Это произведение, жанр которого затрудняется определить сам автор, почти тридцать лет завораживает самых чувствительных читателей и постановщиков всех мастей. Монолог? Драма? Рассказ для чтения вслух? Диалог? Во всяком случае, сценическая жизнь «1900‑го» началась со спектакля Габриэля Вачеса с актером Эудженио Аллегри, для которых он и был написан в 1994 году. Спустя четыре года Джузеппе Торнаторе снял по пьесе Алессандро Барикко «Легенду о пианисте» с Тимом Ротом в главной роли. На российской сцене поставил и сыграл «1900‑го» Олег Меньшиков.
1900‑й – это не просто цифра, обозначающая год. Так зовут гениального пианиста-самоучку, который всю жизнь провел на борту океанского лайнера и никогда не ступал на землю. Клавиши – это его жизнь, ни в бурю, ни в штиль он не отрывается от них, и книга Барикко, по признанию читателей, пронизана удивительной музыкой и океанским ветром. Корабль в этой пьесе в самом деле уподоблен Вселенной, которой управляет сам Господь Бог, «перебирая людские судьбы, как клавиши громадного рояля».
Началось все с того, что в первый день 1900 года кочегар парохода «Вирджиния» в коробке из-под лимонов нашел младенца, и это он так странно нарек его – Дэнни Будман Т.Д.Лимон 1900‑й (и еще – Новеченто, в пер. с ит. «XX век»), добавив к своему имени инициалы, вышитые на пеленке ребенка, и прочие привходящие. Выбирай имя, какое нравится. Мальчик вырос и провел всю свою жизнь на трансатлантическом лайнере, курсирующем между Европой и Америкой. Остается в тайне, кто научил его играть на рояле, но он стал настоящим виртуозом и развлекал публику, играя в ресторанном оркестре.
Читателей поражало, как в книге такого небольшого объема – всего 50 страниц – уместилось столько всего. С увлечением внимали они истории мальчика, наслаждались музыкой гения, а потом проникались его глубокими размышлениями. «Откуда он все это узнал, – спросите вы, – например, какой запах стоит на улице Бертам сразу же после дождя, ведь он там никогда не был?» «Тысячи людей, делившихся друг с другом эмоциями, прошли перед его взором за 27 лет, а он умел это прочесть, – ответит вам Океан. – В чьих-то глазах, в чьих-то словах он по-настоящему вдыхал этот воздух».
Все, что происходило с музыкантом, поражало воображение окружающих, и жизнь его превратилась в красивую легенду. Сам Новеченто говорил так: «Ты жив, пока у тебя есть хорошая история и кто-то, кому ты можешь ее рассказать». В спектакле лауреата Госпремии России Ирины Леоновой в Малом театре историю 1900‑го рассказывает зрителям Трубач (Александр Дривень), который провел рядом с Пианистом шесть лет. На роль 1900‑го приглашен блестящий музыкант, з. а. России Борис Березовский. Артисты работают на контрасте – насколько энергичен и зажигателен Трубач, с первых реплик увлекающий публику своим рассказом, настолько сдержан поначалу Пианист в строгом черном прикиде и шляпе. Но что это за яростный характер, зритель поймет в сцене их знакомства с Трубачом во время страшного шторма. На кружащемся «плавающем» рояле, – фиксаторы сняты, – 1900‑й играет свою музыку, поражая воображение всех, кто его слушает. В полутемном пространстве корабельного трюма оживает его мечта о счастье (сценограф Мария Утробина).
Музыка океанской волной врывается в этот спектакль, ее становится все больше, изумленный зритель забывает, что он не на концерте Березовского, и аплодирует так горячо, что впору им дирижировать.
Своеобразно решена сцена музыкальной дуэли. По сюжету Король джаза, прослышав об уникальном музыканте, бросает ему вызов, купив билет на «Вирджинию». «Вы тот, кто изобрел джаз, да?» – спрашивает его 1900‑й. «Да, так говорят. А ты – тот, кто может играть, только если под задницей плещется Океан?» – «Да». Так представившись друг другу, они начинают баттл. Березовский играет обоих противников, как исполняя выученные джазовые композиции, так и импровизируя, о чем расскажет потом в интервью. Публика, отдавая должное создателю джаза, все же горячо болеет за Новеченто. Зрительный зал становится участником состязания. Березовский играет так, как того требует сюжет, – словно у него четыре руки. Аплодисменты победителю оглушительны, публика вновь выходит из берегов.
Артисты не забывают о юморе, экспериментируют. Пластичный Трубач, который временами просто вытанцовывает свою роль, – музыкальное оформление Романа Мартынова, хореография Петра Казьмирука, – в какой-то момент лихо исполняет матросский танец. Почему бы нет, русские туристы на «Вирджинии» тоже путешествовали. Но финал 1900‑го трагичен. Так и не решившись сойти на берег, хотя однажды почти спустился по трапу, он принимает решение остаться на корабле, который за выслугой лет предписано взорвать.
И это неудивительно, Новеченто постоянно погружен в собственный мир, и внешнее кажется ему не таким уж важным. Все, что ему нужно, он находит в самом себе, творчество всегда идет изнутри, даже если и вдохновляешься чем-то извне. В спектакле не услышите его голоса, но поймете, почему так важна для него погруженность в собственное воображение. Пианист не хочет покинуть корабль, потому что большой мир ему изначально не нужен. Он хочет одного – сочинять музыку и играть на рояле. Все человеческие желания – любовь, семья, дом, – сталкиваясь с творческими порывами, проигрывают. Лишь в привычной обстановке он может расти творчески.
Погоня за успехом и деньгами часто заставляет людей отказываться от того, что действительно важно. Новеченто не хочет в этом участвовать. Он привык хранить верность главному чувству. Отказ от самого себя для него равносилен смерти. В их последнем диалоге Трубач с болью в сердце принимает это решение друга.
Спектакль «Легенда о пианисте», в котором нюансы, пожалуй, самое главное, только рождается, нет сомнений в том, что он найдет своего зрителя.
Нина Катаева, "Учительская газета", 15 июня 2021 года
Это произведение, жанр которого затрудняется определить сам автор, почти тридцать лет завораживает самых чувствительных читателей и постановщиков всех мастей. Монолог? Драма? Рассказ для чтения вслух? Диалог? Во всяком случае, сценическая жизнь «1900‑го» началась со спектакля Габриэля Вачеса с актером Эудженио Аллегри, для которых он и был написан в 1994 году. Спустя четыре года Джузеппе Торнаторе снял по пьесе Алессандро Барикко «Легенду о пианисте» с Тимом Ротом в главной роли. На российской сцене поставил и сыграл «1900‑го» Олег Меньшиков.
1900‑й – это не просто цифра, обозначающая год. Так зовут гениального пианиста-самоучку, который всю жизнь провел на борту океанского лайнера и никогда не ступал на землю. Клавиши – это его жизнь, ни в бурю, ни в штиль он не отрывается от них, и книга Барикко, по признанию читателей, пронизана удивительной музыкой и океанским ветром. Корабль в этой пьесе в самом деле уподоблен Вселенной, которой управляет сам Господь Бог, «перебирая людские судьбы, как клавиши громадного рояля».
Началось все с того, что в первый день 1900 года кочегар парохода «Вирджиния» в коробке из-под лимонов нашел младенца, и это он так странно нарек его – Дэнни Будман Т.Д.Лимон 1900‑й (и еще – Новеченто, в пер. с ит. «XX век»), добавив к своему имени инициалы, вышитые на пеленке ребенка, и прочие привходящие. Выбирай имя, какое нравится. Мальчик вырос и провел всю свою жизнь на трансатлантическом лайнере, курсирующем между Европой и Америкой. Остается в тайне, кто научил его играть на рояле, но он стал настоящим виртуозом и развлекал публику, играя в ресторанном оркестре.
Читателей поражало, как в книге такого небольшого объема – всего 50 страниц – уместилось столько всего. С увлечением внимали они истории мальчика, наслаждались музыкой гения, а потом проникались его глубокими размышлениями. «Откуда он все это узнал, – спросите вы, – например, какой запах стоит на улице Бертам сразу же после дождя, ведь он там никогда не был?» «Тысячи людей, делившихся друг с другом эмоциями, прошли перед его взором за 27 лет, а он умел это прочесть, – ответит вам Океан. – В чьих-то глазах, в чьих-то словах он по-настоящему вдыхал этот воздух».
Все, что происходило с музыкантом, поражало воображение окружающих, и жизнь его превратилась в красивую легенду. Сам Новеченто говорил так: «Ты жив, пока у тебя есть хорошая история и кто-то, кому ты можешь ее рассказать». В спектакле лауреата Госпремии России Ирины Леоновой в Малом театре историю 1900‑го рассказывает зрителям Трубач (Александр Дривень), который провел рядом с Пианистом шесть лет. На роль 1900‑го приглашен блестящий музыкант, з. а. России Борис Березовский. Артисты работают на контрасте – насколько энергичен и зажигателен Трубач, с первых реплик увлекающий публику своим рассказом, настолько сдержан поначалу Пианист в строгом черном прикиде и шляпе. Но что это за яростный характер, зритель поймет в сцене их знакомства с Трубачом во время страшного шторма. На кружащемся «плавающем» рояле, – фиксаторы сняты, – 1900‑й играет свою музыку, поражая воображение всех, кто его слушает. В полутемном пространстве корабельного трюма оживает его мечта о счастье (сценограф Мария Утробина).
Музыка океанской волной врывается в этот спектакль, ее становится все больше, изумленный зритель забывает, что он не на концерте Березовского, и аплодирует так горячо, что впору им дирижировать.
Своеобразно решена сцена музыкальной дуэли. По сюжету Король джаза, прослышав об уникальном музыканте, бросает ему вызов, купив билет на «Вирджинию». «Вы тот, кто изобрел джаз, да?» – спрашивает его 1900‑й. «Да, так говорят. А ты – тот, кто может играть, только если под задницей плещется Океан?» – «Да». Так представившись друг другу, они начинают баттл. Березовский играет обоих противников, как исполняя выученные джазовые композиции, так и импровизируя, о чем расскажет потом в интервью. Публика, отдавая должное создателю джаза, все же горячо болеет за Новеченто. Зрительный зал становится участником состязания. Березовский играет так, как того требует сюжет, – словно у него четыре руки. Аплодисменты победителю оглушительны, публика вновь выходит из берегов.
Артисты не забывают о юморе, экспериментируют. Пластичный Трубач, который временами просто вытанцовывает свою роль, – музыкальное оформление Романа Мартынова, хореография Петра Казьмирука, – в какой-то момент лихо исполняет матросский танец. Почему бы нет, русские туристы на «Вирджинии» тоже путешествовали. Но финал 1900‑го трагичен. Так и не решившись сойти на берег, хотя однажды почти спустился по трапу, он принимает решение остаться на корабле, который за выслугой лет предписано взорвать.
И это неудивительно, Новеченто постоянно погружен в собственный мир, и внешнее кажется ему не таким уж важным. Все, что ему нужно, он находит в самом себе, творчество всегда идет изнутри, даже если и вдохновляешься чем-то извне. В спектакле не услышите его голоса, но поймете, почему так важна для него погруженность в собственное воображение. Пианист не хочет покинуть корабль, потому что большой мир ему изначально не нужен. Он хочет одного – сочинять музыку и играть на рояле. Все человеческие желания – любовь, семья, дом, – сталкиваясь с творческими порывами, проигрывают. Лишь в привычной обстановке он может расти творчески.
Погоня за успехом и деньгами часто заставляет людей отказываться от того, что действительно важно. Новеченто не хочет в этом участвовать. Он привык хранить верность главному чувству. Отказ от самого себя для него равносилен смерти. В их последнем диалоге Трубач с болью в сердце принимает это решение друга.
Спектакль «Легенда о пианисте», в котором нюансы, пожалуй, самое главное, только рождается, нет сомнений в том, что он найдет своего зрителя.
Нина Катаева, "Учительская газета", 15 июня 2021 года