Светлана и Ольга
18 июня 2013 г.
Спектакль по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» был поставлен легендарный актёром Малого театра Игорем Ильинским в 1982 году. Сегодня спектакль возобновлен, и, не смотря на то, что состав исполнителей изменился, осталось бережное отношение к классической постановке этой грустной, очаровательной и поэтичной комедии Чехова. Меняется жизнь и меняется отношение зрителя к поступкам героев, происходит переосмысление.
С первых минут спектакля дивные декорации погружают зрителя в чарующую атмосферу старой дворянской усадьбы. Над уютной обстановкой дома не потолок, а ветки вишневого сада переплетаются как кружева... На протяжении всей пьесы они напоминают об уходящем прошлом героев, о невозможности вернуть прежнюю жизнь, о потерях того, что они когда-то любили.
Хозяйка усадьбы Любовь Андреевна Раневская (актриса Светлана Аманова) возвращается домой из-за границы. Раневская жизнерадостный и добрый человек, но чувствуется её душевная боль от расставаний и утрат, которые она пережила в жизни. С. Аманова точно передает щемящую тоску своей героини, которую она пытается скрыть от других. Неизбежны перемены, а Раневская так и не может с ними смириться. В финале пьесы она от безысходности снова уезжает в Париж.
Её брат, элегантный и подтянутый Леонид Андреевич Гаев прекрасно показан актёром Валерием Бабятинским. Гаев – ленивый аристократ, не приспособленный к труду. Он любит философствовать, в его речах часто появляются поэтические нотки, которые порой со стороны немного комичны. Гаев, любитель бильярда и леденцов, лишенный прагматизма, не может найти себе места и дела в новой жизни, так как привык к праздности. Он всей душой сопротивляется продаже вишневого сада, но понимает, что прошлого не вернуть. В конце, растерянный, он уходит, пытаясь убедить себя и всех, что будет теперь посещать службу.
Варя, приёмная дочь Раневской, одна из всей семьи реально воспринимает всё происходящее. Этот образ чудесно создан актрисой Ириной Жеряковой. Очень точно переданы все чувства Вари: переживания за мать, за вишнёвый сад, любовь к сестре и невозможность жить без работы.
Полная противоположность хозяевам усадьбы купец Ермолай Лопахин, отлично сыгран актёром Алексеем Фадеевым. Лопахин – прежде всего человек дела. И в этом противопоставлении главных героев заключается конфликт пьесы. Позиция Лопахина по-своему справедлива: надо уметь жить, строить планы, преодолевать препятствия, не придаваясь унынию. Он пытается уговорить Раневскую и Гаева спасти усадьбу и готов помочь им в этом, но в его планы входит вырубка сада, чего не могут одобрить хозяева. В финале пьесы, получив возможность управлять всей усадьбой, Лопахин празднует свою победу с купеческим размахом, но ему всё-таки жаль Раневскую и Гаева. Но перспективных планов у Лопахина пока нет. Он размышляет о дальнейшей жизни, но не готов жениться на Варе. И его тоже пугают серьезные перемены.
Петя Трофимов великолепно показан актером Степаном Коршуновым. «Вечный студент» с чистой душой и своим видением мира противопоставлен всем героем пьесы. Петя кажется то слишком рассудительным, то романтиком. Он верит в новую жизнь, полон надежд, готов к переменам и убеждает в этом Аню, дочь Раневской (актриса Варвара Андреева). «Прощай, старая жизнь… Здравствуй, новая жизнь!..» В этом и заключается оптимизм пьесы Чехова.
И самый трогательный образ в пьесе – это Фирс, старый лакей. Его душевно и ярко показывает актер Юрий Иванович Каюров. Фирс не кажется жалким, в нем нет раболепия, а только искренняя преданность. Он человек долга, по-хозяйски заботится об усадьбе и хозяевах, не хочет верить, что уходит эпоха, меняются ценности. В финальной сцене Фирс один остается в доме, которому так долго и честно служил.
Да, жизнь идет вперёд, наступает новое время. И не всегда мы принимаем перемены, часто теряем вместе с ними то, что нам было дорого. А пьеса А.П. Чехова снова и снова дает нам пищу для размышлений и дарит целую волну эмоций.