О необычной премьере по рассказу Достоевского «Кроткая» — наш корреспондент Оксана ФОМИНА.
Что и говорить, произведения Федора Михайловича — материал нелегкий для постановки. Но именно этот «фантастический рассказ» (так «Кроткую» называет сам Достоевский) был едва ли не с десяток раз экранизирован режиссерами разных стран. Малый театр представил особую версию произведения: режиссер Виктор Крамер превратил повесть в музыкальный спектакль.
Вообще-то, в Малом театре есть свой оркестр и спектакли с музыкальным сопровождением для него не редкость. Но здесь решили пригласить сторонний коллектив, с которым предпочитает работать Виктор Крамер. Так что, за музыкальную часть постановки отвечают Юрий Башмет, его камерный ансамбль «Солисты Москвы» и композитор Кузьма Бодров, сумевший создать невероятную музыку, одновременно нежную и наполненную особым нервом. Эти звуки не оставляют надежды: ничего оптимистичного зрителя не ждет.
… На сцене гигантские стеллажи с ящиками. Даже стремянка не поможет дотянуться до самых верхних. Да и не ящики это вовсе, а человеческие судьбы. В них главный герой ростовщик прячет заклады, которые к нему приносят бедные, отчаявшиеся люди. Такой, загнанной в угол бедностью, оказывается и «кроткая». Именно так ростовщик начинает называть скромную юную девушку. Она живет у теток, те ее тиранят и поколачивают. Однажды к ней сватается сосед, уже уморивший две жены, но ростовщик опережает его, и берет кроткую замуж.
Кажется, сейчас жизнь девушки круто изменится. Ведь он же любит ее? Но нет, в жизни ростовщика (а когда-то он служил офицером в престижном полку) никогда не было настоящей любви. Он даже не знает, что это такое, и представляет ее в каком-то своем виде. Напротив, нашего героя все не любили. И, кажется, именно за это он и начинает мстить, сам не осознавая, своей юной жене беспощадным буллингом, который доведет ее до пропасти.
Главную роль в спектакле играет Сергей Гармаш. Представляете, два часа держать зал сбивчивым, нервным и таким сложным текстом Достоевского? Сергею Леонидовичу это блестяще удалось. Ни одной фальшивой интонации, ни слова мимо.
Компанию ему на сцене составляют целых шесть Кротких. На эти малословесные, но чрезвычайно пластичные роли с точными движениями, которых требует управление куклой (деревянная женщина подменяет живую в самые острые, отчаянные моменты постановки), взяли студенток Щепкинского училища. Сначала Виктор Крамер хотел пригласить уже опытных актрис, но на этот раз очарование юности оказалось важнее умений и навыков. И выбор оказался правильным.
"Комсомольская правда" (11 февраля 2022 года)
О необычной премьере по рассказу Достоевского «Кроткая» — наш корреспондент Оксана ФОМИНА.
Что и говорить, произведения Федора Михайловича — материал нелегкий для постановки. Но именно этот «фантастический рассказ» (так «Кроткую» называет сам Достоевский) был едва ли не с десяток раз экранизирован режиссерами разных стран. Малый театр представил особую версию произведения: режиссер Виктор Крамер превратил повесть в музыкальный спектакль.
Вообще-то, в Малом театре есть свой оркестр и спектакли с музыкальным сопровождением для него не редкость. Но здесь решили пригласить сторонний коллектив, с которым предпочитает работать Виктор Крамер. Так что, за музыкальную часть постановки отвечают Юрий Башмет, его камерный ансамбль «Солисты Москвы» и композитор Кузьма Бодров, сумевший создать невероятную музыку, одновременно нежную и наполненную особым нервом. Эти звуки не оставляют надежды: ничего оптимистичного зрителя не ждет.
… На сцене гигантские стеллажи с ящиками. Даже стремянка не поможет дотянуться до самых верхних. Да и не ящики это вовсе, а человеческие судьбы. В них главный герой ростовщик прячет заклады, которые к нему приносят бедные, отчаявшиеся люди. Такой, загнанной в угол бедностью, оказывается и «кроткая». Именно так ростовщик начинает называть скромную юную девушку. Она живет у теток, те ее тиранят и поколачивают. Однажды к ней сватается сосед, уже уморивший две жены, но ростовщик опережает его, и берет кроткую замуж.
Кажется, сейчас жизнь девушки круто изменится. Ведь он же любит ее? Но нет, в жизни ростовщика (а когда-то он служил офицером в престижном полку) никогда не было настоящей любви. Он даже не знает, что это такое, и представляет ее в каком-то своем виде. Напротив, нашего героя все не любили. И, кажется, именно за это он и начинает мстить, сам не осознавая, своей юной жене беспощадным буллингом, который доведет ее до пропасти.
Главную роль в спектакле играет Сергей Гармаш. Представляете, два часа держать зал сбивчивым, нервным и таким сложным текстом Достоевского? Сергею Леонидовичу это блестяще удалось. Ни одной фальшивой интонации, ни слова мимо.
Компанию ему на сцене составляют целых шесть Кротких. На эти малословесные, но чрезвычайно пластичные роли с точными движениями, которых требует управление куклой (деревянная женщина подменяет живую в самые острые, отчаянные моменты постановки), взяли студенток Щепкинского училища. Сначала Виктор Крамер хотел пригласить уже опытных актрис, но на этот раз очарование юности оказалось важнее умений и навыков. И выбор оказался правильным.
"Комсомольская правда" (11 февраля 2022 года)