Антон
16 декабря 2008 г.
Не буду скрывать, на этом спектакле я плакал. Впечатление огромное: казалось бы, чего ещё надо? Однако весь день сегодня провёл в раздумьях, что же мне так не понравилось, что же меня так раздражало на протяжении всего вечера, и что мешает мне посоветовать сходить в Малый на "Власть тьмы" своим друзьям.
Смею надеяться, что вызвать у зрителя слёзы - это не главная задача театра?
Во-первых, не понравилось вот что. Я ничего не читал об этом спетакле, ничего не знал о нём, но, идя в театр был просто уверен: Аким будет Кудинович, Никита - Фаддеев, Анисья - Иванова. Обидно, что угадал. Театр удивлять должен. А хуже всего то, что амплуа - это самое страшное зло, в конечном итоге дисквалифицирующее актёров.
Взять, к примеру, Иванову. Из года в год играет необразованных интриганок разной степени испорченности - и вот итог: Анисья подозрительно напоминает Наташу Прозорову, обе смахивают на Бабакину, и все три - будто клонированная Лиза из "Горя от ума". А ведь талантливая актриса! И женщина красивая, между прочим. Руководство театра, спасите человека, дайте ей поскорее какую-нибудь героическую или лирическую роль!
То же касается и Кудиновича. Да, неплохо насобачился говорить "по-простонародному", отточил это мастерство. Но Аким слишком важный образ, чтобы так просто с ним "разделаться". Элементарный вопрос, на который хотелось бы получить в театре убедительный ответ: зачем Толстой написал ему, и именно ему, столько этих знаменитых "тае"? Подозреваю, чтобы подчеркнуть: мужик тёмный, косноязычный, мысли формулирует еле-еле, а понимает больше всех. Может, я неправ - ну так разубедите меня! А в спектакле эти "тае" отлетали от Акима, как жаргонизмы какие-то, как нынешние "нах" или "блин". И были по большому счёту не нужны. Мелкий получился образ.
"Обмельчили" и Матрёну. Муравьёва играла хорошо, но играла злодейку (сам себе противоречу, нельзя хорошо играть злодейку). А у Толстого Матрёна не злодейка, а просто неграмотная, дикая женщина, которая никогда не видела другой жизни, и не знает, что ведёт себя, мягко говоря, нехорошо. В этом смысле очень показателен момент, когда Матрёна перед тем, как убить ребёнка, велит его покрестить. Увы, режиссёр с поразительной "чуткостью" сократил именно эту, такую важную для понимания характера героини, реплику.
В результате всего вышесказанного в спектакле не было самого главного - "Власти тьмы". Из обличительной, публицистической драмы получилась мелодрама про то, как две стервы довели бедного парня. Частный случай. Для придания действу окончательной "мыльности" на сцену выпустили некую Андрееву в роли Марины. Её неетественные завывания и оперные заламывания рук вызывали настоящие мурашки - к сожалению, не от восторга.
Ну и, конечно, поручать роль Анютки даме с такими прекрасными формами, а потом пугать эту даму какой-то "детосекой" - просто безумие. Это уже не Анютка, а целая Анна Каренина.
Бесподобно сыграл Носик роль Петра. Мне всегда нравились спектакли с участием этого артиста, и я обрадовался, увидев его в программке, но всё же был удивлён. Сыграть умирающего так правдоподобно, нигде не "пережать" - это мастерство на грани возможного. Сцена, где Пётр просит у Никиты прощения, просто ошеломляет.
Кстати, Фаддееву также огромный респект и большое человеческое спасибо за Никиту. Роль сложнейшая, образ интенсивно развивается по ходу сюжета, и актёр, я считаю, прекрасно справился, вытянул на себе весь спектакль.
Превосходно сыграл и Потапов (может, немножко лишку разорался в конце). Но, увы, точная, осмысленная и высокопрофессиональная игра троих актёров была в этом безыдейном, не имеющем ясного замысла спектакле (процитирую другого великого русского классика) "как луч солнца, попавший в яму".