Новости

НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ МЫШКИНА

В первые февральские выходные в Малом театре вновь покажут «Идиота», премьера которого состоялась в конце декабря. Завершающая Год Достоевского постановка стала «вишенкой на торте», финальным звучным аккордом празднования юбилея классика.

Казалось бы, Достоевский — автор не для Малого театра. Да и вообще ставить его на сцене непросто. Однако режиссер-постановщик Андрей Житинкин пошел на эксперимент, создав спектакль неожиданный и яркий, напрочь лишенный мрака, несмотря на известную всем концовку. Мышкин в нем, пронесшись как комета, касается всех и каждого, и каждого меняет — в той степени, в которой каждый меняться готов.

О чем получился спектакль у Житинкина? О жизненной драме, точнее драмах, трагедии несовпадений? Да. Но, главное, он — о любви. О той любви, что выше страстей, той, которая дается (или не дается) любому в соответствии с размерами его души и может заполнять собой пространство, а может умещаться в ладони, но тоже обжигать... Задетые, удивленные, сраженные и побежденные князем Мышкиным герои перекраивают свои души после соприкосновения с ним и до конца своих дней будут отражать источаемый им свет. В этом, думается, заключена основная идея спектакля, который для Москвы точно стал событием.

Постановка красива. Декорации умны и прагматичны : они не отвлекают, но создают исторический антураж. Еще один герой спектакля — музыка, которой тут много: эмоции героев подкреплены изяществом мелодий И. С. Баха и изысканным безумством А. Шнитке.

Без новомодных тенденций тоже обошлось, слава Богу: Житинкин поставил классику, хоть и написал сценическую версию действа, перед нами все же Достоевский, так что Мышкин — это Мышкин, а не его помесь с каким-нибудь Крыскиным, никто не прыгает по сцене нагим и не устраивает эпатажа, чего так боишься сегодня, отправляясь в театр. И козырь постановщика непобиваем — трепетное следование классическому образцу и ставка не на спецэффекты и шокирующие реверансы современным «потребностям», а на актерскую игру, которая тут — на высоте.

Постановка удачно собрала представителей старшего актерского состава Малого театра: народные артисты России Валерий Афанасьев (Тоцкий), Борис Невзоров (Епанчин) и Людмила Полякова (жена Епанчина), Александр Клюквин (Иволгин), Алена Охлупина (мать Гани) — тот костяк спектакля, в крепости которого сомнений не было изначально. Хороша и Настасья Филипповна — Полина Долинская, и совсем еще молодая актриса Варвара Шаталова в роли Аглаи. Бесподобен Фердыщенко — Дмитрий Марин.

Однако главным вопросом перед премьерой был, конечно, вопрос о Мышкине — а кто же он? С ролью блистательно справился Александр Дривень. Молодой актер, уже зарекомендовавший себя ярким участием в «Маскараде» и других нашумевших постановках Малого театра последних лет — удача «Идиота». Растворившийся в роли князя Льва Николаевича, робкий и смиренный, трепетный, мягко, но с упрямством отстаивающий свои философские взгляды, застенчивый, кажущийся хрупким, но неугасимый источник света, Мышкин новой постановки — безусловное явление сцены. Он трогает до слез и вызывает восторг, его жаль до жжения в груди, но неумолимое перо Достоевского предрекло его судьбу полтора века назад...

Остается лишь улыбнуться сквозь слезы — с благодарностью за то, что этот образ так «зацепил» и тебя, пролетая мимо — в вечность. ...Нужен ли «Идиот» сегодня, может ли быть понятен Мышкин? Безусловно. Отсутствие Мышкиных как особого слоя социальной культуры, особого типа человека, оставшегося где-то далеко, во вчера, ощущается повсюду. Мы мало говорим правды и все меньше верим в нее, нас время учит цинизму и жестокости, нам не до страданий Рогожина (кстати, прекрасно сыгранного Александром Волковым) — мы якобы «выше» всего этого. Но на деле — давно не достигаем тех духовных высот, которые были естественны для любимого многими князя.

Сыграть Мышкина в русском, российском театре — примерно то же самое, что Гамлета — на английской сцене. Истинный подарок судьбы Александр Дривень принял достойно: он демонстрирует классическую, психологически точную игру-перевоплощение, втягивая зрителей в известный сюжет, но заставляя искать и находить в нем новые трактовки. Не так играл Мышкина великий Смоктуновский, иной он и у Миронова в знаменитом сериале. После спектакля и оваций зрителей еще долго преследует взгляд полубезумного Мышкина. Он смотрит на мир, уже не узнавая его, но задаваясь вопросом: почему вы так не любите чистое и светлое, отчего предпочитаете любви страсти. И нет ответа. И падает занавес.

Ольга Кузьмина, «Вечерняя Москва», 10-17 февраля 2022 года

https://files.vm.ru/pdf/2022.02/original/6203883b82682c4bdf66e669.pdf


Дата публикации: 16.02.2022

В первые февральские выходные в Малом театре вновь покажут «Идиота», премьера которого состоялась в конце декабря. Завершающая Год Достоевского постановка стала «вишенкой на торте», финальным звучным аккордом празднования юбилея классика.

Казалось бы, Достоевский — автор не для Малого театра. Да и вообще ставить его на сцене непросто. Однако режиссер-постановщик Андрей Житинкин пошел на эксперимент, создав спектакль неожиданный и яркий, напрочь лишенный мрака, несмотря на известную всем концовку. Мышкин в нем, пронесшись как комета, касается всех и каждого, и каждого меняет — в той степени, в которой каждый меняться готов.

О чем получился спектакль у Житинкина? О жизненной драме, точнее драмах, трагедии несовпадений? Да. Но, главное, он — о любви. О той любви, что выше страстей, той, которая дается (или не дается) любому в соответствии с размерами его души и может заполнять собой пространство, а может умещаться в ладони, но тоже обжигать... Задетые, удивленные, сраженные и побежденные князем Мышкиным герои перекраивают свои души после соприкосновения с ним и до конца своих дней будут отражать источаемый им свет. В этом, думается, заключена основная идея спектакля, который для Москвы точно стал событием.

Постановка красива. Декорации умны и прагматичны : они не отвлекают, но создают исторический антураж. Еще один герой спектакля — музыка, которой тут много: эмоции героев подкреплены изяществом мелодий И. С. Баха и изысканным безумством А. Шнитке.

Без новомодных тенденций тоже обошлось, слава Богу: Житинкин поставил классику, хоть и написал сценическую версию действа, перед нами все же Достоевский, так что Мышкин — это Мышкин, а не его помесь с каким-нибудь Крыскиным, никто не прыгает по сцене нагим и не устраивает эпатажа, чего так боишься сегодня, отправляясь в театр. И козырь постановщика непобиваем — трепетное следование классическому образцу и ставка не на спецэффекты и шокирующие реверансы современным «потребностям», а на актерскую игру, которая тут — на высоте.

Постановка удачно собрала представителей старшего актерского состава Малого театра: народные артисты России Валерий Афанасьев (Тоцкий), Борис Невзоров (Епанчин) и Людмила Полякова (жена Епанчина), Александр Клюквин (Иволгин), Алена Охлупина (мать Гани) — тот костяк спектакля, в крепости которого сомнений не было изначально. Хороша и Настасья Филипповна — Полина Долинская, и совсем еще молодая актриса Варвара Шаталова в роли Аглаи. Бесподобен Фердыщенко — Дмитрий Марин.

Однако главным вопросом перед премьерой был, конечно, вопрос о Мышкине — а кто же он? С ролью блистательно справился Александр Дривень. Молодой актер, уже зарекомендовавший себя ярким участием в «Маскараде» и других нашумевших постановках Малого театра последних лет — удача «Идиота». Растворившийся в роли князя Льва Николаевича, робкий и смиренный, трепетный, мягко, но с упрямством отстаивающий свои философские взгляды, застенчивый, кажущийся хрупким, но неугасимый источник света, Мышкин новой постановки — безусловное явление сцены. Он трогает до слез и вызывает восторг, его жаль до жжения в груди, но неумолимое перо Достоевского предрекло его судьбу полтора века назад...

Остается лишь улыбнуться сквозь слезы — с благодарностью за то, что этот образ так «зацепил» и тебя, пролетая мимо — в вечность. ...Нужен ли «Идиот» сегодня, может ли быть понятен Мышкин? Безусловно. Отсутствие Мышкиных как особого слоя социальной культуры, особого типа человека, оставшегося где-то далеко, во вчера, ощущается повсюду. Мы мало говорим правды и все меньше верим в нее, нас время учит цинизму и жестокости, нам не до страданий Рогожина (кстати, прекрасно сыгранного Александром Волковым) — мы якобы «выше» всего этого. Но на деле — давно не достигаем тех духовных высот, которые были естественны для любимого многими князя.

Сыграть Мышкина в русском, российском театре — примерно то же самое, что Гамлета — на английской сцене. Истинный подарок судьбы Александр Дривень принял достойно: он демонстрирует классическую, психологически точную игру-перевоплощение, втягивая зрителей в известный сюжет, но заставляя искать и находить в нем новые трактовки. Не так играл Мышкина великий Смоктуновский, иной он и у Миронова в знаменитом сериале. После спектакля и оваций зрителей еще долго преследует взгляд полубезумного Мышкина. Он смотрит на мир, уже не узнавая его, но задаваясь вопросом: почему вы так не любите чистое и светлое, отчего предпочитаете любви страсти. И нет ответа. И падает занавес.

Ольга Кузьмина, «Вечерняя Москва», 10-17 февраля 2022 года

https://files.vm.ru/pdf/2022.02/original/6203883b82682c4bdf66e669.pdf


Дата публикации: 16.02.2022