Ольга Вихирева
31 октября 2005 г.
Вчерашний спектакль получился вполне в духе Хэллоуина.. Как раз в эту непонятную пору, в промежуток между осенью и зимой, в невесть откуда взявшийся лишний час, из небытия вполне могут возникнуть те самые «вурдалаки» и «мцыри», о которых толкуют герои пьесы.. Вот так дети в полудреме рассказывают друг другу страшные истории – и, в конце концов, сами верят в эти страшилки..
Кто-то чувствует себя в этой фантасмагории вполне как дома – как, например, Расплюев (Сергей Еремеев). Ему, во-первых, не до лирики: надо еще как максимум крест заслужить, как минимум семейство прокормить (когда-то еще сын Ванечка с грошовых взяток перейдет на нечто более солидное!). А во-вторых, он изначально существо полумифическое, способное выпивать и съедать за один присест столько, что ни одному вурдалаку не под силу!
Генерала Варравина (Алексей Кудинович) вообще одна дама-зрительница в сердцах назвала «Змеем Горынычем», честное слово! И точно - блестящий мундир-чешуя, развевающиеся полы плаща, а главное, хладнокровие и точный расчет – которые, в конце концов, оказываются сильнее хитроумного плана, придуманного Тарелкиным (Дмитрий Зеничев). Впрочем, интереснее даже не эта «горынычевость», а то, что она загадочно переплетается с азартом Игры.. Кажется, что не из-за одного поиска компромата оборачивается Варравин капитаном Полутатариновым, а из-за возможности побыть в новом образе - и не просто побыть, а поверить в него. Еще бы, «Шамиля брал!!»
И вот эта самая двойственность, игра серьеза-несерьеза неизбежно приводит к вопросу – а есть ли смысл чересчур углубляться в сумеречную мифологию? Дай Бог, спектакль проживет еще долго и увидит весну!
Пьесы Сухово-Кобылина держатся ведь не только на обличении «свинцовых мерзостей русской жизни»... Это еще и современнейший «нерв», хороший темп, стремительная динамика диалогов, точный и быстрый переброс мяча на другое поле. Мне показалось, что сейчас ритм действия как-то не совсем логичен – иногда он замирает чуть-чуть на дольше, чем нужно для передышки зрителю..
Конечно, появление человека-праздника, купца Попугайчикова, в поистине кустодиевском исполнении Дмитрия Кознова, заметно оживляет обстановку. Конечно, Дмитрий Марин делает из почти что бессловесной роли Ванечки целый характер.. Но вот еще бы чуть-чуть легкого дыхания! Ведь уж на что, кажется, смертельные враги Тарелкин и Варравин, и то в финале оказываются чуть ли не братьями по духу и лучшими приятелями.. Единственное, Варравин пожестче – он в управляющие имением, как потерпевший на этот раз неудачу Тарелкин (сразу вспомнился блистательный Остап с его переквалификацией в управдомы!), не пойдет – поэтому и генерал…
И может быть, этот несерьез добавит красок первому, безумно сложному для исполнения монологу? (Согласна, сегодняшнему зрителю вообще трудно воспринимать монологи – от клипового ли мышления это, от еще чего-то, но все-таки диалог ближе ритму нашей жизни).
И последнее – по моему глубокому убеждению (может быть, неправильному, но это ведь только моя точка зрения!), в каждой пьесе идет речь о Любви... «Тарелкин» – о любви к Игре, к риску, азарту – и о том, как важно «оценить красоту игры». Недаром Тарелкину куда легче, чем первый монолог, дается речь на собственных похоронах – здесь есть Зрители!
А в том, что зрители у Тарелкина найдутся всегда - не сомневаешься… не пропадет и управляя имением, а там, глядишь, и до генерала дослужится! Ролей еще много будет!
И того же самого хочется пожелать Дмитрию Зеничеву – Работы, Ролей – заглавных или нет, неважно, но любимых – и Радости!