В нем никого не убивают, никто не умирает, но сердце начинает щемить, когда понимаешь, что история, написанная 84 года назад, актуальна и по сей день. Спектакль «Дальше – тишина» народного артиста СССР Юрия Соломина, который поставил его на сцене Малого театра, создан по известному киносценарию американской писательницы Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню». Кроме того, это спектакль с историей – в театре Моссовета его некогда потрясающе сыграли Фаина Раневская и Ростислав Плятт. И вот теперь – история Людмилы Поляковой и Владимира Носика.
Взгляд со сцены
По словам Людмилы Петровны, история эта немного другая. Это не просто повествование, а целенаправленный месседж обществу.
– Юрий Мефодьевич, наш любимый и гениальный, а еще и мой педагог, – рассказала народная артистка РФ Людмила Полякова на встрече с журналистами, – он задумал этот спектакль как послание обществу, обращение к нашей нравственности, к нашей любви, к нашей доброте. Зритель хочет, чтобы с ним говорили серьезно, чтобы с ним говорили о высоком. Но не назидательно, а именно сердцем, душой. Только любовь оправдывает наше существование на этой земле. Только любовь. Делать, чтобы ближнему было лучше. Здесь эта тема становится ну такой душераздирающей! Люди, задумайтесь, отчего вы делите эти квадратные метры?!
Согласен со своей партнершей по спектаклю и народный артист РФ Владимир Носик. Он уверен, что постановка действительно приходится ко времени.
– Знакомые, которые смотрели этот спектакль, говорят: первое, что хочется сделать, это позвонить своим родителям, – рассказывает Владимир Носик. – Щепкин сказал, что театр – это храм, так вот, исходя из этого, можно заключить, что каждый хороший спектакль – это проповедь. Мы проповедуем. Недаром называется зеркалом сцена. Это зеркало, которое отражает то, что происходит в мире. Если вы обращали внимание, когда люди выходят из церкви, особенно женщины, у них другой взгляд. Они общались с высоким, чистым, хорошим. Они начинают по-другому видеть этот мир... Вспомните эти лица выходящих из храма. Наступает катарсис, очищение. И мы надеемся, что зрители, которые выходят с нашего спектакля «Дальше – тишина», испытывают этот катарсис.
От автора и режиссёра
Печальная история о Люси и Баркли Куперах, живущих в Америке, начиналась ничем не примечательно. В родительском доме собралась семья: пожилые родители и их дети, ставшие уже взрослыми и имеющие свои семьи и дома. Веселая атмосфера, разговоры, кто как поживает. И вдруг оказывается, что пожилая пара вскоре лишится дома, где они прожили много лет, родили и воспитали пятерых детей. Банк отбирает дом за долги. И вот об этом надеющиеся на помощь Люси и Баркли сообщают своим детям.
Что говорить, в настоящих семьях принято помогать друг другу и поддерживать. Поначалу дети придумали, как решить ситуацию: мама поживет у старшего сына, а папа – у младшей дочери, пока средняя дочь не возьмет их обоих к себе. Но на деле оказывается, что родители не нужны никому. Привязанность к родителям – это атавизм, рассуждают дети. И из-за их эгоизма маме и папе, прожившим вместе 50 лет и любящим друг друга, приходится расстаться навсегда. Правда, режиссер Юрий Соломин не говорит об этом прямо. Его финал показывает встречу пожилых Ромео и Джульетты на вокзальной площади: он уедет в Калифорнию к одной из их дочерей, она уйдет в дом престарелых, куда все равно рано или поздно ее отправила бы семья старшего сына. Юрий Мефодьевич оставляет надежду, что Люси и Баркли еще встретятся и будут вместе. Однако верится в это с трудом.
Из зрительного зала
Людмила Полякова и Владимир Носик играли, конечно, от сердца. Такая тоска чувствовалась в их образах, такая безысходность. Уже в середине первого действия в зале послышался шепот возмущения поведением детей. К концу действия зрители начали утирать слезы. Во втором действии многие плакали и от возмущения, и от жалости к пожилым людям, прожившим вместе столько лет и безжалостно разлученным детьми, и оттого что никто, имеющий детей, не застрахован от ситуации, произошедшей с Куперами. Я лично сломалась на сцене, когда Люси Купер не смогла уехать к больному мужу. У нее не хватило денег не только на самолет, но и на обратную дорогу в дом сына. Уткнулась в плечо мужа, решила для себя, что не сдамся ни за что, если не дай бог…
Увы, расстояние и недопонимание между поколениями растет. У родителей своя жизнь, у детей – своя. Причем не имеет значения, американская это семья или русская… Вот в спектакле один богатый бизнесмен, начальник старшего сына Куперов, говорит, что его сын относится к нему по-другому, с заботой и вниманием. Но не из-за денег ли он так любезен и предусмотрителен? Нет ответа у отца-бизнесмена. Мы растим детей, отдаем им свое здоровье, молодость, жертвуем многим из-за них. Мы радуемся их успехам и гордимся ими. Но можем ли быть уверены, что свою старость встретим не в одиночестве?
«Дальше – тишина» назвал свою постановку в театре Моссовета Анатолий Эфрос. Юрий Соломин не стал менять название, которое так подходит пронзительной истории о разлученных стариках. У всех нас дальше – тишина. Только жизнь даст ответ.
Татьяна ПЕТРОВА, "Калужские губернские ведомости", 28.05.2021
В нем никого не убивают, никто не умирает, но сердце начинает щемить, когда понимаешь, что история, написанная 84 года назад, актуальна и по сей день. Спектакль «Дальше – тишина» народного артиста СССР Юрия Соломина, который поставил его на сцене Малого театра, создан по известному киносценарию американской писательницы Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню». Кроме того, это спектакль с историей – в театре Моссовета его некогда потрясающе сыграли Фаина Раневская и Ростислав Плятт. И вот теперь – история Людмилы Поляковой и Владимира Носика.
Взгляд со сцены
По словам Людмилы Петровны, история эта немного другая. Это не просто повествование, а целенаправленный месседж обществу.
– Юрий Мефодьевич, наш любимый и гениальный, а еще и мой педагог, – рассказала народная артистка РФ Людмила Полякова на встрече с журналистами, – он задумал этот спектакль как послание обществу, обращение к нашей нравственности, к нашей любви, к нашей доброте. Зритель хочет, чтобы с ним говорили серьезно, чтобы с ним говорили о высоком. Но не назидательно, а именно сердцем, душой. Только любовь оправдывает наше существование на этой земле. Только любовь. Делать, чтобы ближнему было лучше. Здесь эта тема становится ну такой душераздирающей! Люди, задумайтесь, отчего вы делите эти квадратные метры?!
Согласен со своей партнершей по спектаклю и народный артист РФ Владимир Носик. Он уверен, что постановка действительно приходится ко времени.
– Знакомые, которые смотрели этот спектакль, говорят: первое, что хочется сделать, это позвонить своим родителям, – рассказывает Владимир Носик. – Щепкин сказал, что театр – это храм, так вот, исходя из этого, можно заключить, что каждый хороший спектакль – это проповедь. Мы проповедуем. Недаром называется зеркалом сцена. Это зеркало, которое отражает то, что происходит в мире. Если вы обращали внимание, когда люди выходят из церкви, особенно женщины, у них другой взгляд. Они общались с высоким, чистым, хорошим. Они начинают по-другому видеть этот мир... Вспомните эти лица выходящих из храма. Наступает катарсис, очищение. И мы надеемся, что зрители, которые выходят с нашего спектакля «Дальше – тишина», испытывают этот катарсис.
От автора и режиссёра
Печальная история о Люси и Баркли Куперах, живущих в Америке, начиналась ничем не примечательно. В родительском доме собралась семья: пожилые родители и их дети, ставшие уже взрослыми и имеющие свои семьи и дома. Веселая атмосфера, разговоры, кто как поживает. И вдруг оказывается, что пожилая пара вскоре лишится дома, где они прожили много лет, родили и воспитали пятерых детей. Банк отбирает дом за долги. И вот об этом надеющиеся на помощь Люси и Баркли сообщают своим детям.
Что говорить, в настоящих семьях принято помогать друг другу и поддерживать. Поначалу дети придумали, как решить ситуацию: мама поживет у старшего сына, а папа – у младшей дочери, пока средняя дочь не возьмет их обоих к себе. Но на деле оказывается, что родители не нужны никому. Привязанность к родителям – это атавизм, рассуждают дети. И из-за их эгоизма маме и папе, прожившим вместе 50 лет и любящим друг друга, приходится расстаться навсегда. Правда, режиссер Юрий Соломин не говорит об этом прямо. Его финал показывает встречу пожилых Ромео и Джульетты на вокзальной площади: он уедет в Калифорнию к одной из их дочерей, она уйдет в дом престарелых, куда все равно рано или поздно ее отправила бы семья старшего сына. Юрий Мефодьевич оставляет надежду, что Люси и Баркли еще встретятся и будут вместе. Однако верится в это с трудом.
Из зрительного зала
Людмила Полякова и Владимир Носик играли, конечно, от сердца. Такая тоска чувствовалась в их образах, такая безысходность. Уже в середине первого действия в зале послышался шепот возмущения поведением детей. К концу действия зрители начали утирать слезы. Во втором действии многие плакали и от возмущения, и от жалости к пожилым людям, прожившим вместе столько лет и безжалостно разлученным детьми, и оттого что никто, имеющий детей, не застрахован от ситуации, произошедшей с Куперами. Я лично сломалась на сцене, когда Люси Купер не смогла уехать к больному мужу. У нее не хватило денег не только на самолет, но и на обратную дорогу в дом сына. Уткнулась в плечо мужа, решила для себя, что не сдамся ни за что, если не дай бог…
Увы, расстояние и недопонимание между поколениями растет. У родителей своя жизнь, у детей – своя. Причем не имеет значения, американская это семья или русская… Вот в спектакле один богатый бизнесмен, начальник старшего сына Куперов, говорит, что его сын относится к нему по-другому, с заботой и вниманием. Но не из-за денег ли он так любезен и предусмотрителен? Нет ответа у отца-бизнесмена. Мы растим детей, отдаем им свое здоровье, молодость, жертвуем многим из-за них. Мы радуемся их успехам и гордимся ими. Но можем ли быть уверены, что свою старость встретим не в одиночестве?
«Дальше – тишина» назвал свою постановку в театре Моссовета Анатолий Эфрос. Юрий Соломин не стал менять название, которое так подходит пронзительной истории о разлученных стариках. У всех нас дальше – тишина. Только жизнь даст ответ.
Татьяна ПЕТРОВА, "Калужские губернские ведомости", 28.05.2021