Прошедший год стал для режиссера-постановщика Малого театра, народного артиста России Андрея Житинкина судьбоносным. На исторической сцене он поставил спектакль «Идиот» по Достоевскому и написал новую книгу «Приключения режиссера».
Спектакль «Идиот» смотрите в интернет-трансляции 16 июня, начало 19:00.
- Почему вы ставите сегодня «Идиота» Достоевского?
– 2021 год был объявлен ЮНЕСКО годом Достоевского. Как это ни парадоксально, он самый популярный русский автор на Западе, популярнее Чехова и Льва Толстого. Потому что для мира Достоевский – это подчас закрученный криминальный сюжет, человеческие страсти и феномен русской души. Мне показалось, что настало время обратиться к самому яркому роману писателя – «Идиот». В Малом театре никогда не было полноценной версии романа. Ермолова играла лишь монологи Настасьи Филипповны, но мне захотелось сделать масштабное прочтение романа. Сейчас эта история суперактуальна, потому что сюжет постоянно крутится вокруг двух вещей – любовь и деньги. Что может быть выше любви и почему любовь в итоге побеждает даже смерть? В моей версии нет никакого мрака. Я постарался сделать спектакль с трагическим, но светлым Достоевским. И на нашей первой встрече с актерами сказал свою любимую фразу Цветаевой: «Творению предпочитаю творца…» И чтобы понять «Идиота», надо вспомнить, что у Федора Михайловича были те же самые симптомы болезни, что и у Льва Мышкина, огромные куски романа – это его автобиография с приговором к расстрелу, помилованием, с диким азартом к игре…
У нас в спектакле вопрос денег, возможность все поставить на кон, продавать любовь, торговать любовью – все эти мотивы невероятно бьют в сегодняшний день. Я уже не говорю о том, что Достоевский оставил гениальное завещание, сказав, что каждый человек, который захочет взять к постановке его произведения, должен сделать свою версию! С моей точки зрения, это правильно, потому что Достоевский подарил другим поколениям творческую свободу. Вот Виктор Розов в свое время взял один мотив из романа «Братья Карамазовы» и написал пьесу «Брат Алеша». Так возник замечательный спектакль Анатолия Эфроса. Сейчас есть мюзиклы, сериалы и так далее. Вот и мы в Малом театре предлагаем свою версию романа «Идиот».
– Как выбирали актеров для такого мощного проекта?
– «Идиот» – самый чувственный роман Достоевского. Там не любовные треугольники, там не четырехугольники, не пятиугольники. Больше! Потому что Мышкин – как комета, которая упала на Землю и обожгла всех. Спектакль с мощными энергетическими вспышками – сегодня по-другому и быть не может. Актеры пошли за мной, им понравилась версия.
А еще мне было крайне важно, чтобы Достоевский объединил корифеев Малого театра, таких как Людмила Полякова, Борис Невзоров, Александр Клюквин, Алена Охлупина, Валерий Афанасьев, Владимир Носик, и следующее поколение мастеров. Это Александр Вершинин, Дмитрий Марин, Варвара Андреева, Максим Хрусталев, Мари Марк. Мышкина играет Александр Дривень, Полина Долинская – Настасья Филипповна, Рогожин – Александр Волков. И совсем молодые: Варвара Шаталова – Аглая, Игнатий Кузнецов – Ганя.
– Вы работали во многих театрах – в Ермоловском, Моссовета, «Табакерке», в Театре на Малой Бронной, Сатиры. Почему два года назад приняли предложение стать режиссером Малого театра?
– Я считаю Малый театр главным драматическим театром страны. Мне комфортно там фантазировать и придумывать спектакли. Точно знаю, что самые смелые, яркие идеи в этом театре будут воплощены. Это моя пятая работа в Малом. Много лет назад Юрий Мефодьевич Соломин пригласил меня поставить спектакль для Элины Авраамовны Быстрицкой. Это был «Любовный круг» Сомерсета Моэма, где я собрал блестящий состав актеров – Борис Клюев, Василий Бочкарев, Владимир Сафронов, Александр Вершинин, Василий Зотов, Варвара Андреева. И я помню, как, лукаво улыбнувшись, Соломин подписал распределение и сказал, что это квинтэссенция звезд, но есть одна проблема. Надо найти контакт с Элиной Авраамовной. Контакт был найден. Счастлив, что она сыграла спектакль, и, как оказалось, это была ее последняя роль на сцене Малого тетра. Я помню их дуэт с Борисом Клюевым, которого уже тоже нет с нами: стоят в финале обнявшись, смотрят на закат и вспоминают всю жизнь. Таких артистов, как в Малом, сейчас, пожалуй, нет ни в одном театре. Потом была «Пиковая дама» с Верой Васильевой. Замечательный театральный момент, когда Быстрицкая по причине своего плохого самочувствия сама позвонила Вере Кузьминичне и передала ей свою роль. Это театральный подвиг, и в Малом он не единственный.
К 70-летию Бориса Клюева и 200-летию Лермонтова я поставил «Маскарад». Так совпало, что Клюев долгое время хотел сыграть Арбенина. Для меня Клюев стал талисманом. И, несмотря на свой страшный диагноз, он до последнего играл тяжелейший спектакль, а потом уезжал на процедуры. Для меня было неожиданностью то, что случилось на моем следующем спектакле «Большая тройка», который я выпускал к 75-летию Победы. Клюев должен был играть Рузвельта, он согласился. Ялтинская конференция, в отличие от Тегерана, никогда не становилась предметом серьезного исследования. Играть должны были только мастера. Роль Клюева подхватил Владимир Носик, Василий Бочкарев сыграл Сталина, Валерий Афанасьев – Черчилля. Смысл спектакля – закулисная часть переговоров «большой тройки». Для меня эти исторические персоны – не монстры, не одиозные политические фигуры, а уставшие, больные люди в возрасте, которые обязаны были взять на себя ответственность за судьбу мира.
– В чем отличие Малого от других театров?
– Я, наверное, ни в одном театре не смог бы за несколько лет поставить Пушкина, Лермонтова, Достоевского. Малый – дом Островского и дом великой русской литературы. Зрители, которые приходят сюда, всегда знают, что прочтение классики будет адекватным и на каждый спектакль можно прийти с семьей. И еще само здание является культурным наследием страны. Особенно сейчас, после масштабной реконструкции, и это заслуга директора театра Тамары Михайловой, Малый встречает зрителей во всем своем великолепии.
Если говорить о труппе, то она потрясающая. Мало кто может сегодня себе позволить играть «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизора» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова, «Пиковую даму» Пушкина, «Идиота» Достоевского. Русская актерская психологическая школа Малого театра жива. Ее наблюдал и изучал Станиславский, прежде чем написать свою «систему» и создать Московский Художественный общедоступный театр.
– В свое время вы выпустили две книги. В этом году вышла третья – «Приключения режиссера». О чем она?
– Меня всегда поражало, что от театра ничего не остается. Даже спектакли, записанные на пленку, теряют свою атмосферу. В этой книге я постарался восполнить этот пробел и передать нерв репетиций. Как говорил французский классик Альбер Камю: «Театр – это внутренние приключения». В данном случае это мои приключения…
Жанна Филатова, "Театральная афиша столицы", май 2022 года
Прошедший год стал для режиссера-постановщика Малого театра, народного артиста России Андрея Житинкина судьбоносным. На исторической сцене он поставил спектакль «Идиот» по Достоевскому и написал новую книгу «Приключения режиссера».
Спектакль «Идиот» смотрите в интернет-трансляции 16 июня, начало 19:00.
- Почему вы ставите сегодня «Идиота» Достоевского?
– 2021 год был объявлен ЮНЕСКО годом Достоевского. Как это ни парадоксально, он самый популярный русский автор на Западе, популярнее Чехова и Льва Толстого. Потому что для мира Достоевский – это подчас закрученный криминальный сюжет, человеческие страсти и феномен русской души. Мне показалось, что настало время обратиться к самому яркому роману писателя – «Идиот». В Малом театре никогда не было полноценной версии романа. Ермолова играла лишь монологи Настасьи Филипповны, но мне захотелось сделать масштабное прочтение романа. Сейчас эта история суперактуальна, потому что сюжет постоянно крутится вокруг двух вещей – любовь и деньги. Что может быть выше любви и почему любовь в итоге побеждает даже смерть? В моей версии нет никакого мрака. Я постарался сделать спектакль с трагическим, но светлым Достоевским. И на нашей первой встрече с актерами сказал свою любимую фразу Цветаевой: «Творению предпочитаю творца…» И чтобы понять «Идиота», надо вспомнить, что у Федора Михайловича были те же самые симптомы болезни, что и у Льва Мышкина, огромные куски романа – это его автобиография с приговором к расстрелу, помилованием, с диким азартом к игре…
У нас в спектакле вопрос денег, возможность все поставить на кон, продавать любовь, торговать любовью – все эти мотивы невероятно бьют в сегодняшний день. Я уже не говорю о том, что Достоевский оставил гениальное завещание, сказав, что каждый человек, который захочет взять к постановке его произведения, должен сделать свою версию! С моей точки зрения, это правильно, потому что Достоевский подарил другим поколениям творческую свободу. Вот Виктор Розов в свое время взял один мотив из романа «Братья Карамазовы» и написал пьесу «Брат Алеша». Так возник замечательный спектакль Анатолия Эфроса. Сейчас есть мюзиклы, сериалы и так далее. Вот и мы в Малом театре предлагаем свою версию романа «Идиот».
– Как выбирали актеров для такого мощного проекта?
– «Идиот» – самый чувственный роман Достоевского. Там не любовные треугольники, там не четырехугольники, не пятиугольники. Больше! Потому что Мышкин – как комета, которая упала на Землю и обожгла всех. Спектакль с мощными энергетическими вспышками – сегодня по-другому и быть не может. Актеры пошли за мной, им понравилась версия.
А еще мне было крайне важно, чтобы Достоевский объединил корифеев Малого театра, таких как Людмила Полякова, Борис Невзоров, Александр Клюквин, Алена Охлупина, Валерий Афанасьев, Владимир Носик, и следующее поколение мастеров. Это Александр Вершинин, Дмитрий Марин, Варвара Андреева, Максим Хрусталев, Мари Марк. Мышкина играет Александр Дривень, Полина Долинская – Настасья Филипповна, Рогожин – Александр Волков. И совсем молодые: Варвара Шаталова – Аглая, Игнатий Кузнецов – Ганя.
– Вы работали во многих театрах – в Ермоловском, Моссовета, «Табакерке», в Театре на Малой Бронной, Сатиры. Почему два года назад приняли предложение стать режиссером Малого театра?
– Я считаю Малый театр главным драматическим театром страны. Мне комфортно там фантазировать и придумывать спектакли. Точно знаю, что самые смелые, яркие идеи в этом театре будут воплощены. Это моя пятая работа в Малом. Много лет назад Юрий Мефодьевич Соломин пригласил меня поставить спектакль для Элины Авраамовны Быстрицкой. Это был «Любовный круг» Сомерсета Моэма, где я собрал блестящий состав актеров – Борис Клюев, Василий Бочкарев, Владимир Сафронов, Александр Вершинин, Василий Зотов, Варвара Андреева. И я помню, как, лукаво улыбнувшись, Соломин подписал распределение и сказал, что это квинтэссенция звезд, но есть одна проблема. Надо найти контакт с Элиной Авраамовной. Контакт был найден. Счастлив, что она сыграла спектакль, и, как оказалось, это была ее последняя роль на сцене Малого тетра. Я помню их дуэт с Борисом Клюевым, которого уже тоже нет с нами: стоят в финале обнявшись, смотрят на закат и вспоминают всю жизнь. Таких артистов, как в Малом, сейчас, пожалуй, нет ни в одном театре. Потом была «Пиковая дама» с Верой Васильевой. Замечательный театральный момент, когда Быстрицкая по причине своего плохого самочувствия сама позвонила Вере Кузьминичне и передала ей свою роль. Это театральный подвиг, и в Малом он не единственный.
К 70-летию Бориса Клюева и 200-летию Лермонтова я поставил «Маскарад». Так совпало, что Клюев долгое время хотел сыграть Арбенина. Для меня Клюев стал талисманом. И, несмотря на свой страшный диагноз, он до последнего играл тяжелейший спектакль, а потом уезжал на процедуры. Для меня было неожиданностью то, что случилось на моем следующем спектакле «Большая тройка», который я выпускал к 75-летию Победы. Клюев должен был играть Рузвельта, он согласился. Ялтинская конференция, в отличие от Тегерана, никогда не становилась предметом серьезного исследования. Играть должны были только мастера. Роль Клюева подхватил Владимир Носик, Василий Бочкарев сыграл Сталина, Валерий Афанасьев – Черчилля. Смысл спектакля – закулисная часть переговоров «большой тройки». Для меня эти исторические персоны – не монстры, не одиозные политические фигуры, а уставшие, больные люди в возрасте, которые обязаны были взять на себя ответственность за судьбу мира.
– В чем отличие Малого от других театров?
– Я, наверное, ни в одном театре не смог бы за несколько лет поставить Пушкина, Лермонтова, Достоевского. Малый – дом Островского и дом великой русской литературы. Зрители, которые приходят сюда, всегда знают, что прочтение классики будет адекватным и на каждый спектакль можно прийти с семьей. И еще само здание является культурным наследием страны. Особенно сейчас, после масштабной реконструкции, и это заслуга директора театра Тамары Михайловой, Малый встречает зрителей во всем своем великолепии.
Если говорить о труппе, то она потрясающая. Мало кто может сегодня себе позволить играть «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизора» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова, «Пиковую даму» Пушкина, «Идиота» Достоевского. Русская актерская психологическая школа Малого театра жива. Ее наблюдал и изучал Станиславский, прежде чем написать свою «систему» и создать Московский Художественный общедоступный театр.
– В свое время вы выпустили две книги. В этом году вышла третья – «Приключения режиссера». О чем она?
– Меня всегда поражало, что от театра ничего не остается. Даже спектакли, записанные на пленку, теряют свою атмосферу. В этой книге я постарался восполнить этот пробел и передать нерв репетиций. Как говорил французский классик Альбер Камю: «Театр – это внутренние приключения». В данном случае это мои приключения…
Жанна Филатова, "Театральная афиша столицы", май 2022 года