Новости

СПЕКТАКЛЬ ПРО ТО, ЧТО ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ, ИЛИ ЯБЛОНЕВЫЙ САД В МАЛОМ ТЕАТРЕ 11 мая в 15:25

СПЕКТАКЛЬ ПРО ТО, ЧТО ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ,
ИЛИ ЯБЛОНЕВЫЙ САД В МАЛОМ ТЕАТРЕ


На телеканале «Культура» — премьера спектакля Малого театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского в постановке С. Женовача.
Драматург Александр Николаевич Островский рассказывает в пьесе историю о яблоневом саде – веселую, ироничную, мудрую и добрую, утверждая, что человек живет для счастья, и оно доступно каждому.
Сюжет пьесы Островского внешне прост: юная обладательница большого приданого Поликсена влюблена в нищего правдолюбца Платона. Бабушка Поликсены, богатая купчиха Барабошева, ищет для девушки состоятельного жениха. Когда в воздухе серьезно запахнет грозой, нянька Фелицата приведет в дом бывшего возлюбленного Барабошевой Силу Грознова, которому та по молодости неосторожно дала клятву выполнить любое его требование. Грознов настаивает, чтобы суровая купчиха дала согласие на брак по любви. Влюбленные счастливы. Добро торжествует.
«Пьеса А.Н.Островского для меня, — рассказывает Сергей Женовач, — это светлая и мудрая история о том, что у каждого человека свое представление о добре и зле и своя правда. Люди так мало слушают и слышат друг друга. Вспоминаются слова героя фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают!» И еще одна мысль Островского была особенно важна для нас в этом спектакле: за противостоянием амбиций и самолюбий проходят годы, проходит жизнь, которая дается каждому человеку свыше, чтобы любить и быть любимым, чтобы быть счастливым!».
Традиционная для Островского бытовая драма оборачивается сказкой. Светлое сказочное прочтение пьесы подчеркнуто и оформлением спектакля (художник Александр Боровский). На сцене – сад купеческого дома, яблони, и везде — аппетитные зеленые яблоки. Сад, словно маленькое сказочное королевство, отделен от внешнего мира высоким забором. За забором – обычная жизнь Замоскворечья с ее песнями, ссорами, любовными признаниями, разговорами прохожих…
«Традиционно Барабошеву играли, как Кабаниху из «Грозы» — говорит С. Женовач, — жестокая купчиха-самодурка, олицетворение «темного царства». Мы с актрисой Евгенией Глушенко предложили другое прочтение этой роли. Барабошева еще достаточно молода, женщина в самом расцвете сил, соблазнительная своей зрелой красотой. Ходит она тихо, потому все слышит и видит, своего не упустит, чужого не возьмет, а, главное, знает, что такое устои жизни, порядок. Она жестокосердна, своевольна и упряма, но у нее своя правда: она не верит в пресловутый рай в шалаше и не хочет выдавать любимую внучку за оборванца». Образ Поликсены тоже решен режиссером не традиционно: это не восторженная юная барышня, переживающая первое чувство и летящая как мотылек на огонь; она своенравна, умеет постоять за себя и во многом напоминает свою бабку.
«Чтобы обуздать всех этих строптивых женщин, нужна сила, точнее, нужен Сила Грознов, — продолжает рассказ режиссер-постановщик. – Как потрясающе играет эту роль Василий Бочкарев! Маленький, сухонький, из-под затертой фуражки выглядывают хитрющие глазки. Он не грозен, как положено по фамилии, а сметлив и лукав. Стоит ему появиться на сцене, смех не смолкает ни на минуту!».
Жюри премии «Золотая маска» наградило спектакль «за актерский ансамбль». В спектакле заняты прославленные мастера Малого театра — Евгения Глушенко, Людмила Полякова, Василий Бочкарев, Александр Клюквин. Молодых героев играют Глеб Подгородинский и Ирина Леонова, знакомые телезрителям по исполнению главных ролей в спектакле Малого театра «Горе от ума» в постановке С.Женовача.
«Работать с труппой Малого театра для меня – говорит режиссер-постановщик, — огромная профессиональная и человеческая радость. Мы с этими артистами одной крови. Это как в любви. Нужно, чтобы возникла искра…Чтобы была потребность друг в друге».
Театр, по мнению режиссера, существует для того, чтобы показать, что за плохим последует хорошее, чтобы научить спокойно и стойко переносить невзгоды. «Театр только тогда театр, когда он дарит зрителям Веру, Надежду и Любовь».
Для режиссера С. Женовача этот спектакль — второе обращение к драматургии А.Н. Островского (он ставил «Пучину») и вторая постановка в Малом театре, которой предшествовал спектакль «Горе от ума». Женовач – ученик Петра Фоменко, вместе с которым в качестве режиссера-постановщика работает уже 15 лет. Сегодня Женовач успешно ставит во многих столичных театрах, руководит курсом в РАТИ, и мечтает создать, как его наставник П.Н.Фоменко, свой театр, где будут играть его ученики.
В числе главных достоинств Женовача критика отмечает то, что режиссер возвращает театру театральность, не вымученную, не «от ума», а словно бы первозданную. «Давно уже язык Островского не звучал со сцены Малого театра так свежо и естественно, а артисты не играли так вдохновенно, заставляя сопереживать своим героям, как в «Правда хорошо, а счастье лучше», — писал рецензент газеты «Культура».
Спектакль Малого театра удостоен самых престижных наград – Государственной премии в области театрального искусства за 2003 год, премии «Золотая маска»-2004 и премии Союза театральных деятелей России. Вручая премию с формулировкой «за чистоту звучания Островского на сцене», председатель СТД А.А. Калягин сказал, что спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» получил признание и профессионалов, и театральной критики, и публики, несмотря на разницу вкусов, эстетических и политических предпочтений – редчайший случай!
Теперь знаменитый спектакль Малого театра смогут увидеть и миллионы зрителей телеканала «Культура».

СМОТРИТЕ ТОЛЬКО НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «КУЛЬТУРА»
СПЕКТАКЛЬ МАЛОГО ТЕАТРА
«ПРАВДА — ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ» А.Н.ОСТРОВСКОГО
11 МАЯ В 15.25

Ольга Горкина, пресс-служба ГТРК «Культура».



Дата публикации: 08.06.2005
СПЕКТАКЛЬ ПРО ТО, ЧТО ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ,
ИЛИ ЯБЛОНЕВЫЙ САД В МАЛОМ ТЕАТРЕ


На телеканале «Культура» — премьера спектакля Малого театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского в постановке С. Женовача.
Драматург Александр Николаевич Островский рассказывает в пьесе историю о яблоневом саде – веселую, ироничную, мудрую и добрую, утверждая, что человек живет для счастья, и оно доступно каждому.
Сюжет пьесы Островского внешне прост: юная обладательница большого приданого Поликсена влюблена в нищего правдолюбца Платона. Бабушка Поликсены, богатая купчиха Барабошева, ищет для девушки состоятельного жениха. Когда в воздухе серьезно запахнет грозой, нянька Фелицата приведет в дом бывшего возлюбленного Барабошевой Силу Грознова, которому та по молодости неосторожно дала клятву выполнить любое его требование. Грознов настаивает, чтобы суровая купчиха дала согласие на брак по любви. Влюбленные счастливы. Добро торжествует.
«Пьеса А.Н.Островского для меня, — рассказывает Сергей Женовач, — это светлая и мудрая история о том, что у каждого человека свое представление о добре и зле и своя правда. Люди так мало слушают и слышат друг друга. Вспоминаются слова героя фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают!» И еще одна мысль Островского была особенно важна для нас в этом спектакле: за противостоянием амбиций и самолюбий проходят годы, проходит жизнь, которая дается каждому человеку свыше, чтобы любить и быть любимым, чтобы быть счастливым!».
Традиционная для Островского бытовая драма оборачивается сказкой. Светлое сказочное прочтение пьесы подчеркнуто и оформлением спектакля (художник Александр Боровский). На сцене – сад купеческого дома, яблони, и везде — аппетитные зеленые яблоки. Сад, словно маленькое сказочное королевство, отделен от внешнего мира высоким забором. За забором – обычная жизнь Замоскворечья с ее песнями, ссорами, любовными признаниями, разговорами прохожих…
«Традиционно Барабошеву играли, как Кабаниху из «Грозы» — говорит С. Женовач, — жестокая купчиха-самодурка, олицетворение «темного царства». Мы с актрисой Евгенией Глушенко предложили другое прочтение этой роли. Барабошева еще достаточно молода, женщина в самом расцвете сил, соблазнительная своей зрелой красотой. Ходит она тихо, потому все слышит и видит, своего не упустит, чужого не возьмет, а, главное, знает, что такое устои жизни, порядок. Она жестокосердна, своевольна и упряма, но у нее своя правда: она не верит в пресловутый рай в шалаше и не хочет выдавать любимую внучку за оборванца». Образ Поликсены тоже решен режиссером не традиционно: это не восторженная юная барышня, переживающая первое чувство и летящая как мотылек на огонь; она своенравна, умеет постоять за себя и во многом напоминает свою бабку.
«Чтобы обуздать всех этих строптивых женщин, нужна сила, точнее, нужен Сила Грознов, — продолжает рассказ режиссер-постановщик. – Как потрясающе играет эту роль Василий Бочкарев! Маленький, сухонький, из-под затертой фуражки выглядывают хитрющие глазки. Он не грозен, как положено по фамилии, а сметлив и лукав. Стоит ему появиться на сцене, смех не смолкает ни на минуту!».
Жюри премии «Золотая маска» наградило спектакль «за актерский ансамбль». В спектакле заняты прославленные мастера Малого театра — Евгения Глушенко, Людмила Полякова, Василий Бочкарев, Александр Клюквин. Молодых героев играют Глеб Подгородинский и Ирина Леонова, знакомые телезрителям по исполнению главных ролей в спектакле Малого театра «Горе от ума» в постановке С.Женовача.
«Работать с труппой Малого театра для меня – говорит режиссер-постановщик, — огромная профессиональная и человеческая радость. Мы с этими артистами одной крови. Это как в любви. Нужно, чтобы возникла искра…Чтобы была потребность друг в друге».
Театр, по мнению режиссера, существует для того, чтобы показать, что за плохим последует хорошее, чтобы научить спокойно и стойко переносить невзгоды. «Театр только тогда театр, когда он дарит зрителям Веру, Надежду и Любовь».
Для режиссера С. Женовача этот спектакль — второе обращение к драматургии А.Н. Островского (он ставил «Пучину») и вторая постановка в Малом театре, которой предшествовал спектакль «Горе от ума». Женовач – ученик Петра Фоменко, вместе с которым в качестве режиссера-постановщика работает уже 15 лет. Сегодня Женовач успешно ставит во многих столичных театрах, руководит курсом в РАТИ, и мечтает создать, как его наставник П.Н.Фоменко, свой театр, где будут играть его ученики.
В числе главных достоинств Женовача критика отмечает то, что режиссер возвращает театру театральность, не вымученную, не «от ума», а словно бы первозданную. «Давно уже язык Островского не звучал со сцены Малого театра так свежо и естественно, а артисты не играли так вдохновенно, заставляя сопереживать своим героям, как в «Правда хорошо, а счастье лучше», — писал рецензент газеты «Культура».
Спектакль Малого театра удостоен самых престижных наград – Государственной премии в области театрального искусства за 2003 год, премии «Золотая маска»-2004 и премии Союза театральных деятелей России. Вручая премию с формулировкой «за чистоту звучания Островского на сцене», председатель СТД А.А. Калягин сказал, что спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» получил признание и профессионалов, и театральной критики, и публики, несмотря на разницу вкусов, эстетических и политических предпочтений – редчайший случай!
Теперь знаменитый спектакль Малого театра смогут увидеть и миллионы зрителей телеканала «Культура».

СМОТРИТЕ ТОЛЬКО НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «КУЛЬТУРА»
СПЕКТАКЛЬ МАЛОГО ТЕАТРА
«ПРАВДА — ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ» А.Н.ОСТРОВСКОГО
11 МАЯ В 15.25

Ольга Горкина, пресс-служба ГТРК «Культура».



Дата публикации: 08.06.2005