В Малом театре состоялась премьера спектакля «Идиот» в постановке Андрея Житинкина.
Режиссер сохранил все узловые моменты романа Достоевского и подчеркнул актуальность коллизий, в которые попадают главные герои. Их все время бросает в крайности: от любви к ревности, от жертвенности к эгоизму, от бедности к богатству.
Достоевский как никто умел показать одержимость страстью. Также его всегда волновала проблема светлого начала в человеке и поиск «положительного героя». Писатель находит свой идеал в князе Мышкине – эпилептике с душой ребенка, которого другие персонажи часто называют «идиотом», но при этом проникаются к нему симпатией. Происходит и вовсе невероятное: первые красавицы – Настасья Филипповна и Аглая – начинают соперничать между собой за сердце князя. Их привлекает его рыцарство, его благородство – редчайшие качества в кругу таких как Тоцкий, Фердыщенко, Лебедев и Рогожин. Идол этих людей – деньги. Те, у кого их нет, готовы пойти на любые сделки с совестью, лишь бы разбогатеть. Те, у кого они есть – считают, что им все позволено. И вот Тоцкий дает своей содержанке Настасье Филипповне – 75 тысяч, чтобы освободиться от нее. Ганя Иволгин готов взять в жены «чужую любовницу» ради ее приданного, хотя сам влюблен в Аглаю. Рогожин привозит 100 тысяч Настасье Филипповне, чтобы перекупить ее и забрать себе. И только князь Мышкин делает ей предложение, потому что хочет спасти любимую из этого ада.
Одна из сильнейших сцен спектакля – когда Рогожин и Мышкин обмениваются крестами и братаются, уступая друг другу Настасью Филипповну, но проходит мгновение и Рогожин бросается с ножом на своего соперника. К счастью, Проведение хранит князя – Рогожин не наносит удара, но у Мышкина случается приступ падучей. Эпилептик с душой ребенка не создан для таких потрясений. Судьба словно дает героям шанс – одуматься, удержаться от преступного шага. Но нож уже занесен, и Рогожин убьет ту, которую желает больше всего на свете…
В спектакле удалось создать очень слаженный актерский ансамбль. Главные роли отданы молодым артистам труппы Малого театра. Князь Мышкин в исполнении Александра Дривеня чем-то напоминает Человека дождя Дастина Хоффмана. В нем есть замедленность и «погруженность в себя», на его лице играет добрая улыбка, он иногда немного неадекватен – приезжает в Россию из Швейцарии в летних штиблетах, в красных носках, прихватив с собой смешной сачок для ловли бабочек. Когда князь заболевает у него на голове появляется черная шапочка с завязками – подчеркивающая, что он «младенец умом». Получив миллионное наследство, Мышкин может позволить себе дорогую модную одежду и жить на широкую ногу. Но при этом его манеры и стиль поведения ничуть не меняются: другой бы стал превозноситься, подчеркивать свою значимость, а князь – все так же прост и скромен.
Настасья Филипповна (актриса Полина Долинская) – роковая красотка с нежной, но уязвленной душой. Тоцкий (актер Валерий Афанасьев), соблазнивший ее и сделавший содержанкой, что-то надломил в ее психике. Она не способна обрести женское счастье: ни со спокойным Мышкиным, ни с ревнивым Рогожиным, ни с деловым Ганей. Ей остается мучить себя и упиваться властью над мужчинами. Но эта слишком опасная игра в конечном итоге сгубит ее.
Рогожин в исполнении Александра Волкова – это человек, сгорающий от ревности. Актер избегает слишком броского выражения страсти. Его герой все держит в себе, словно балансируя между светом и тьмой. Он смог остановиться, когда хотел убить князя Мышкина. И не смог совладать с собой, когда решился зарезать Настасью Филипповну. И сделал это как-то тихо и буднично, так что и крови почти не было – в самое сердце попал. И ужас совершенного злодеяния ему еще предстоит осознать.
Трем главным героям, которые подчеркнуто одиноки и неприкаянны, в спектакле противопоставлены два семейства.
В семье генерала Епанчина – три дочери красавицы, нежно привязанные друг к другу. Особенно хороша Аглая (Варвара Шаталова) – в ней цветущая прелесть сочетается со своенравием. Генеральша Епанчина (Людмила Полякова) старается все «держать под контролем». Но ее муж (Борис Невзоров) свободное время предпочитает проводить в компании Настасьи Филипповны и даже дарит роковой красотке дорогой жемчуг. Несмотря на эти маленькие шалости генерала, его семья – это островок благоденствия, уюта и патриархальности.
Семья генерала Иволгина – живет небогато, но со своими представлениями о порядочности и честности. С этими достойными людьми могла бы породниться Настасья Филипповна, став женой Гани. Но для привыкшей к роскоши содержанки такой неравный брак – унижение и мука. Ее откровенно смешит эта ситуация, особенно забавным кажется глава семейства – обедневший, но любящий хвастать генерал Иволгин. Его искрометно сыграл Александр Клюквин.
Князь Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна оказались не созданными для тихой размеренной жизни, для семейной прозы. Но блуждание в любовных многоугольниках, в «лабиринтах страсти» принесло их душам только опустошение.
Сценография спектакля выстроена с учетом динамичного, захватывающего сюжета. Роскошные апартаменты у Епанчиных, меблированные комнаты у Иволгиных, купеческая обстановка в доме Рогожина – переданы яркими деталями интерьера. Одна из самых красивых и светлых сцен – свидание Мышкина и Аглаи в парке. Князь засыпает на лавочке. И ему снится Настасья Филипповна в подвенечном платье, а потом наяву появляется Аглая. Все действие происходит на лоне природы, и в то же время условные стволы деревьев напоминают трубы органа. И это не случайно – в постановке звучит музыка Баха и Шнитке. Она эмоционально усиливает и одухотворенность князя Мышкина, и трагизм страстей героев Достоевского.
Татьяна Медведева, Реальная Россия, 12 января 2022
В Малом театре состоялась премьера спектакля «Идиот» в постановке Андрея Житинкина.
Режиссер сохранил все узловые моменты романа Достоевского и подчеркнул актуальность коллизий, в которые попадают главные герои. Их все время бросает в крайности: от любви к ревности, от жертвенности к эгоизму, от бедности к богатству.
Достоевский как никто умел показать одержимость страстью. Также его всегда волновала проблема светлого начала в человеке и поиск «положительного героя». Писатель находит свой идеал в князе Мышкине – эпилептике с душой ребенка, которого другие персонажи часто называют «идиотом», но при этом проникаются к нему симпатией. Происходит и вовсе невероятное: первые красавицы – Настасья Филипповна и Аглая – начинают соперничать между собой за сердце князя. Их привлекает его рыцарство, его благородство – редчайшие качества в кругу таких как Тоцкий, Фердыщенко, Лебедев и Рогожин. Идол этих людей – деньги. Те, у кого их нет, готовы пойти на любые сделки с совестью, лишь бы разбогатеть. Те, у кого они есть – считают, что им все позволено. И вот Тоцкий дает своей содержанке Настасье Филипповне – 75 тысяч, чтобы освободиться от нее. Ганя Иволгин готов взять в жены «чужую любовницу» ради ее приданного, хотя сам влюблен в Аглаю. Рогожин привозит 100 тысяч Настасье Филипповне, чтобы перекупить ее и забрать себе. И только князь Мышкин делает ей предложение, потому что хочет спасти любимую из этого ада.
Одна из сильнейших сцен спектакля – когда Рогожин и Мышкин обмениваются крестами и братаются, уступая друг другу Настасью Филипповну, но проходит мгновение и Рогожин бросается с ножом на своего соперника. К счастью, Проведение хранит князя – Рогожин не наносит удара, но у Мышкина случается приступ падучей. Эпилептик с душой ребенка не создан для таких потрясений. Судьба словно дает героям шанс – одуматься, удержаться от преступного шага. Но нож уже занесен, и Рогожин убьет ту, которую желает больше всего на свете…
В спектакле удалось создать очень слаженный актерский ансамбль. Главные роли отданы молодым артистам труппы Малого театра. Князь Мышкин в исполнении Александра Дривеня чем-то напоминает Человека дождя Дастина Хоффмана. В нем есть замедленность и «погруженность в себя», на его лице играет добрая улыбка, он иногда немного неадекватен – приезжает в Россию из Швейцарии в летних штиблетах, в красных носках, прихватив с собой смешной сачок для ловли бабочек. Когда князь заболевает у него на голове появляется черная шапочка с завязками – подчеркивающая, что он «младенец умом». Получив миллионное наследство, Мышкин может позволить себе дорогую модную одежду и жить на широкую ногу. Но при этом его манеры и стиль поведения ничуть не меняются: другой бы стал превозноситься, подчеркивать свою значимость, а князь – все так же прост и скромен.
Настасья Филипповна (актриса Полина Долинская) – роковая красотка с нежной, но уязвленной душой. Тоцкий (актер Валерий Афанасьев), соблазнивший ее и сделавший содержанкой, что-то надломил в ее психике. Она не способна обрести женское счастье: ни со спокойным Мышкиным, ни с ревнивым Рогожиным, ни с деловым Ганей. Ей остается мучить себя и упиваться властью над мужчинами. Но эта слишком опасная игра в конечном итоге сгубит ее.
Рогожин в исполнении Александра Волкова – это человек, сгорающий от ревности. Актер избегает слишком броского выражения страсти. Его герой все держит в себе, словно балансируя между светом и тьмой. Он смог остановиться, когда хотел убить князя Мышкина. И не смог совладать с собой, когда решился зарезать Настасью Филипповну. И сделал это как-то тихо и буднично, так что и крови почти не было – в самое сердце попал. И ужас совершенного злодеяния ему еще предстоит осознать.
Трем главным героям, которые подчеркнуто одиноки и неприкаянны, в спектакле противопоставлены два семейства.
В семье генерала Епанчина – три дочери красавицы, нежно привязанные друг к другу. Особенно хороша Аглая (Варвара Шаталова) – в ней цветущая прелесть сочетается со своенравием. Генеральша Епанчина (Людмила Полякова) старается все «держать под контролем». Но ее муж (Борис Невзоров) свободное время предпочитает проводить в компании Настасьи Филипповны и даже дарит роковой красотке дорогой жемчуг. Несмотря на эти маленькие шалости генерала, его семья – это островок благоденствия, уюта и патриархальности.
Семья генерала Иволгина – живет небогато, но со своими представлениями о порядочности и честности. С этими достойными людьми могла бы породниться Настасья Филипповна, став женой Гани. Но для привыкшей к роскоши содержанки такой неравный брак – унижение и мука. Ее откровенно смешит эта ситуация, особенно забавным кажется глава семейства – обедневший, но любящий хвастать генерал Иволгин. Его искрометно сыграл Александр Клюквин.
Князь Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна оказались не созданными для тихой размеренной жизни, для семейной прозы. Но блуждание в любовных многоугольниках, в «лабиринтах страсти» принесло их душам только опустошение.
Сценография спектакля выстроена с учетом динамичного, захватывающего сюжета. Роскошные апартаменты у Епанчиных, меблированные комнаты у Иволгиных, купеческая обстановка в доме Рогожина – переданы яркими деталями интерьера. Одна из самых красивых и светлых сцен – свидание Мышкина и Аглаи в парке. Князь засыпает на лавочке. И ему снится Настасья Филипповна в подвенечном платье, а потом наяву появляется Аглая. Все действие происходит на лоне природы, и в то же время условные стволы деревьев напоминают трубы органа. И это не случайно – в постановке звучит музыка Баха и Шнитке. Она эмоционально усиливает и одухотворенность князя Мышкина, и трагизм страстей героев Достоевского.
Татьяна Медведева, Реальная Россия, 12 января 2022