Наталия
12 марта 2004 г.
Классика - классике.
"Оригинальность этой книги заключается в том,- писал Альфред де Виньи о своем произведении, что в ней все похоже на роман,тогда как она целиком представляе собой историю"
Бесспорно.
впервые посмотрев спектакль "Плащ кардинала" по роману Альфреда де Виньи "Сен-Мар, или заговор во времена
Людовика XIII" у меня родился ряд вопросов по поводу исторических неточностей, подмеченных в постановке. Тогда я решила обратиться к оригиналу (честно говоря,в Москве мне этот роман найти в продаже не удалось...). В оном я так же столкнуласьс этой "незадачей".
объяснение противоречиям между вышеуказанным высказванием автора и фактическими погрешностями, раскрытие понимания автором Истории обнаружилось во вступительной статье к роману под авторством С. Сказкина:
"история, в том виде, в каком ее представляет себе историк, следуя фактам,.. не может удовлетворить мыслящего человека... Человек желает чего-то более завершенного, какого-то обобщения той обширной цепи событий,..ибо он хотел найти примеры, которые могли бы послужить для извлечения нравственных истин... Исторической правде он [автор]противополагает нечто "высшее" - историческую истину, постигаемую икусством, и поэтому он настаивает на том, чтобы его роман воспринимался как история."
В принципе, это объясняет любые искажения фактов в любых исторических произведениях. Но это только если презюмировать за автором такие вот благородные идеи, стремление во что бы то ни стало улучшить мир. Увы, в искренность таких намерений большинства авторов верится с трудом... но Альфред де Виньи - "вне подозрений"! Роман "Сен-Мар..." - возвышенный, рыцарский, высоконравственный, моралистический (извиняюсь за пафос,но того требует авторский замысел!). а ведь именно эти эпитеты часто приписывают классической школе Малого театра. А идея властолюбия как "восьмого смертного греха" сама по себе актуальна и уже не раз затрагивалась в других спектаклях Малого театра. Так что, выбор произведения де Виньи (в переработке П. Гусева) режиссером Владимиром Николаевичем Драгуновым кажеться вполне оправданным.
Работа была выполнена на достойном уровне - во всем видна продуманность до мелочей (явно - во внешнем оформлении спектакля (очень красивая сценография!), скрыто - на уровне ассоциаций и аналогии - Например, цветовое решние костюмов героев соответсвует не только исторческой правде, но и связывается с цветами в шахматах, любимой игре Ришелье, подчеркивая идею, что все герои - лишь пешки в руках Великого Человека.)
"я обещал Вам употребить все свое икусство и весь свой авторитет, .. чтобы возвысить имя Ваше среди других наций..." (Из обращения Ришелье к Людовику XIII в "Политическом завещании") Действительно - искусство и авторитет кардинала - не просто слова, а явления огромной значимости. Трудно представить кого-либо, кроме Ярослава Павловича Барышева в роли "великого нивелировщика", Армана Шарля де Ришелье, кардинала Ларошельского. Здесь талант и искусство актера не уступает таланту государственного деятеля! Другие актеры ( в особенности Е. Харитонова, С.Кагаков, П. Кипнис, В. Зотов) тоже явно соответствуют своим характерным персонажам.
Что и говорить, "Плащ кардинала" - серьезный спектакль для серьезных, понимающих, "мыслящих" людей.
Спасибо всем,
кто участвовал
в его создании!!!