Новости

«РАБОТА В МАЛОМ ТЕАТРЕ – ЭТО ЗАБЕГ НА ДЛИННУЮ ДИСТАНЦИЮ»

Андрей Цисарук начинал как актер, после окончания Щепкинского училища играл на сцене Театра DOC, театров «Школа драматического искусства» и «Школа современной пьесы», но выбрал режиссерский путь, поставив уже более 20 спектаклей на отечественных и зарубежных сценах. В 2015 году он дебютировал в качестве режиссера на сцене Малого театра, поставил здесь «Позднюю любовь» и «Доходное место» Островского, работал вторым режиссером многих известных спектаклей. Скоро Андрей Цисарук приступит к новой постановке на этой прославленной сцене.

- С чего начался ваш режиссерский путь в Малом театре?

- В 2015 году Юрий Мефодьевич Соломин дал мне возможность поставить спектакль «Поздняя любовь», за что я ему очень благодарен. Это был мой дипломный спектакль после окончания режиссерского факультета ГИТИСа. Я приходил в разные театры, искал, где можно было бы его поставить, пришел и к Юрию Мефодьевичу, который хорошо меня знал (я учился на его курсе в Театральном училище имени Щепкина), и предложил ему на выбор несколько пьес. Он доверил мне постановку «Поздней любви» Островского на малой сцене театра. Для меня это был счастливый случай. До этого у меня уже был небольшой режиссерский опыт, но после этой постановки я стал одним из режиссеров Малого театра.

- Легко ли вам было получить актерское образование? Когда у вас возникло желание заниматься режиссурой?

- В 16 лет я пришел поступать на актерский факультет Щепкинско- го училища, и меня сразу взяли.

А желание заниматься режиссурой появилось у меня уже на четвертом курсе. Мне показалось, что в режиссуре мне будет интереснее. Я смогу работать в разных театрах, буду сам выбирать для постановок пьесы разных авторов, и мне не придется ни от кого зависеть. Когда я, еще работая актером, начал заниматься режиссурой, у меня появился иной угол зрения на пьесу и роль. И я поступил в ГИТИС на режиссерский факультет к Иосифу Леонидовичу Райхельгаузу.

- Чем вас привлекает работа в Малом театре?

- Малый театр - это театр актера. Здесь царит культ актера, существует связь между поколениями, преемственность. Опытные мастера после спектакля заходят в гримерную к более молодым актерам, оценивают их работу, поддерживают, дают советы. Режиссеры здесь всегда следят за игрой актеров в своих спектаклях. Идеи Малого мне очень близки, и для меня это театр хороших людей. А еще работа в Малом театре - это забег на длинную дистанцию, она дает отличные возможности для саморазвития. Если ты ставишь здесь спектакль, ты должен находиться в диалоге с традициями этого театра, его художественной программой, учитывать законы актерской игры. Интереснее всего, когда находишь театральное и сценографическое решение спектакля, помогающее актерам по-новому раскрыться.

- Почему вы несколько лет работали в Малом театре вторым режиссером?

- Наверное, для того, чтобы научиться работать в театре. Одно дело - спектакли, поставленные в институте, и совсем другое - профессиональные постановки. Учишься быстро принимать решения, понимаешь, как заинтересовать актеров своей идеей и как работать с техническими службами. Чаще всего я был вторым режиссером масштабных спектаклей, поставленных режиссерами из разных стран. Они после премьеры уезжают, и нужен человек, который следил бы за спектаклем, вводил в него новых актеров, если потребуется. За время работы я перезнакомился со всеми актерами, ко мне привыкли, я психологически стал своим и вошел в труппу.

- Посмотрев ваши спектакли «Поздняя любовь» и «Доходное место», я была потрясена тщательной режиссерской работой с актерами. С какими актерами вам интереснее работать? Кто для вас идеальный актер?

- Люблю работать с актерами, которые меньше заняты в спектаклях, можно предложить им что-то интересное, раскрыть их с неожиданной стороны. А идеальный актер - тот, кто сначала находится в художественном конфликте с режиссером, но постепенно начинает верить тому, что он предлагает.

- В чем, на ваш взгляд, созвучие пьесы «Доходное место» с сегодняшним днем?

- На мой взгляд, это очень современная история о том, как любая система - чиновничьи департаменты времен Островского или нынешние офисные корпорации - ломает человека, заставляя его подчиняться своим законам.

Ему приходится или принимать правила игры, или продолжать бороться. Белогубов, ровесник Жадова, быстро приспосабливается: это дает возможность быть успешным, хорошо зарабатывать, обеспечивать свою семью. А Жадов, инфантильный мальчик из благополучной семьи, столкнувшись с жизнью, решает, что будет идти по своей дороге, несмотря ни на что. А еще это история о взрослении и молодых людях из хороших семей, которые поздно становятся самостоятельными.

- Как вы обычно работаете над спектаклем? С чего начинаете?

- Я не люблю долгие читки за столом. Стараюсь поскорее вывести актеров на площадку и разбирать текст «на ногах». К любой пьесе надо искать особый подход и способ работы, чтобы раскрыть мир, созданный ее автором. Ведь нельзя ставить Островского так, как Шекспира. Но я всегда стараюсь найти способ существования артиста, созвучный времени. А если повезет, на сцене возникает какой-то особый мир...

- Хотите посвятить свою жизнь Малому театру?

- Она пока и посвящается!

- Что собираетесь ставить в Малом театре в ближайшее время?

- Обсуждаем с руководством театра возможность постановки пьесы Островского. Ее название - пока тайна. Ее сюжет можно назвать криминальным, ее редко ставят, хотя она дает возможность не только для натуралистически-бытового, но и для образного решения. И в ней есть роли для артистов, с которыми я хотел бы поработать.

- Где еще собираетесь ставить?

- В Нижегородском театре драмы имени М. Горького начинаю пьесу «Правда - хорошо, а счастье лучше» Островского. Весной буду ставить в Санкт-Петербургском театре Комедии спектакль «Все о Еве». Идут переговоры с Тверским театром драмы, с театром «Практика».

- В Малом театре ревновать не будут?

- Я сначала стараюсь обсудить все с руководством Малого театра. Считаю, что если ты художественно честен, то все будет в порядке.

- А что бы вам сейчас больше всего хотелось бы поставить?

- Современную прозу, русскую или западную. Наверное, потому, что через ее постановку можно найти новый способ существования артиста. Ведь это очень интересно, когда живущий сейчас человек пишет современным языком, раскрывая психологию своих современников. В современной прозе, как ни странно, отчетливо прослеживается выпуклая, внятная драматургическая структура. Возникают мотивы и идеи, свойственные современному человеку, но их еще никто не выразил на театральных подмостках.

- Знаете, вы кажетесь мне очень цельным и очень серьезным человеком!

- В театре это иногда мешает. (Улыбается.) Возможно, надо уметь быть и немного раздолбаем, а цельность неплохо порой переводить в юмор.


Ольга Игнатюк, "Театральная афиша столицы", март 2022


Дата публикации: 01.03.2022

Андрей Цисарук начинал как актер, после окончания Щепкинского училища играл на сцене Театра DOC, театров «Школа драматического искусства» и «Школа современной пьесы», но выбрал режиссерский путь, поставив уже более 20 спектаклей на отечественных и зарубежных сценах. В 2015 году он дебютировал в качестве режиссера на сцене Малого театра, поставил здесь «Позднюю любовь» и «Доходное место» Островского, работал вторым режиссером многих известных спектаклей. Скоро Андрей Цисарук приступит к новой постановке на этой прославленной сцене.

- С чего начался ваш режиссерский путь в Малом театре?

- В 2015 году Юрий Мефодьевич Соломин дал мне возможность поставить спектакль «Поздняя любовь», за что я ему очень благодарен. Это был мой дипломный спектакль после окончания режиссерского факультета ГИТИСа. Я приходил в разные театры, искал, где можно было бы его поставить, пришел и к Юрию Мефодьевичу, который хорошо меня знал (я учился на его курсе в Театральном училище имени Щепкина), и предложил ему на выбор несколько пьес. Он доверил мне постановку «Поздней любви» Островского на малой сцене театра. Для меня это был счастливый случай. До этого у меня уже был небольшой режиссерский опыт, но после этой постановки я стал одним из режиссеров Малого театра.

- Легко ли вам было получить актерское образование? Когда у вас возникло желание заниматься режиссурой?

- В 16 лет я пришел поступать на актерский факультет Щепкинско- го училища, и меня сразу взяли.

А желание заниматься режиссурой появилось у меня уже на четвертом курсе. Мне показалось, что в режиссуре мне будет интереснее. Я смогу работать в разных театрах, буду сам выбирать для постановок пьесы разных авторов, и мне не придется ни от кого зависеть. Когда я, еще работая актером, начал заниматься режиссурой, у меня появился иной угол зрения на пьесу и роль. И я поступил в ГИТИС на режиссерский факультет к Иосифу Леонидовичу Райхельгаузу.

- Чем вас привлекает работа в Малом театре?

- Малый театр - это театр актера. Здесь царит культ актера, существует связь между поколениями, преемственность. Опытные мастера после спектакля заходят в гримерную к более молодым актерам, оценивают их работу, поддерживают, дают советы. Режиссеры здесь всегда следят за игрой актеров в своих спектаклях. Идеи Малого мне очень близки, и для меня это театр хороших людей. А еще работа в Малом театре - это забег на длинную дистанцию, она дает отличные возможности для саморазвития. Если ты ставишь здесь спектакль, ты должен находиться в диалоге с традициями этого театра, его художественной программой, учитывать законы актерской игры. Интереснее всего, когда находишь театральное и сценографическое решение спектакля, помогающее актерам по-новому раскрыться.

- Почему вы несколько лет работали в Малом театре вторым режиссером?

- Наверное, для того, чтобы научиться работать в театре. Одно дело - спектакли, поставленные в институте, и совсем другое - профессиональные постановки. Учишься быстро принимать решения, понимаешь, как заинтересовать актеров своей идеей и как работать с техническими службами. Чаще всего я был вторым режиссером масштабных спектаклей, поставленных режиссерами из разных стран. Они после премьеры уезжают, и нужен человек, который следил бы за спектаклем, вводил в него новых актеров, если потребуется. За время работы я перезнакомился со всеми актерами, ко мне привыкли, я психологически стал своим и вошел в труппу.

- Посмотрев ваши спектакли «Поздняя любовь» и «Доходное место», я была потрясена тщательной режиссерской работой с актерами. С какими актерами вам интереснее работать? Кто для вас идеальный актер?

- Люблю работать с актерами, которые меньше заняты в спектаклях, можно предложить им что-то интересное, раскрыть их с неожиданной стороны. А идеальный актер - тот, кто сначала находится в художественном конфликте с режиссером, но постепенно начинает верить тому, что он предлагает.

- В чем, на ваш взгляд, созвучие пьесы «Доходное место» с сегодняшним днем?

- На мой взгляд, это очень современная история о том, как любая система - чиновничьи департаменты времен Островского или нынешние офисные корпорации - ломает человека, заставляя его подчиняться своим законам.

Ему приходится или принимать правила игры, или продолжать бороться. Белогубов, ровесник Жадова, быстро приспосабливается: это дает возможность быть успешным, хорошо зарабатывать, обеспечивать свою семью. А Жадов, инфантильный мальчик из благополучной семьи, столкнувшись с жизнью, решает, что будет идти по своей дороге, несмотря ни на что. А еще это история о взрослении и молодых людях из хороших семей, которые поздно становятся самостоятельными.

- Как вы обычно работаете над спектаклем? С чего начинаете?

- Я не люблю долгие читки за столом. Стараюсь поскорее вывести актеров на площадку и разбирать текст «на ногах». К любой пьесе надо искать особый подход и способ работы, чтобы раскрыть мир, созданный ее автором. Ведь нельзя ставить Островского так, как Шекспира. Но я всегда стараюсь найти способ существования артиста, созвучный времени. А если повезет, на сцене возникает какой-то особый мир...

- Хотите посвятить свою жизнь Малому театру?

- Она пока и посвящается!

- Что собираетесь ставить в Малом театре в ближайшее время?

- Обсуждаем с руководством театра возможность постановки пьесы Островского. Ее название - пока тайна. Ее сюжет можно назвать криминальным, ее редко ставят, хотя она дает возможность не только для натуралистически-бытового, но и для образного решения. И в ней есть роли для артистов, с которыми я хотел бы поработать.

- Где еще собираетесь ставить?

- В Нижегородском театре драмы имени М. Горького начинаю пьесу «Правда - хорошо, а счастье лучше» Островского. Весной буду ставить в Санкт-Петербургском театре Комедии спектакль «Все о Еве». Идут переговоры с Тверским театром драмы, с театром «Практика».

- В Малом театре ревновать не будут?

- Я сначала стараюсь обсудить все с руководством Малого театра. Считаю, что если ты художественно честен, то все будет в порядке.

- А что бы вам сейчас больше всего хотелось бы поставить?

- Современную прозу, русскую или западную. Наверное, потому, что через ее постановку можно найти новый способ существования артиста. Ведь это очень интересно, когда живущий сейчас человек пишет современным языком, раскрывая психологию своих современников. В современной прозе, как ни странно, отчетливо прослеживается выпуклая, внятная драматургическая структура. Возникают мотивы и идеи, свойственные современному человеку, но их еще никто не выразил на театральных подмостках.

- Знаете, вы кажетесь мне очень цельным и очень серьезным человеком!

- В театре это иногда мешает. (Улыбается.) Возможно, надо уметь быть и немного раздолбаем, а цельность неплохо порой переводить в юмор.


Ольга Игнатюк, "Театральная афиша столицы", март 2022


Дата публикации: 01.03.2022