Новости

АЛЕКСАНДР ЕРМАКОВ: ЧИТАЮ МОЛИТВУ ПЕРЕД КАЖДЫМ СПЕКТАКЛЕМ

29 мая 70-летие отмечает один из самых признанных мастеров Малого театра, народный артист России Александр Ермаков.

Режиссеры называют его артистом шукшинской породы, соединяющим в себе жизненную правду человека «от земли» с душевностью и лиричностью. Для зрителей он давно стал родным человеком. «МЦ» актер рассказал о тонкостях игры на сцене и любви к столице.

Александр Юрьевич, ваш актерский путь начался в Харьковском дворце пионеров. В чем, на ваш взгляд, заключается секрет удачной карьеры?

Наверное, талант, искра божья, — это принципиальный момент. Например, вступительные экзамены в Горьковское театральное я чуть было не провалил. Но не потому, что был бездарен, а из-за малороссийского говора — я вырос в Харькове. В комиссии одна дама поставила двойку, а Валерий Гелендеев, легендарный педагог по сценической речи поставил пятерку, и по среднему баллу меня приняли. Он потом со мной долго работал и поставил мне образцовую речь. Ясно, что успех опирается на талант, но сам по себе, без искры, самобытности он ничто!

В Малый с нечистой речью не берут — театр строгих правил. Как выотноситесь к обвинениям вашего театра в излишнем консерватизме?

У нас есть пространство для экспериментов — Филиал на Малой Ордынке. Там можно увидеть пьесы современных драматургов. Здесь вопрос не консерватизма, а сохранения театрального искусства в адекватных, морально-нравственных рамках. Чтобы не было безобразия. По-моему, это нормально. Особенно это важно сегодня, в беспринципные времена для искусства, когда творцы хотят вседозволенности, игры без правил.

Традиции — это хорошо. Но ведь их тоже нужно развивать?

Я бы сказал иначе: не развивать, а делать созвучным времени. Время диктует свое — хотите вы или нет. Если посмотреть на пьесы Островского, то они все, написанные полтора столетия назад, как про нас сегодняшних! Характеры, столкновения интересов, естество человека как такового — эти категории неизменны.

Чтобы хорошо справиться с ролью, работа партнера важна для вас?

Важна — не то слово! Это определяющий фактор. Самое главное у актера — это глаза, от них все идет. Мне посчастливилось работать с такими великими мастерами Малого театра, как Элина Быстрицкая, Евгений Самойлов, Ольга Пашкова, Татьяна Панкова, Борис Клюев, и со многими другими. Интересно было взаимодействовать как с актером, так и режиссером Виталием Соломиным. Мы были партнерами в его спектакле-мюзикле «Свадьба Кречинского». Это был уникальный опыт.

Быть хорошим партнером — значит уметь уходить в тень. Наверное, не каждый готов на такое...

Вы правы. Для этого нужно любить не себя в театре, а театр как таковой. И тогда сосредоточить внимание на партнере, а не на себе будет чем-то естественным. Для меня это правило даже в эпизодах.

Кстати, о них. Ваша небольшая роль в «Ревизоре» даже была признана эталоном эпизода и отмечена премией правительства России.

Работая над Шпекиным, я исходил из того, что у Гоголя везде юмор. Добиться простоты и ясности было моей основной задачей.

Но все же одна из лучших ваших последних ролей — владыка Сергий в «Смуте».

Там мне тоже везет с партнерами. Вы бы видели глаза массовки в сцене, когда мой герой молится с народом, стоя спиной к залу, — они горят переживаниями! Если бы не такая поддержка, уверен, проникновенности у Сергия было бы меньше. Произносить молитвы в театре очень сложно: слова, которые обычно говорите один на один с Господом, становятся частью сценического языка. Спасибо партнерам и молитве, читаю ее перед каждым спектаклем.

Александр Юрьевич, как высчитаете, где русскому народу черпать силы сегодня, когда многие от нас отвернулись?

Я думаю об этом и каждый раз прихожу к пониманию, что в семье. В уважении и сохранении того, что делает семью семьей в традиционном русском смысле слова. Почтение, забота, способность уступить и поступиться чем-то во имя ближнего, — все это сохранит семью, а значит, укрепит каждого из нас. Я знаю, о чем говорю. Со своей женой Оксаной я рядом уже больше 50 лет.

Многие москвичи помнят вас не только как актера театра и кино, но и как организатора театрализованных исторических представлений. По сути, это были первые предпосылки к зарождению ныне очень развитого движения исторической реконструкции в Москве. Расскажите, почему вырешили этим заняться.

Я был одним из первых, кто стал этим заниматься в 1990-х. Я очень люблю Москву, особенно свой район Лефортово с его богатой историей, освященной личностью Петра I. Когда случилась революция 1991 года, я пришел в управу, предложил свою помощь. Меня запомнили и в 1995 году пригласили сделать театрализованное историческое представление. Мы впервые показали москвичам историю — это было так свежо, красиво, интересно. Сам я был в роли Петра I. Власть, конечно, оценила нас, приглашала на Красную площадь. Каждый район имеет свое историческое богатство. Знать историю родного места и показывать ее — сегодня это особенно важно.

СПРАВКА

Александр Юрьевич Ермаков родился в селе Толоконное Белгородской области. С третьего класса принимал участие в школьных театрализованных постановках, а с пятого — занимался в драмкружке «Театр юных» Харьковского дворца пионеров и школьников. В 1972 году окончил Горьковское театральное училище. Работал в Харьковском ТЮЗе, в Московском областном драмтеатре им. Островского, Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. С 1995 года — актер Малого театра.

Анна Бояринова, Москва-Центр, 26 мая 2022 года

https://caoinform.moscow/aleksandr-ermakov-chitayu...


Дата публикации: 28.05.2022

29 мая 70-летие отмечает один из самых признанных мастеров Малого театра, народный артист России Александр Ермаков.

Режиссеры называют его артистом шукшинской породы, соединяющим в себе жизненную правду человека «от земли» с душевностью и лиричностью. Для зрителей он давно стал родным человеком. «МЦ» актер рассказал о тонкостях игры на сцене и любви к столице.

Александр Юрьевич, ваш актерский путь начался в Харьковском дворце пионеров. В чем, на ваш взгляд, заключается секрет удачной карьеры?

Наверное, талант, искра божья, — это принципиальный момент. Например, вступительные экзамены в Горьковское театральное я чуть было не провалил. Но не потому, что был бездарен, а из-за малороссийского говора — я вырос в Харькове. В комиссии одна дама поставила двойку, а Валерий Гелендеев, легендарный педагог по сценической речи поставил пятерку, и по среднему баллу меня приняли. Он потом со мной долго работал и поставил мне образцовую речь. Ясно, что успех опирается на талант, но сам по себе, без искры, самобытности он ничто!

В Малый с нечистой речью не берут — театр строгих правил. Как выотноситесь к обвинениям вашего театра в излишнем консерватизме?

У нас есть пространство для экспериментов — Филиал на Малой Ордынке. Там можно увидеть пьесы современных драматургов. Здесь вопрос не консерватизма, а сохранения театрального искусства в адекватных, морально-нравственных рамках. Чтобы не было безобразия. По-моему, это нормально. Особенно это важно сегодня, в беспринципные времена для искусства, когда творцы хотят вседозволенности, игры без правил.

Традиции — это хорошо. Но ведь их тоже нужно развивать?

Я бы сказал иначе: не развивать, а делать созвучным времени. Время диктует свое — хотите вы или нет. Если посмотреть на пьесы Островского, то они все, написанные полтора столетия назад, как про нас сегодняшних! Характеры, столкновения интересов, естество человека как такового — эти категории неизменны.

Чтобы хорошо справиться с ролью, работа партнера важна для вас?

Важна — не то слово! Это определяющий фактор. Самое главное у актера — это глаза, от них все идет. Мне посчастливилось работать с такими великими мастерами Малого театра, как Элина Быстрицкая, Евгений Самойлов, Ольга Пашкова, Татьяна Панкова, Борис Клюев, и со многими другими. Интересно было взаимодействовать как с актером, так и режиссером Виталием Соломиным. Мы были партнерами в его спектакле-мюзикле «Свадьба Кречинского». Это был уникальный опыт.

Быть хорошим партнером — значит уметь уходить в тень. Наверное, не каждый готов на такое...

Вы правы. Для этого нужно любить не себя в театре, а театр как таковой. И тогда сосредоточить внимание на партнере, а не на себе будет чем-то естественным. Для меня это правило даже в эпизодах.

Кстати, о них. Ваша небольшая роль в «Ревизоре» даже была признана эталоном эпизода и отмечена премией правительства России.

Работая над Шпекиным, я исходил из того, что у Гоголя везде юмор. Добиться простоты и ясности было моей основной задачей.

Но все же одна из лучших ваших последних ролей — владыка Сергий в «Смуте».

Там мне тоже везет с партнерами. Вы бы видели глаза массовки в сцене, когда мой герой молится с народом, стоя спиной к залу, — они горят переживаниями! Если бы не такая поддержка, уверен, проникновенности у Сергия было бы меньше. Произносить молитвы в театре очень сложно: слова, которые обычно говорите один на один с Господом, становятся частью сценического языка. Спасибо партнерам и молитве, читаю ее перед каждым спектаклем.

Александр Юрьевич, как высчитаете, где русскому народу черпать силы сегодня, когда многие от нас отвернулись?

Я думаю об этом и каждый раз прихожу к пониманию, что в семье. В уважении и сохранении того, что делает семью семьей в традиционном русском смысле слова. Почтение, забота, способность уступить и поступиться чем-то во имя ближнего, — все это сохранит семью, а значит, укрепит каждого из нас. Я знаю, о чем говорю. Со своей женой Оксаной я рядом уже больше 50 лет.

Многие москвичи помнят вас не только как актера театра и кино, но и как организатора театрализованных исторических представлений. По сути, это были первые предпосылки к зарождению ныне очень развитого движения исторической реконструкции в Москве. Расскажите, почему вырешили этим заняться.

Я был одним из первых, кто стал этим заниматься в 1990-х. Я очень люблю Москву, особенно свой район Лефортово с его богатой историей, освященной личностью Петра I. Когда случилась революция 1991 года, я пришел в управу, предложил свою помощь. Меня запомнили и в 1995 году пригласили сделать театрализованное историческое представление. Мы впервые показали москвичам историю — это было так свежо, красиво, интересно. Сам я был в роли Петра I. Власть, конечно, оценила нас, приглашала на Красную площадь. Каждый район имеет свое историческое богатство. Знать историю родного места и показывать ее — сегодня это особенно важно.

СПРАВКА

Александр Юрьевич Ермаков родился в селе Толоконное Белгородской области. С третьего класса принимал участие в школьных театрализованных постановках, а с пятого — занимался в драмкружке «Театр юных» Харьковского дворца пионеров и школьников. В 1972 году окончил Горьковское театральное училище. Работал в Харьковском ТЮЗе, в Московском областном драмтеатре им. Островского, Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. С 1995 года — актер Малого театра.

Анна Бояринова, Москва-Центр, 26 мая 2022 года

https://caoinform.moscow/aleksandr-ermakov-chitayu...


Дата публикации: 28.05.2022