Виталий Мефодьевич Соломин, народный артист России, родился 12 декабря 1941 г. в Чите. В 1963 г. он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина – Соломин занимался на курсе знаменитого актёра и педагога Н.А.Анненкова, где его соучениками были Виктор Павлов, Олег Даль, Михаил Кононов, Ярослав Барышев, Всеволод Соболев. Впервые на сцену Малого театра Виталий Мефодьевич вышел ещё студентом. Говоря о своих ранних работах, артист особо выделял роль Бориса в спектакле «Твой дядя Миша» по Г.Мдивани.
В Малом театре Виталий Соломин служил с 1963 по 2002 годы, с перерывом на несколько лет – с сентября 1986-го по декабрь 1988-го он работал в Театре им. Моссовета, где сыграл Сошнина в «Печальном детективе» В.П.Астафьева.
На сцене Малого артист исполнил более 30 ролей как современного, так и классического репертуара. Многие работы Виталия Соломина вошли в золотой фонд театрального искусства ещё при жизни мастера. Эталонным считается его исполнение приказчика Ипполита в комедии А.Н.Островского «Не всё коту масленица». Роль, сыгранная в 1973 г., принадлежит к числу сценических шедевров Соломина, ранее считавшегося исключительно социальным героем: «В нём пробудилась пленительная характерность, он сумел уловить редкое сочетание гротеска и естественности» (Св.Овчинникова, буклет «Виталий Соломин» из серии «Библиотека Малого театра»). Роль Ипполита продемонстрировала лучшие профессиональные качества актёра: необычайную широту диапазона, колоссальные творческие возможности, удивительную органичность, обаяние, чувство юмора, художественный вкус, пластичность и музыкальность, естественность существования на сцене.
Виталий Соломин – актёр вне жанров и амплуа, одна из ярчайших звёзд на небосклоне Малого театра. Поражает разнообразие сыгранных им ролей, от простаков «с хитринкой» вроде Ипполита, Хлестакова («Ревизор» Н.В.Гоголя), Шванди («Любовь Яровая» К.Тренёва) до драматических, подчас трагических героев, таких как Чацкий («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Борис Куликов («Летние прогулки» А.Салынского), Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Фёдор Протасов («Живой труп» Л.Н.Толстого), Лоренс Шеннон («Ночь игуаны» Т.Уильямса), Астров («Дядя Ваня» А.П.Чехова), Иванов в одноимённой пьесе А.П.Чехова и др.
«Непривычным во многом был его Чацкий – умный, жёлчный, лишённый каких бы то ни было романтических иллюзий» (Н.Старосельская, «"Узор мастерства"/Вспоминая Виталия Соломина», «Страстной бульвар-10», №4 (244)). Фиеско ди Лаванья в исполнении Соломина раскрывался постепенно. Спектакль Леонида Хейфеца был посвящён разрушительному воздействию власти на человека, тонкой грани, отделяющей тираноборца от тирана. Борец за идеалы свободы, каким представляется Фиеско в начале, оказывался холодным и циничным честолюбцем, готовым на всё для достижения своих целей. Актёр наделял героя собственным победным обаянием – образ производил поистине ошеломляющее впечатление.
Первые опыты Виталия Мефодьевича в режиссуре относятся к 1968 г. – он работал над «Вариациями» А.Моравиа, однако постановка не состоялась. Всего в Малом театре вышло пять спектаклей Виталия Соломина:
«Мой любимый клоун» по Василию Ливанову;
«Живой труп» Л.Н.Толстого;
«Дикарка» А.Н.Островского;
«Свадьба Кречинского» А.Колкера по А.В.Сухово-Кобылину;
«Иванов» А.П.Чехова.
В каждой из своих постановок он исполнял главные роли. Виталия Соломина можно без преувеличения назвать новатором: его «Свадьба Кречинского» – первый мюзикл на сцене Малого театра. Постановка, как, впрочем, и все режиссёрские работы Виталия Мефодьевича, пользовалась оглушительным успехом, а роль Кречинского стала одной из знаковых в творческой биографии Соломина.
Виталий Мефодьевич также поставил ряд антрепризных спектаклей. Среди них — «Сирена и Виктория» А.Галина, «Биография» М.Фриша, «Мышеловка» А.Кристи. Мастер пробовал себя и в кинорежиссуре – на его счету художественный фильм «Охота» с участием Алисы Фрейндлих, Василия Ливанова, Александра Лазарева-старшего и др.
Виталий Соломин начал сниматься в кино ещё в студенческие годы. Среди ранних лент с его участием – «Первый троллейбус», «Улица Ньютона, дом 1», «Председатель». Настоящий прорыв случился в 1965-м и 1966 годах, когда актёр сыграл в фильмах «Женщины» и «Старшая сестра». Обе картины имели значительный успех и принесли молодому исполнителю всесоюзную популярность.
На счету Виталия Соломина более 60 работ в кино и на телевидении. Зрители помнят и любят его по таким фильмам как «Бабье царство», «Крепкий орешек», «Салют, Мария!», «Даурия», «Расскажи мне о себе», «Сибириада», «Кто заплатит за удачу», «Искренне Ваш…», «Чёрный квадрат», «Казус белли», «Пан или пропал». Пластичность и музыкальность артиста позволили ему с блеском сыграть в экранизациях оперетт «Летучая мышь» и «Сильва». Особой зрительской любовью пользуется Вадим Дашков из цикла фильмов «Зимняя вишня». Но, конечно же, главный кинообраз, созданный Виталием Соломиным, – это отставной военный врач Джон Ватсон в телевизионном сериале Игоря Масленникова о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Помимо работы в театре, кино и на телевидении, участии в атрепризах, записей на радио мастер занимался преподавательской деятельностью – он вёл курс во ВГИКе, осиротевший после смерти Анатолия Ромашина. Среди учеников педагога Соломина – популярная актриса Анна Снаткина.
Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 г.
13 декабря 2021 года на Исторической сцене Малого театра прошёл вечер, посвящённый 80-летию со дня рождения Виталия Соломина. В этот день близкие и коллеги, актёры Малого театра, вспоминали артиста.
В день памяти Виталия Мефодьевича, 27 мая, делимся с вами видеозаписью вечера.
Виталий Мефодьевич Соломин, народный артист России, родился 12 декабря 1941 г. в Чите. В 1963 г. он окончил ВТУ им. М.С.Щепкина – Соломин занимался на курсе знаменитого актёра и педагога Н.А.Анненкова, где его соучениками были Виктор Павлов, Олег Даль, Михаил Кононов, Ярослав Барышев, Всеволод Соболев. Впервые на сцену Малого театра Виталий Мефодьевич вышел ещё студентом. Говоря о своих ранних работах, артист особо выделял роль Бориса в спектакле «Твой дядя Миша» по Г.Мдивани.
В Малом театре Виталий Соломин служил с 1963 по 2002 годы, с перерывом на несколько лет – с сентября 1986-го по декабрь 1988-го он работал в Театре им. Моссовета, где сыграл Сошнина в «Печальном детективе» В.П.Астафьева.
На сцене Малого артист исполнил более 30 ролей как современного, так и классического репертуара. Многие работы Виталия Соломина вошли в золотой фонд театрального искусства ещё при жизни мастера. Эталонным считается его исполнение приказчика Ипполита в комедии А.Н.Островского «Не всё коту масленица». Роль, сыгранная в 1973 г., принадлежит к числу сценических шедевров Соломина, ранее считавшегося исключительно социальным героем: «В нём пробудилась пленительная характерность, он сумел уловить редкое сочетание гротеска и естественности» (Св.Овчинникова, буклет «Виталий Соломин» из серии «Библиотека Малого театра»). Роль Ипполита продемонстрировала лучшие профессиональные качества актёра: необычайную широту диапазона, колоссальные творческие возможности, удивительную органичность, обаяние, чувство юмора, художественный вкус, пластичность и музыкальность, естественность существования на сцене.
Виталий Соломин – актёр вне жанров и амплуа, одна из ярчайших звёзд на небосклоне Малого театра. Поражает разнообразие сыгранных им ролей, от простаков «с хитринкой» вроде Ипполита, Хлестакова («Ревизор» Н.В.Гоголя), Шванди («Любовь Яровая» К.Тренёва) до драматических, подчас трагических героев, таких как Чацкий («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Борис Куликов («Летние прогулки» А.Салынского), Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера), Фёдор Протасов («Живой труп» Л.Н.Толстого), Лоренс Шеннон («Ночь игуаны» Т.Уильямса), Астров («Дядя Ваня» А.П.Чехова), Иванов в одноимённой пьесе А.П.Чехова и др.
«Непривычным во многом был его Чацкий – умный, жёлчный, лишённый каких бы то ни было романтических иллюзий» (Н.Старосельская, «"Узор мастерства"/Вспоминая Виталия Соломина», «Страстной бульвар-10», №4 (244)). Фиеско ди Лаванья в исполнении Соломина раскрывался постепенно. Спектакль Леонида Хейфеца был посвящён разрушительному воздействию власти на человека, тонкой грани, отделяющей тираноборца от тирана. Борец за идеалы свободы, каким представляется Фиеско в начале, оказывался холодным и циничным честолюбцем, готовым на всё для достижения своих целей. Актёр наделял героя собственным победным обаянием – образ производил поистине ошеломляющее впечатление.
Первые опыты Виталия Мефодьевича в режиссуре относятся к 1968 г. – он работал над «Вариациями» А.Моравиа, однако постановка не состоялась. Всего в Малом театре вышло пять спектаклей Виталия Соломина:
«Мой любимый клоун» по Василию Ливанову;
«Живой труп» Л.Н.Толстого;
«Дикарка» А.Н.Островского;
«Свадьба Кречинского» А.Колкера по А.В.Сухово-Кобылину;
«Иванов» А.П.Чехова.
В каждой из своих постановок он исполнял главные роли. Виталия Соломина можно без преувеличения назвать новатором: его «Свадьба Кречинского» – первый мюзикл на сцене Малого театра. Постановка, как, впрочем, и все режиссёрские работы Виталия Мефодьевича, пользовалась оглушительным успехом, а роль Кречинского стала одной из знаковых в творческой биографии Соломина.
Виталий Мефодьевич также поставил ряд антрепризных спектаклей. Среди них — «Сирена и Виктория» А.Галина, «Биография» М.Фриша, «Мышеловка» А.Кристи. Мастер пробовал себя и в кинорежиссуре – на его счету художественный фильм «Охота» с участием Алисы Фрейндлих, Василия Ливанова, Александра Лазарева-старшего и др.
Виталий Соломин начал сниматься в кино ещё в студенческие годы. Среди ранних лент с его участием – «Первый троллейбус», «Улица Ньютона, дом 1», «Председатель». Настоящий прорыв случился в 1965-м и 1966 годах, когда актёр сыграл в фильмах «Женщины» и «Старшая сестра». Обе картины имели значительный успех и принесли молодому исполнителю всесоюзную популярность.
На счету Виталия Соломина более 60 работ в кино и на телевидении. Зрители помнят и любят его по таким фильмам как «Бабье царство», «Крепкий орешек», «Салют, Мария!», «Даурия», «Расскажи мне о себе», «Сибириада», «Кто заплатит за удачу», «Искренне Ваш…», «Чёрный квадрат», «Казус белли», «Пан или пропал». Пластичность и музыкальность артиста позволили ему с блеском сыграть в экранизациях оперетт «Летучая мышь» и «Сильва». Особой зрительской любовью пользуется Вадим Дашков из цикла фильмов «Зимняя вишня». Но, конечно же, главный кинообраз, созданный Виталием Соломиным, – это отставной военный врач Джон Ватсон в телевизионном сериале Игоря Масленникова о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
Помимо работы в театре, кино и на телевидении, участии в атрепризах, записей на радио мастер занимался преподавательской деятельностью – он вёл курс во ВГИКе, осиротевший после смерти Анатолия Ромашина. Среди учеников педагога Соломина – популярная актриса Анна Снаткина.
Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 г.
13 декабря 2021 года на Исторической сцене Малого театра прошёл вечер, посвящённый 80-летию со дня рождения Виталия Соломина. В этот день близкие и коллеги, актёры Малого театра, вспоминали артиста.
В день памяти Виталия Мефодьевича, 27 мая, делимся с вами видеозаписью вечера.