Наталия
3 апреля 2004 г.
Квинтэссенция истории (и не только)
на сцене Малого Театра.
Именно на сцене Малого Театра...
Историческая драма А. Толстого "Смерть Иоанна Грозного" является классическим образцом данного жанра. Но само по себе, это произведение не являло бы такой высокой художественной ценности, так как написано оно именно для сценической постановки. Драматическая форма и историческая привязка несколько ограничивают автора в возможностях творческой экспрессии, в описательных методах, но Толстой старался переступить через это.
"Поэт... имеет только одну обязанность, - писал он в "Проекте постановки" "Смерти Иоанна Грозного", - быть верным самому себе и создавать характеры так, чтобы они сами себе не противоречили; человеческая правда - вот его закон; исторической правдой он не связан. Укладывается она в его драму - тем лучше; не укладывается - он обходится и без нее". Но все-таки, попытка совмещать историческую правду с человеческой дает себя знать- персонажи трагедии весьма естественны и правдивы (как понимал это сам автор), но вот индивидуальность каждого героя обрисована не всегда достаточно ярко, им явно недостает того, что криминалисты называют "особыми приметами", или даже "броскими приметами" - явственных черт личности, не просто отличающих ее от других, но и становящихся ее характерными признаками.
Но довольно пресные и неодухотворенные персонажи трагедии А. Толстого в спектакле Малого Театра наполняются реальным жизненным содержанием. И не просто черно-белой "жизненной правдой", становясь выражателями человеческой морали автора. Режиссеру спектакля, В.Н. Драгунову, удалось сконцентрировать все динамично развивающиеся и сталкивающиеся друг с другом судьбы героев (их прошлое, настоящее и даже будущее. И более того - судьбу всей России) в скромных рамках 3 часов и одной сцены, с сохранением социально-политических и гуманистических сверхидей Толстого, заложенных в драме.
Кроме того, бесспорны заслуги актерского состава, особенно Я.П. Барышева в роли Иоанна Грозного (в его исполнении царь Иван IV поражает своей неожиданной многоплановостью, богатством скрытых подтекстов личности) и А.В. Коршунова, являющего образ Бориса Годунова, погружающегося в самоанализ и рефлексию, исполненного внутренних противоречий между своим скрытым желанием власти и поверхностной жаждой добра.
Таким образом, на сцене Малого Театра создателям спектакля удалось воплотить замысел А.Толстого, обогатив его более глубоким подходом и раскрытием самых глубин "жизненной правды" исторической драмы.
Поздравляю всех, кто участвует в создании спектакля "Царь Иоанн Грозный" с наступающим 29 апреля девятым годом жизни спектакля!!!
Особая благодарность В.Н.Драгунову.