Под занавес III Зимнего международного фестиваля искусств в Москве Сергей Гармаш и Юрий Башмет представили на суд публики свое прочтение повести Ф.М. Достоевского «Кроткая». Синтез симфонической музыки и драматического искусства давно занимает маэстро: в 2016 году под эгидой сочинского фестиваля режиссер Виктор Крамер вместе с композитором Кузьмой Бодровым создали спектакль «Не покидай свою планету», где вместе с Константином Хабенским историю Маленького принца рассказывает Камерный ансамбль «Солисты Москвы». Необычная постановка пришлась публике по душе и, перешагнув фестивальный формат, заняла прочное место в афише театра «Современник».
Мысль поработать с триумвиратом Башмет – Крамер – Бодров пришла к Сергею Гармашу, когда он еще служил в знаменитой труппе. Достоевского артист считает одним из самых важных писателей в своей жизни, а выбор «Кроткой», созданной писателем в 1876-м, за пять лет до смерти, объясняет сверхактуальностью затронутой в ней темы – взаимоотношений палача и его жертвы: человек становится мучителем и тюремщиком для того, кто мог бы составить его счастье. Персонаж Гармаша вне времени: сегодня, как и во времена Достоевского, желающих привести всё и вся в систему хоть пруд пруди. Такие прекрасно себя чувствуют среди каталожных ящиков, больше похожих на стелы колумбария – Крамер любит острые метафоры в сценографии. Эта повесть отнюдь не редкий гость на драматической сцене, несмотря на то, что отчаянная безысходность сюжета не оставляет зрителю и самого слабого лучика надежды. В пространстве такой жуткой истории эту миссию, думается, может выполнить только музыка.
Кузьма Бодров принадлежит к достаточно ограниченному кругу современных молодых композиторов, которые способны с уважением отнестись к первоисточнику и умеют работать с подлинной литературой. Как и в случае с «Маленьким принцем», он шел от текста и режиссерского рисунка. Не каждый композитор способен сегодня на такое самопожертвование. У Достоевского героиня лишена не только имени, но и собственного голоса: за нее говорит человек, не просто не понимавший ее нежной, сложно устроенной души, но фактически лишивший ее жизни. Вот этот голос Кроткая и обрела благодаря Бодрову и «Солистам Москвы». А кровь и стать она получила от шести студенток Театрального училища имени Щепкина при Малом театре – для такой роли нужны не глянцевые красотки голливудского пошиба, а актрисы, взращенные на принципах русского психологического театра. И когда в финале Юрий Башмет, отложив дирижерскую палочку, берет в руки свой альт, кажется, что на так и не раскаявшегося грешника нисходит милосердие, вымоленное у Всевышнего несчастной жертвой для своего палача.
Партнером проекта стал Малый театр – в мастерских были изготовлены костюмы и декорации, а службы обеспечили техническую поддержку постановки. Это первый опыт сотрудничества театра с маэстро Башметом и его Зимним фестивалем. У Малого уже есть постановки, где музыка, оркестр являются не эскортом, а полноправными действующими лицами, – классическая «Метель» и «1900-й. Легенда о пианисте», достаточно авангардная для «оплота академизма» каким не без основания считается этот театр. Премьерные показы прошли на сцене филиала на Ордынке. По завершении фестиваля спектакль войдет в репертуар и обоснуется на Исторической сцене.
ВИКТОРИЯ РОГОЗИНСКАЯ, "Музыкальная жизнь"
Под занавес III Зимнего международного фестиваля искусств в Москве Сергей Гармаш и Юрий Башмет представили на суд публики свое прочтение повести Ф.М. Достоевского «Кроткая». Синтез симфонической музыки и драматического искусства давно занимает маэстро: в 2016 году под эгидой сочинского фестиваля режиссер Виктор Крамер вместе с композитором Кузьмой Бодровым создали спектакль «Не покидай свою планету», где вместе с Константином Хабенским историю Маленького принца рассказывает Камерный ансамбль «Солисты Москвы». Необычная постановка пришлась публике по душе и, перешагнув фестивальный формат, заняла прочное место в афише театра «Современник».
Мысль поработать с триумвиратом Башмет – Крамер – Бодров пришла к Сергею Гармашу, когда он еще служил в знаменитой труппе. Достоевского артист считает одним из самых важных писателей в своей жизни, а выбор «Кроткой», созданной писателем в 1876-м, за пять лет до смерти, объясняет сверхактуальностью затронутой в ней темы – взаимоотношений палача и его жертвы: человек становится мучителем и тюремщиком для того, кто мог бы составить его счастье. Персонаж Гармаша вне времени: сегодня, как и во времена Достоевского, желающих привести всё и вся в систему хоть пруд пруди. Такие прекрасно себя чувствуют среди каталожных ящиков, больше похожих на стелы колумбария – Крамер любит острые метафоры в сценографии. Эта повесть отнюдь не редкий гость на драматической сцене, несмотря на то, что отчаянная безысходность сюжета не оставляет зрителю и самого слабого лучика надежды. В пространстве такой жуткой истории эту миссию, думается, может выполнить только музыка.
Кузьма Бодров принадлежит к достаточно ограниченному кругу современных молодых композиторов, которые способны с уважением отнестись к первоисточнику и умеют работать с подлинной литературой. Как и в случае с «Маленьким принцем», он шел от текста и режиссерского рисунка. Не каждый композитор способен сегодня на такое самопожертвование. У Достоевского героиня лишена не только имени, но и собственного голоса: за нее говорит человек, не просто не понимавший ее нежной, сложно устроенной души, но фактически лишивший ее жизни. Вот этот голос Кроткая и обрела благодаря Бодрову и «Солистам Москвы». А кровь и стать она получила от шести студенток Театрального училища имени Щепкина при Малом театре – для такой роли нужны не глянцевые красотки голливудского пошиба, а актрисы, взращенные на принципах русского психологического театра. И когда в финале Юрий Башмет, отложив дирижерскую палочку, берет в руки свой альт, кажется, что на так и не раскаявшегося грешника нисходит милосердие, вымоленное у Всевышнего несчастной жертвой для своего палача.
Партнером проекта стал Малый театр – в мастерских были изготовлены костюмы и декорации, а службы обеспечили техническую поддержку постановки. Это первый опыт сотрудничества театра с маэстро Башметом и его Зимним фестивалем. У Малого уже есть постановки, где музыка, оркестр являются не эскортом, а полноправными действующими лицами, – классическая «Метель» и «1900-й. Легенда о пианисте», достаточно авангардная для «оплота академизма» каким не без основания считается этот театр. Премьерные показы прошли на сцене филиала на Ордынке. По завершении фестиваля спектакль войдет в репертуар и обоснуется на Исторической сцене.
ВИКТОРИЯ РОГОЗИНСКАЯ, "Музыкальная жизнь"