Светлана
29 сентября 2022 г.
А.С. Пушкин «Пиковая дама»… Это произведение никогда не потеряет своей актуальности, ведь многим людям хочется получить без труда сразу много денег, используя даже самые невероятные и опасные способы обогащения. Но каков жанр повести – психологический триллер или ироничный рассказ с элементами необычайности, присущими самому великому поэту? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Режиссер Андрей Житинкин, поставив спектакль по рассказу Пушкина, нашел, кажется, золотую середину.
Спектакль – яркое, красочное, немного фантастическое действие. Прекрасные костюмы В. Зайцева, необычные и эффектные декорации, дивная музыка П. Чайковского, Ф. Листа, Г. Малера и А. Шнитке дают возможность зрителям сразу попасть в вихрь происходящих событий.
Главный герой Германн – инженер, обрусевший немец. Его отлично сыграл молодой актёр Максим Филатов. Жизнь Германна, казалось, точно рассчитана, но он имеет тайную страсть к игре. И вот, волею судьбы, желание быстро разбогатеть соединяется с этой страстью. Душа Германна открывается для соблазнов, а сама жизнь поставлена на карту. Актёр точно передаёт все колебания и страдания своего героя. А в финальной сцене, лежа, свернувшись калачиком, на карточном столе, безумный Германн выглядит совсем несчастным и жалким.
Графиню Анну Федотовну ярко показывает актриса Людмила Титова. Кто знает, какая графиня была в молодости? Вероятно девушка обаятельная, озорная, которая любит развлечения и азартные игры. Людмила Титова раскрывает интересные черты своей героини: даже спустя много лет она элегантна, полна жизненной энергии: охотно посещает балы, приёмы, прогулки, интересуется новыми романами, нарядами. Но… возраст! И она капризничает, срывается на воспитаннице Лизе. Графиня, как многие пожилые люди, верит в приметы, пугается двух свечей… И конец жизни связан с чарами карт. Неожиданное ночное появление Германна её пугает. Из последних сил Анна Федотовна пытается переубедить молодого человека, что рассказ про три карты шутка. И…трагический финал… Актриса интересно соединяет странные, порой пугающие черты своей героини с комичными и даже добротой – наказав Германа, который был невольной причиной её гибели, она (то есть её призрак), является в финале безумному Германну и, как ласковая мама, баюкает несчастного молодого человека нежной колыбельной.
Лизу, воспитанницу графини, замечательно играет актриса Любовь Ещенко. В ней есть всё, что объединяет романтических героинь Пушкина: печаль и нежность, чувствительность, скромность и трепетное ожидание любовных приключений. Обаяние, доброта, женственность, некоторая наивность – всё это мы чувствуем в Лизоньке… Такие черты украшают девушку в любое время исторической эпохи.
Алексей Фадеев очень хорош в образе Томского, внука графини. Томский – весёлый повеса и, вероятно, такой же, какой была его бабушка в молодости. Но он далёк от романтики, расчётлив и чуть-чуть интриган. Томский рассказывает невероятную историю о трёх картах, насмешничает, однако берет уроки по математике у Германна, чтобы с помощью расчётов планировать свою игру, собирается выгодно жениться.
Ещё один яркий персонаж, хотя и не главный герой – это Чекалинский, настоящий игрок. Его отлично показывает актёр Александр Ермаков. Чекалинский словно невидимой нитью связан с Пиковой дамой и с неведомым графом Сен-Жерменом. И именно он ставит последнюю точку в финале, проходя по сцене со словами: «И этот сгорел. Все-таки слаб человек!». Эта фраза вместила в себя и мистику, и насмешку, и приземлённую реальность.
Закончено действие. Германн сходит с ума, его товарищи по игре зажигают поминальные свечи, в глубине сцены открывается дверь, и снег под музыку Чайковского засыпает всё кругом, унося память о мистических трёх картах. А с волшебством театра создается атмосфера для размышления, и вместе с реальностью возникают чудеса.
Спектакль интересно пересматривать, находя в нём новое и современное, а разный актёрский состав даёт возможность видеть оригинальные находки артистов – словно мы на премьере!