлением».
В апреле 1907 г. Ленский был назначен главным режиссером Малого театра. Для М. Н. Ермоловой, в связи с ее возвращением на сцену из годового отпуска, он поставил «Без вины виноватые» А.Н. Островского. 4 марта 1908 г. вся Москва собралась на встречу с великой артисткой.
Ленский убрал оркестровую яму в Малом театре и скрыл от глаз зрителей суфлерскую будку за покатым настилом рампы. На спектакле «Много шума из ничего» в постановке режиссера Н.А.Попова на открытии сезона 1907-1908 гг. вместо обычного занавеса впервые появился открытый архитектурный портал сцены с установленной на ней декорацией.
Ленский был первым, кто настаивал на том, чтобы публику не пускали в зрительный зал после поднятия занавеса. Он первый в мире выразил решительный протест против выходов актеров на вызовы и аплодисменты во время действия. Он был также противником выходов актеров к публике на вызовы и после отдельных актов, считая, что они нарушают сценическую иллюзию. Сам он не выходил на вызовы после окончания акта, а во время действия ждал, когда кончатся рукоплескания и не кланялся публике, в исключительных случаях приветствовал ее легким кивком головы.
В своей реформаторской деятельности он противился общепринятым обычаям и вековым традициям, актеры и зрители отказывались понимать Ленского и выражали недовольство. Для актеров большое количество вызовов было всегда свидетельством успеха, любви и поклонения публики. Любимец Москвы, он первый высказался против актерских бенефисов и подношений от публики (венков, цветов, ценных подарков) во время действия. Ленский категорически отказался от своего бенефиса к 25-летию службы в Малом театре. Он утверждал, что «актер не лакей публики». Он считал бенефисы лживыми и унизительными для актера. «Это обход публики с тарелкой», — утверждал Ленский.
Ленский призывал к жизненности мизансцен спектаклей, к камерным интерьерам, показу уютных «уголков» комнат (строил декорации углами) вместо обычных размеренных залов-павильонов. Многие передовые идеи Ленского найдут применение только в театре нового типа — частном режиссерском театре МХТ, созданном К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, причем еще при жизни Ленского.
По инициативе и по проекту Ленского, с помощью художника и машиниста сцены К.Ф. Вальца, впервые в России в Малом театре была сделана вращающаяся сцена (поворотный механизм по принципу кофейной мельницы). Первый раз ее применили на спектакле «Ромео и Джульетта» 18 октября 1900 г., и публике было показано 19 различных декораций.
Ленский — автор прекрасных театральных макетов. Из воска он сделал макет к спектаклю «Сон в летнюю ночь». Он написал эскизы костюмов к этому спектаклю. К «Снегурочке» он выполнил эскизы декораций, костюмов и макеты. Он рисовал бесчисленные грим-портреты персонажей. Так, для «Кориолана» Ленский нарисовал около 50 рисунков-гримов римских типов, персонажей толпы.
Ленский был отличным рисовальщиком. Он не только автор тончайших по письму портретов актеров и автопортретов в ролях, эскизов костюмов и грим-портретов персонажей. В1901 г. Российский исторический музей выразил признательность Ленскому за щедрый дар — изображения фигуры Христа, сидящего в темнице.
Ленский являлся талантливым скульптором. Он вылепил бюсты итальянского трагика Т. Сальвини, А.Н. Островского; портретные бюсты персонажей епископа Николаса («Борьба за престол» Б Ибсена), Пармения («Коринфское чудо» А. И. Косоротова), фигуру Анании Блахи («Измена» АП. Сумбатова) — все это автопортреты Ленского в ролях.
Ленский был членом комиссии по сооружению памятника Н.В. Гоголю и выполнил проект памятника в связи с конкурсом к 50-летию со дня смерти писателя. Выставочный проект Ленского отметили 2-й премией, но не приняли из-за отсутствия средств на сооружение памятника. По свидетельству внука Ермоловой Николая Зеленина, великая актриса считала работу Ленского несравненно выше знаменитой работы И.А.Андреева.
20 лет (1888-1908) Ленский был преподавателем практики драматического искусства на Драматических курсах Московского театрального училища. Половина труппы Малого театра вначале XX века — это его ученики Любимая ученица — В. Н. Пашенная, любимый ученик — А.А.Остужев.
А.П. Ленский учил сознательному методу работы над ролью, пониманию стиля автора и сущности пьесы, умению глубоко понять и выявить на сцене замысел роли, анализировать свою работу, а от мысли идти к чувству, передавать искренность чувств и темперамент.
Ленский верил в Пашенную, верил, что она станет настоящей трагической актрисой. Именно о ней он говорил на последнем свидании с директором Императорских театров В.А.Теляковским, беспокоясь за ее актерскую судьбу. Пашенная, обрадованная ролью Франчески в его последней постановке, писала своему учителю: «Я была так счастлива, что и передать Вам не могу. Счастлива и получкой дивной роли и тем, что Вы помните обо мне! [...] Я Вас так люблю, Александр Павлович, так безгранично, свято люблю, что не буду стесняться перед Вами своего письма [...]». «Я всю мою жизнь буду Вас благодарить и всегда буду считать себя Вашей неоплатной должницей», — писала она Ленскому.
Е. Д. Турчанинова всю жизнь вспоминала своего незабвенного учителя с благодарностью и украшала живыми цветами фотопортрет Ленского.
Театр был для Ленского храмом, и интересы, общественное значение театра он ставил превыше всего. В труппе Малого театра, насчитывающей более 100 человек, оказалось много недовольных репертуарной и режиссерско-реформаторской деятельностью Ленского. Особенно таких было много среди молодого состава труппы, влившегося из закрытого Нового театра. Тщеславные, жаждавшие ролей и популярности молодые актеры быстро прониклись духом чинопочитания, царившего в театре. Они писали на Ленского доносы и жалобы в московскую Контору. Южин сделал дневниковую запись: «Труппа враждебна в высшей степени, и именно его ученики — молодая труппа. Старика это подрывает. [...] враг его, Нелидов, мутит труппу ругает его. Теляковский его ненавидит, значит, Контора травит».
Театральные интриги, борьба с Конторой и газетная травля подтачивали силы и здоровье Ленского. Во главе интриги стоял управляющий драматической труппой Владимир Нелидов и его невеста, одна из лучших и талантливых учениц Ленского, актриса Ольга Гзовская. В письме жене Л.Н. Ленской в августе 1907 г. он написал: «Работа меня не пугает и энергия моя не падает, но я чувствую, как меня окутывает паутина интриг и пролазничества, и это тягостно. Я не привык к вонючей атмосфере интриганства».
Его деятельность в качестве главного режиссера — это самопожертвование великого артиста, это подвиг великого, взыскательного художника
Ермолова написала Федотовой: «Человек сам себя сжег из любви к делу нельзя упрекать его. Можно только жалеть, что он давно не отказался от управления и тем не сохранил себе несколько лет сценической деятельности». Ермолова и Федотова бесконечно доверяли Ленскому, поэтому всегда и во всем поддерживали его.
Он взялся «поднимать» Малый театр, но при этом оказался бесправен и безвластен. Над ним стояли во всех творческих вопросах управляющий московской Конторой Н.К фон Бооль и директор Императорских театров В. А Теляковский, который называл Ленского беспокойным и нудным режиссером, хотя ценил его актерский талант. Им подчинялись монтировочные и декорационные службы театра. Контора также утверждала репертуарный план. Конфликт Ленского с бюрократической казенной дирекцией был неизбежен.
Последняя постановка Ленского «Франческа да Римини» Е. Д’Аннунцио, где главные роли Франчески и Паоло сыграли В.Н. Пашенная н А. А. Остужев, прошла всего пять раз и провалилась.
В письме В. Я. Брюсову, одному из переводчиков трагедии, Ленский писал: «Я совершенно одинок, у меня нет человека из власть имеющих, на кого я мог бы опереться. Я так устал, у меня так наболела душа, словно она вся в пролежнях и бывают минуты, когда мне хочется «кричать звериным криком».
Не могу больше терпеть — ухожу.
Ухожу из театра, которому я отдал половину моей жизни и всю мою душу...».
22 сентября 1908 г. Ленский написал прошение о разрешении отпуска по болезни без сохранения содержания с 1 ноября 1908 г. впредь до выздоровления.
Для заслуженного артиста Императорских театров, премьера труппы, кавалера орденов Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 2-й степени, уход без сохранения содержания не только с поста главного режиссера, но и из актеров был скандалом для Конторы. 30 сентября Ленский встречался и объяснялся с В. А Теляковским.
1 (13) октября — день рождения Ленского, а 2 (15) октября 1908 г. он последний раз вышел на сцену Малого театра в роли Дудукина в «Без вины виноватых» А. Н. Островского. Роль «спокойная, ровная и ласковая, как безбрежная степь приветливого юга», проникнутая мягкой добротой, стала его лебединой песнью.
9 (22) октября последовал первый сердечный припадок на нервной почве. 11 (24) октября 1908 г. Ленский подал в московскую Контору Императорских театров рапорт: «Заболев 9 октября, нести свои служебные обязанности не могу впредь до выздоровления».
Письмо труппы с просьбой о возвращении Ленского в осиротевший Малый театр было составлено А. А. Яблочкиной и А.А. Федотовым, написано в октябре 1908 г. рукой А.А.Яблочкиной. Она же собрала на письме 66 подписей убеждая колеблющихся в необходимости такого письма «Но письмо опоздало. Горечь разлуки с театром и боль непризнания — а он, конечно, сознавал свою трагедию непризнания — уже глубоко вошли в его душу».
Письмо не могло успокоить больного сердца Ленского. 13 (26) октября 1908г он скончался. Ему был 61 год, из них 32 года он отдал Малому театру. В формулярном списке о службе Ленского чиновники Конторы написали: «Умер, состоя на службе».
«Когда я умру, увезите как можно скорее, без всякой помпы, мое тело от этих людей». По воле покойного никаких речей, венков, депутаций и прессы не было. Он завещал похоронить себя в деревне Селище Каневского уезда Киевской губернии, на высоком берегу Днепра.
«С Ленским умерло все. Умерла душа Малого театра [...]
С Ленским умер не только великий актер, а погас огонь на священном алтаре, который он поддерживал с неутомимой энергией фанатика Он всю жизнь и душу положил в искусство [...]
Теперь Южин берет на себя поднять Малый театр. Дай бог!» — это слова М.Н.Ермоловой из письма доктору Л.В. Средину.
Надежда Телегина, газета «Малый театр», №6-7 (158-159) 2017 г.
Весной 1876 г. известный провинциальный актер Александр Ленский дебютировал на сцене Малого театра, и через несколько лет стал не только столичной знаменитостью, но и первым драматическим «героем- любовником» России. «Он давал тон и моду» для всех русских первых «любовников». «Его поза, его жест, его гримы делались "традицией"». С сезона 1888 г. Ленский был великолепным исполнителем комедийных и характерных ролей, а вершиной творчества стала трагическая роль епископа Николаса в «Борьбе за престол»Г. Ибсена, «роль удивительной силы и красоты».
Ленский поражал не только феноменальной актерской техникой. Талант Ленского был универсальным, на редкость многогранным и гармоничным. Гениальный актер и режиссер-новатор, блестящий художник-рисовалыцик и живописец, скульптор, сценограф, макетчик, художник-гример, выдающийся театральный педагог, писатель и теоретик сценического искусства.
Ленский родился в Кишиневе 1 (13) октября 1847 г. Внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина и англичанки, примадонны итальянской оперы Ольги Вервициотти, гастролировавшей в России, был записан «великобританским подданным» и получил фамилию матери. Только в 1877 г. А. П. Ленский написал прошение о переводе его в русское подданство.
Фигура Александра Ленского окружена многочисленными тайнами и загадками, многие из которых до конца не разгаданы. Так, например, у Ленского был сводный брат по отцу знаменитый русский философ Николай Федорович Федоров (1829-1903), тоже внебрачный сын князя П.И.Гагарина от дворянской девицы Елизаветы Ивановны Макаровой. До сих пор неизвестно, встречались ли в жизни великий русский актер и родоначальник русского космизма, библиотекарь Румянцевского музея.
Маленький Саша жил с отцом и матерью в имении Сасово Тамбовской губернии. Мать скончалась, и Саша с отцом переехали в Москву. Отец разорился, и Саша Вервициотти с 1858 г. воспитывался в семье известного трагика Малого театра Корнелия Николаевича Полтавцева, который был женат на сводной сестре Ленского. Полтавцев не одобрял творческих увлечений мальчика, который жил в этой семье «в качестве сироты без роду и племени» и использовался «на побегушках».
Сценический псевдоним Александр взял по фамилии Дмитрия Тимофеевича Ленского, известного актера Малого театра и драматурга ХIХв., в водевиле которого он сыграл свою первую роль в любительском спектакле «Час в тюрьме, или Еще в чужом пиру похмелье».
В 1865 г. Ленский поехал во Владимир, где жила его сестра по отцу законная дочь князя. Зинаида Павловна Гагарина, в замужестве Тришатная, ставшая ангелом-хранителем Ленского. Она благословила юношу на служение сцене.
10 лет Ленский выступал в провинциальных театрах (Владимир, Нижний Новгород, Самара, Муром, Саратов, Казань, Астрахань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса).
В начале 80-х гг. XIX века Ленский пережил сильное любовное увлечение московской красавицей Верой Ивановной Фирсановой, дочерью купца-миллионера. Из-за несчастной любви Ленский переехал в Петербург и два года, с апреля 1882 г.по февраль 1884 г., выступал на сцене Александринского театра. Эта история даже стала предметом любовного романа «Современная драма» (М., 1884). Автор этого романа — Синее Домино (псевдоним писательницы и журналистки А. И. Соколовой матери Власа Дорошевича).
В 1897 г. Александр Павлович Ленский и его вторая жена с 1886 г. Лидия Николаевна, урожденная баронесса Корф, написали прошение с просьбой сделать псевдоним артиста настоящей фамилией семьи, которое было высочайше утверждено.
Александр Павлович Ленский создал богатую галерею характеров и жизненных типов, его сценические образы поражали тончайшей филигранной отделкой. Среди ролей-шедевров: светский ловелас Дон Жуан («Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера), нежный и поэтический Гамлет; блестящий Петруччио; жизнерадостный, искрометный Бенедикт («Гамлет», «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего» У.Шекспира), холеный любовный авантюрист Паратов; умный и злой Глумов и глупый, напыщенный, важный барин Мамаев; жизнерадостный жуир Лавр Мироныч Прибытков; ленивый сибарит, старый холостяк Лыняев («Бесприданница», «На всякого мудреца довольно простоты», «Последняя жертва», «Волки и овцы» А. Н. Островского), мыслитель и пламенный борец Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» К.Гуцкого), сластолюбивый барин Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), великолепный светский негодяй Пропорьев; элегантный стареющий бонвиван князь Дубецкой; пламенный патриот Анания Глаха («Цепи», «Закат», «Измена» А И. Сумбатова), злобный человеконенавистник епископ Николас («Борьба за престол») Г.Ибсена...
Отличительные черты творчества Ленского: глубина и полнота перевоплощения в образ, естественность, простота лиризм и мягкость актерской манеры, сильный и тонкий юмор, огромный темперамент и вдохновение и необычайная легкость исполнения, благородство и артистизм игры. Ленский был мастером слова мимики, грима костюмировки, жеста, движения По свидетельству С. И Дурылина, «.Ленский поражал совершенно особой пластикой речи. Его сценическое слово было не только живописно, но и скульптурно».
Многие современники отмечали внешнюю красоту Ленского. У него были огромные светлые голубые глаза, то томные и задумчивые, то лучистые и сверкающие, густые волнистые волосы серебристо-пепельного цвета, чарующий певучий высокий голос, бархатная речь, громадное обаяние, тонкий художественный, литературный, музыкальный вкус и горячее сердце человека-подвижника.
Ленский увлекался людьми талантливыми, относился внимательно, требовательно и нежно к своим ученикам, которые оправдывали его надежды. И проявлял равнодушие к тем, кто их не оправдывал, кто его не вдохновлял.
Ленский — любимый партнер Г.Н. Федотовой и М. Н. Ермоловой. В Малый театр ходили на легендарные дуэты Ленского и Федотовой в комедиях Шекспира. Федотова писала Ленскому: «Я за все долгие годы нашей совместной работы не переставала — не знаю, чувствовали Вы это или нет — искренне любить Вас. Вашу тонкую, изящную и чуткую, художественную душу...». Ермолова признавалась в письме Л. Н. Ленской: «Никто так, как Александр Павлович, не был близок и дорог моей душе[...] Счастлив тот, кто видел его, и кто, как я, вместе с ним провел свои лучшие годы, т. е. почти всю жизнь».
Ленский — кумир К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» признавался: «Я был влюблен в Ленского: и в его томные, задумчивые, большие голубые глаза, и его походку, и в его пластику, и в его необыкновенно выразительные и красивые кисти рук, и в его чарующий голос тенорового тембра, изящное произношение и тонкое чувство фразы, и в его разносторонний талант к сцене, живописи, скульптуре, литературе».
Театральная Москва обожала Ленского. Он вызывал восторг зрителей своими знаменитыми паузами, наполненными тонкой и естественной, и в то же время сложнейшей мимической игрой. Это было «торжество мимического искусства».
Вот пример игровой паузы Ленского:
«Бенедикт долго стоит и смотрит на зрителей в упор, с ошеломленно-застывшим лицом. Вдруг где-то в уголке губ, под усом, чуть-чуть дрогнула какая-то жилка. Теперь смотрите внимательно, затаив дух на глаза Бенедикта, все еще сосредоточенно застывшие, но из-под усов с неуловимой постепенностью начинает выползать торжествующе-счастливая улыбка: артист не говорит ни слова, но вы чувствуете всем вашим существом, что у Бенедикта со дна души поднимается горячая волна радости, которую ничто не остановит. Словно по инерции, вслед за губами начинают смеяться мускулы, щеки, улыбка безостановочно разливается по дрожащему лицу и вдруг это бессознательное радостное чувство пронизывается мыслью и, как заключительный аккорд всей мимической гаммы, яркой радостью вспыхивают дотоле застывшие в удивлении глаза. Теперь уже вся фигура Бенедикта — один сплошной порыв бурного счастья, и зрительная зала гремит рукоплесканиями, хотя артист еще не сказал ни одного слова и только теперь начинает свой монолог».
Как артист Ленский испытал несомненное влияние И. В. Самарина, с которым вместе играл в одних и тех же спектаклях, и по характеру своего таланта, по репертуарным устремлениям он близок Самарину. После его смерти два года Ленский отказывался играть Фамусова, так как не хотел копировать Самарина в одной из лучших его ролей, быть невольно его обезьяной, как он говорил. Ленский впервые сыграл Фамусова в 1887 г., роль давалась тяжело, и только постепенно он создал индивидуальный и яркий комедийный образ. Волшебная легкость и свобода игры пришли не сразу. Но это такая легкость, как не раз признавался Ленский, словно он не на сцене, а сидит дома в халате, в кресле у камина.
С.Н.Дурылин обращал внимание на черты типичного московского барина средней важности в игре Ленского и оставил живое и красочное свидетельство его игры:
«Пустите, ветреники сами, опомнитесь, вы старики» — визжала Лиза Фамусову-Ленскому, а он ей отвечал: — «Почти».
Это было классически-вылепленное слово: оно в точности соответствовало и игривому хохолку на голове и сырной ямочке на лице Павла Афанасьевича. Полусогласие на старость звучало как игривый и игристый стих стареющего Василия Львовича Пушкина; звуковое наполнение слова хохотало с заливистым торжеством над его смысловым значением, — и все это говорком, шепотком, почти щипком. Это был словесный щипок в дополненье к щипку пухлыми ручками, тискающими Лизу».
Ленский — режиссер-реформатор. Он первым в России провозгласил режиссера художником сцены, работу режиссера — искусством. Спектакль для Ленского — это художественное целое, где все подчинено единому режиссерскому замыслу. Ленский считал, что главная задача режиссера — это помощь актеру, а не навязывание ему своей воли. Актер для Ленского - всегда главное лицо на сцене. Режиссер — это педагог, руководитель и создатель ансамблевого спектакля. Ленский-режиссер в историю русского театра вошел как продолжатель идей Щепкина и предшественник театральной системы Станиславского.
Он любил работать с молодежью. По инициативе Ленского с января 1895 г. молодые артисты
выступали в ответственных ролях на утренниках в Малом театре. В 1898 г. он выступил одним из создателей Нового театра (1898-1907), филиала Большого и Малого театров, который по своему значению, благодаря Ленскому стал первой студией в истории русского театра. Среди спектаклей, поставленных Ленским на сцене Нового театра: «Ревизор» и «Игроки» Н. В. Гоголя. «Сон в летнюю ночь» и «Виндзорские проказницы» У.Шекспира «Лес», «Таланты и поклонники» и «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А.Н.Островского. Сказочное берендеево царство оживало и пленяло зрителей в поставленной им «Снегурочке» А.Н. Островского с музыкой П.И. Чайковского. Спектакль, пронизанный поэтическим настроением, пользовался большим успехом. С сентября 1904 г.Ленский вынужден был отказаться от руководства Новым театром.
На сцене Малого театра Ленский опять обратился к шекспировским спектаклям: «Ромео и Джульетта», «Кориолан», «Буря». Композитор А.С. Аренский по просьбе Ленского написал музыку к «Буре». В постановках Ленского чувствовался новый режиссерский стиль, великолепный ансамбль, они были артистичны. «Кориолан» (1902), приуроченный к 40-летнему юбилею творческой деятельности Г.Н. Федотовой, сыгравшей роль Волумнии, матери знаменитого римского полководца, стал вершиной режиссуры Ленского. Ленский детально разрабатывал мизансцены массовых сцен спектакля. Он сам написал тексты для каждого персонажа римской толпы.
«Все заметили не только внутренний взрывной драматизм массовых сцен, но них необычайную живописную и пластическую красоту безупречный подбор тонов и красок в костюмах, свободную планировку групп, выразительные позы, жесты, движения и удивительную гармонию всей жизни на сцене с ее декоративным оформлением».
В апреле 1907 г. Ленский был назначен главным режиссером Малого театра. Для М. Н. Ермоловой, в связи с ее возвращением на сцену из годового отпуска, он поставил «Без вины виноватые» А.Н. Островского. 4 марта 1908 г. вся Москва собралась на встречу с великой артисткой.
Ленский убрал оркестровую яму в Малом театре и скрыл от глаз зрителей суфлерскую будку за покатым настилом рампы. На спектакле «Много шума из ничего» в постановке режиссера Н.А.Попова на открытии сезона 1907-1908 гг. вместо обычного занавеса впервые появился открытый архитектурный портал сцены с установленной на ней декорацией.
Ленский был первым, кто настаивал на том, чтобы публику не пускали в зрительный зал после поднятия занавеса. Он первый в мире выразил решительный протест против выходов актеров на вызовы и аплодисменты во время действия. Он был также противником выходов актеров к публике на вызовы и после отдельных актов, считая, что они нарушают сценическую иллюзию. Сам он не выходил на вызовы после окончания акта, а во время действия ждал, когда кончатся рукоплескания и не кланялся публике, в исключительных случаях приветствовал ее легким кивком головы.
В своей реформаторской деятельности он противился общепринятым обычаям и вековым традициям, актеры и зрители отказывались понимать Ленского и выражали недовольство. Для актеров большое количество вызовов было всегда свидетельством успеха, любви и поклонения публики. Любимец Москвы, он первый высказался против актерских бенефисов и подношений от публики (венков, цветов, ценных подарков) во время действия. Ленский категорически отказался от своего бенефиса к 25-летию службы в Малом театре. Он утверждал, что «актер не лакей публики». Он считал бенефисы лживыми и унизительными для актера. «Это обход публики с тарелкой», — утверждал Ленский.
Ленский призывал к жизненности мизансцен спектаклей, к камерным интерьерам, показу уютных «уголков» комнат (строил декорации углами) вместо обычных размеренных залов-павильонов. Многие передовые идеи Ленского найдут применение только в театре нового типа — частном режиссерском театре МХТ, созданном К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, причем еще при жизни Ленского.
По инициативе и по проекту Ленского, с помощью художника и машиниста сцены К.Ф. Вальца, впервые в России в Малом театре была сделана вращающаяся сцена (поворотный механизм по принципу кофейной мельницы). Первый раз ее применили на спектакле «Ромео и Джульетта» 18 октября 1900 г., и публике было показано 19 различных декораций.
Ленский — автор прекрасных театральных макетов. Из воска он сделал макет к спектаклю «Сон в летнюю ночь». Он написал эскизы костюмов к этому спектаклю. К «Снегурочке» он выполнил эскизы декораций, костюмов и макеты. Он рисовал бесчисленные грим-портреты персонажей. Так, для «Кориолана» Ленский нарисовал около 50 рисунков-гримов римских типов, персонажей толпы.
Ленский был отличным рисовальщиком. Он не только автор тончайших по письму портретов актеров и автопортретов в ролях, эскизов костюмов и грим-портретов персонажей. В1901 г. Российский исторический музей выразил признательность Ленскому за щедрый дар — изображения фигуры Христа, сидящего в темнице.
Ленский являлся талантливым скульптором. Он вылепил бюсты итальянского трагика Т. Сальвини, А.Н. Островского; портретные бюсты персонажей епископа Николаса («Борьба за престол» Б Ибсена), Пармения («Коринфское чудо» А. И. Косоротова), фигуру Анании Блахи («Измена» АП. Сумбатова) — все это автопортреты Ленского в ролях.
Ленский был членом комиссии по сооружению памятника Н.В. Гоголю и выполнил проект памятника в связи с конкурсом к 50-летию со дня смерти писателя. Выставочный проект Ленского отметили 2-й премией, но не приняли из-за отсутствия средств на сооружение памятника. По свидетельству внука Ермоловой Николая Зеленина, великая актриса считала работу Ленского несравненно выше знаменитой работы И.А.Андреева.
20 лет (1888-1908) Ленский был преподавателем практики драматического искусства на Драматических курсах Московского театрального училища. Половина труппы Малого театра вначале XX века — это его ученики Любимая ученица — В. Н. Пашенная, любимый ученик — А.А.Остужев.
А.П. Ленский учил сознательному методу работы над ролью, пониманию стиля автора и сущности пьесы, умению глубоко понять и выявить на сцене замысел роли, анализировать свою работу, а от мысли идти к чувству, передавать искренность чувств и темперамент.
Ленский верил в Пашенную, верил, что она станет настоящей трагической актрисой. Именно о ней он говорил на последнем свидании с директором Императорских театров В.А.Теляковским, беспокоясь за ее актерскую судьбу. Пашенная, обрадованная ролью Франчески в его последней постановке, писала своему учителю: «Я была так счастлива, что и передать Вам не могу. Счастлива и получкой дивной роли и тем, что Вы помните обо мне! [...] Я Вас так люблю, Александр Павлович, так безгранично, свято люблю, что не буду стесняться перед Вами своего письма [...]». «Я всю мою жизнь буду Вас благодарить и всегда буду считать себя Вашей неоплатной должницей», — писала она Ленскому.
Е. Д. Турчанинова всю жизнь вспоминала своего незабвенного учителя с благодарностью и украшала живыми цветами фотопортрет Ленского.
Театр был для Ленского храмом, и интересы, общественное значение театра он ставил превыше всего. В труппе Малого театра, насчитывающей более 100 человек, оказалось много недовольных репертуарной и режиссерско-реформаторской деятельностью Ленского. Особенно таких было много среди молодого состава труппы, влившегося из закрытого Нового театра. Тщеславные, жаждавшие ролей и популярности молодые актеры быстро прониклись духом чинопочитания, царившего в театре. Они писали на Ленского доносы и жалобы в московскую Контору. Южин сделал дневниковую запись: «Труппа враждебна в высшей степени, и именно его ученики — молодая труппа. Старика это подрывает. [...] враг его, Нелидов, мутит труппу ругает его. Теляковский его ненавидит, значит, Контора травит».
Театральные интриги, борьба с Конторой и газетная травля подтачивали силы и здоровье Ленского. Во главе интриги стоял управляющий драматической труппой Владимир Нелидов и его невеста, одна из лучших и талантливых учениц Ленского, актриса Ольга Гзовская. В письме жене Л.Н. Ленской в августе 1907 г. он написал: «Работа меня не пугает и энергия моя не падает, но я чувствую, как меня окутывает паутина интриг и пролазничества, и это тягостно. Я не привык к вонючей атмосфере интриганства».
Его деятельность в качестве главного режиссера — это самопожертвование великого артиста, это подвиг великого, взыскательного художника
Ермолова написала Федотовой: «Человек сам себя сжег из любви к делу нельзя упрекать его. Можно только жалеть, что он давно не отказался от управления и тем не сохранил себе несколько лет сценической деятельности». Ермолова и Федотова бесконечно доверяли Ленскому, поэтому всегда и во всем поддерживали его.
Он взялся «поднимать» Малый театр, но при этом оказался бесправен и безвластен. Над ним стояли во всех творческих вопросах управляющий московской Конторой Н.К фон Бооль и директор Императорских театров В. А Теляковский, который называл Ленского беспокойным и нудным режиссером, хотя ценил его актерский талант. Им подчинялись монтировочные и декорационные службы театра. Контора также утверждала репертуарный план. Конфликт Ленского с бюрократической казенной дирекцией был неизбежен.
Последняя постановка Ленского «Франческа да Римини» Е. Д’Аннунцио, где главные роли Франчески и Паоло сыграли В.Н. Пашенная н А. А. Остужев, прошла всего пять раз и провалилась.
В письме В. Я. Брюсову, одному из переводчиков трагедии, Ленский писал: «Я совершенно одинок, у меня нет человека из власть имеющих, на кого я мог бы опереться. Я так устал, у меня так наболела душа, словно она вся в пролежнях и бывают минуты, когда мне хочется «кричать звериным криком».
Не могу больше терпеть — ухожу.
Ухожу из театра, которому я отдал половину моей жизни и всю мою душу...».
22 сентября 1908 г. Ленский написал прошение о разрешении отпуска по болезни без сохранения содержания с 1 ноября 1908 г. впредь до выздоровления.
Для заслуженного артиста Императорских театров, премьера труппы, кавалера орденов Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 2-й степени, уход без сохранения содержания не только с поста главного режиссера, но и из актеров был скандалом для Конторы. 30 сентября Ленский встречался и объяснялся с В. А Теляковским.
1 (13) октября — день рождения Ленского, а 2 (15) октября 1908 г. он последний раз вышел на сцену Малого театра в роли Дудукина в «Без вины виноватых» А. Н. Островского. Роль «спокойная, ровная и ласковая, как безбрежная степь приветливого юга», проникнутая мягкой добротой, стала его лебединой песнью.
9 (22) октября последовал первый сердечный припадок на нервной почве. 11 (24) октября 1908 г. Ленский подал в московскую Контору Императорских театров рапорт: «Заболев 9 октября, нести свои служебные обязанности не могу впредь до выздоровления».
Письмо труппы с просьбой о возвращении Ленского в осиротевший Малый театр было составлено А. А. Яблочкиной и А.А. Федотовым, написано в октябре 1908 г. рукой А.А.Яблочкиной. Она же собрала на письме 66 подписей убеждая колеблющихся в необходимости такого письма «Но письмо опоздало. Горечь разлуки с театром и боль непризнания — а он, конечно, сознавал свою трагедию непризнания — уже глубоко вошли в его душу».
Письмо не могло успокоить больного сердца Ленского. 13 (26) октября 1908г он скончался. Ему был 61 год, из них 32 года он отдал Малому театру. В формулярном списке о службе Ленского чиновники Конторы написали: «Умер, состоя на службе».
«Когда я умру, увезите как можно скорее, без всякой помпы, мое тело от этих людей». По воле покойного никаких речей, венков, депутаций и прессы не было. Он завещал похоронить себя в деревне Селище Каневского уезда Киевской губернии, на высоком берегу Днепра.
«С Ленским умерло все. Умерла душа Малого театра [...]
С Ленским умер не только великий актер, а погас огонь на священном алтаре, который он поддерживал с неутомимой энергией фанатика Он всю жизнь и душу положил в искусство [...]
Теперь Южин берет на себя поднять Малый театр. Дай бог!» — это слова М.Н.Ермоловой из письма доктору Л.В. Средину.
Надежда Телегина, газета «Малый театр», №6-7 (158-159) 2017 г.