Абель Илья Викторович
30 ноября 2011 г.
Спектакль "Наследники Рабурдена", судя по тем фрагментам, которые представлены на сайте Малого театра, профессионально сделан, точно поставлен, ориентирован на современного зрителя. Он затрагивает тему, которая сейчас - люди гибнут за металл - особенно актуальна.
Таким образом, очевидно, что он буквально может быть о все обречен на успех, но на выезде, поскольку для московского зрителя, для постоянного зрителя Малого театра он представляется несколько бенефисным (роль Езепова) и по сути своей антрепризным.
Он играется в хорошем темпе, с точными характеристиками для каждого персонажа. В нем есть волшебство режиссуры( а Владимир Бейлис обладает умением воссоздать увлекающую атмосферу театрального действа). Но при этом в нем больше эстрады, чем театра. Даже немного шоу, от чего проигрывает именно театральность.
Главное в спектакле - интрига. И в буквальном смысле слова вокруг нее все и вертится в данном случае. Что, в свою очередь, отрицательно сказывается на общем впечатлении от увиденного для размышляющего зрителя.
Чего стоит , например, артист , играющий еврея. Внешне -все вроде бы верно: черный лапсердак, ермолка( кипа) на парике светлого цвета. Но выглядит это со стороны достаточно комично и достигает эффекта, прямо сказать, иного, чем ожидался.
Это можно распространить на все, что увидено в представленных фрагментах спектакля. По сути, в филиале Малого идет, на самом деле, аналог оперетты. И только мастерство режиссера и четкие указания, которые даны актерам, а также их профессионализм, актерская школа - все это поднимают все же спектакль над легковесностью оперетты, банальностью эстрады , над вызыванием смеха любой ценой в антрепризе.
Тогда легкость и смотрибельность спектакля кажется чуть больше легковесной, чем могло бы быть в Малом театре, а злободневная тема просто проговорена.
И это при том, что класс постановки виден и ощутим в каждой мизансцене. Но из-за увлечения самоигральностью все достоинства данной постановки несколько умаляются поверхностностью ее интерпретации.
Возможно, что Малый театр и хотел иметь в своем репертуаре спектакль легкий, веселый и аттракционный.
Если такая задача была поставлена в этот раз, то она выполнена блистательно и стильно.
Если задача была другой, то все равно получился спектакль зрительский. Хотя уровень его мог быть выше, а само действо - несколько серьезнее и значительнее.