О духовном противостоянии Петра I и его сына Алексея написано немало, и сразу же вспоминается картина Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Их противопоставляют как «Антихриста» и «носителя веры», как властного деспотичного государя и слабого безвольного наследника, не способного продолжить дело отца. Вечная тема отцов и детей разворачивается в спектакле режиссера Владимира Драгунова с безысходным трагизмом.
Обиталище Петра на сцене - гигантский корабль, строящийся на верфи и олицетворяющий государев размах в деяниях и реформах. Сын здесь - лишь гость и виноватый ответчик пред отцом за инакомыс¬лие и мягкотелость. Он - другой. Он воспитывался при матери в поняти¬ях, чуждых реформаторской деятельности Петра, он был недоволен жестким и деспотичным стилем его реформ. И страстно любил, и боялся отца. Желая вырваться из-под его власти, искал иноземного покровительства, - что завело его в гибельные дебри предательства и вины... Был обвинен в бунте и государственной измене, заключен отцом в Петропавловскую крепость, где умер в каземате от пыток...
Антагонизм этих двух, столь непохожих, отца и сына трагичен. Нас не склоняют встать на ту или иную сторону, а лишь показывают глубину этого антагонизма, сделавшего Петра детоубийцей. В спектакле возникает противостояние непримиримых личностей. Петр (Андрей Чубченко) - решителен, спокоен и прост, на его плечах вся Россия, и лишь конвульсии в минуты гнева выдают его переживания. Его сын Алексей (Станислав Сошников) - большеротый, курносый и бледный, мечущийся в поисках опоры и не находящий ее ни в чем - тревожный, нервный, затравленный, отчаявшийся. Так и не обретший своего пути. Преданный всеми - любимой Ефросиньей (Ольга Плешкова), манипулирующей им как ребенком, начальником тайной канцелярии Толстым (Валерий Афанасьев), князем Долгоруким (Сергей Тезов) и духовником Яковом (Владимир Сафронов). И несмотря ни на что, уже измученный пытками, до последней минуты с прощальной сыновней любовью взирающий на своего отца.
Ольга Игнатюк, «Театральная афиша Москвы», декабрь 2021 года
О духовном противостоянии Петра I и его сына Алексея написано немало, и сразу же вспоминается картина Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Их противопоставляют как «Антихриста» и «носителя веры», как властного деспотичного государя и слабого безвольного наследника, не способного продолжить дело отца. Вечная тема отцов и детей разворачивается в спектакле режиссера Владимира Драгунова с безысходным трагизмом.
Обиталище Петра на сцене - гигантский корабль, строящийся на верфи и олицетворяющий государев размах в деяниях и реформах. Сын здесь - лишь гость и виноватый ответчик пред отцом за инакомыс¬лие и мягкотелость. Он - другой. Он воспитывался при матери в поняти¬ях, чуждых реформаторской деятельности Петра, он был недоволен жестким и деспотичным стилем его реформ. И страстно любил, и боялся отца. Желая вырваться из-под его власти, искал иноземного покровительства, - что завело его в гибельные дебри предательства и вины... Был обвинен в бунте и государственной измене, заключен отцом в Петропавловскую крепость, где умер в каземате от пыток...
Антагонизм этих двух, столь непохожих, отца и сына трагичен. Нас не склоняют встать на ту или иную сторону, а лишь показывают глубину этого антагонизма, сделавшего Петра детоубийцей. В спектакле возникает противостояние непримиримых личностей. Петр (Андрей Чубченко) - решителен, спокоен и прост, на его плечах вся Россия, и лишь конвульсии в минуты гнева выдают его переживания. Его сын Алексей (Станислав Сошников) - большеротый, курносый и бледный, мечущийся в поисках опоры и не находящий ее ни в чем - тревожный, нервный, затравленный, отчаявшийся. Так и не обретший своего пути. Преданный всеми - любимой Ефросиньей (Ольга Плешкова), манипулирующей им как ребенком, начальником тайной канцелярии Толстым (Валерий Афанасьев), князем Долгоруким (Сергей Тезов) и духовником Яковом (Владимир Сафронов). И несмотря ни на что, уже измученный пытками, до последней минуты с прощальной сыновней любовью взирающий на своего отца.
Ольга Игнатюк, «Театральная афиша Москвы», декабрь 2021 года